По словам главы предприятия, контракт с Уральским заводом гражданской авиации, который по заказу Минпромторга России разрабатывает новый самолёт, был подписан в середине марта.
Губернатор Дмитрий Азаров подчеркнул, что в нынешней ситуации важны вопросы импортозамещения и дополнительной загрузки самарского легендарного предприятия. «Вместе с вами мы продолжим работу и по другим проектам. Будем работать и с госкорпорацией, и с Минпромторгом России», - добавил Азаров.
Также на заводе приступят к разработке среднемагистрального самолёта на 75 пассажирских мест. Ожидается, что он станет преемником легендарного ТУ-154.
Аббревиатуру ТВРС-44 следует расшифровывать как «турбовинтовой региональный самолёт на 44 пассажирских места. Для судна были специально разработаны новые двигатели в подмосковном «ОДК-Климов». Судно сделают на основе созданного еще в социалистические времена, но не успевшего выйти в серийное производство чехословацкого самолета L-610. В конструкцию внесено множество изменений, а часть узлов и вовсе «перекочевала» на новый самолет с уже освоенных самарским заводом моделей.
Самолет сможет взлетать с грунтовых аэродромов, работать в неблагоприятных погодных условиях, выдерживать перепады температуры.
При этом расход топлива у «Ладоги» будет в два раза меньше, чем у Як-40. Серийный выпуск планируется начать в 2024-2025 годах. Самым крупным подрядчиком в создании «Ладоги» станет именно самарский «Авиакор».
ТВРС-44 получил название «Ладога» при достаточно курьёзных обстоятельствах. В конце января на совещании по авиастроению в Воронеже премьер-министр Михаил Мишустин призвал думать о брендировании новых отечественных самолетов и давать им названия без сложных аббревиатур, которые никто не может запомнить. В качестве примера был упомянут 44-местный турбовинтовой лайнер ТВРС-44. В Минпромторге пообещали оперативно провести конкурс на название самолета.
Согласно данным СПАРК, основные компетенции предприятия «Авиакор - авиационный завод» сегодня: строительство самолетов, капремонт и техническое обслуживание различных типов воздушных судов, компонентное производство. Ранее завод специализировался на выпуске самолетов Ту-154 и долгое время являлся одним из флагманов мирового авиастроения. «Авиакор» через «Русские машины» принадлежит Олегу Дерипаске. Предприниматель получил компанию еще в апреле 1999 года, почти 15 лет он без особого успеха пытался наладить выпуск турбовинтовых Ан-140 в кооперации с харьковским заводом «Антонов».
Однако после госпереворота на Украине в феврале 2014 года, на фоне последовавшего за ним конфликта между Киевом и Москвой самарско-харьковская кооперация была разорвана.
Сейчас «Авиакор» в основном ремонтирует и модернизирует стратегические бомбардировщики Ту-95МС. Рентабельность по военным контрактам, по информации СМИ, довольно низкая - около 3-5%. Еще предприятие ремонтирует пассажирские Ту-154, которых в мире осталось всего около 40 штук. Сегодня компания «еле-еле выживает», жаловались на анонимных условиях рабочие автору статьи, ремонтных денег не хватает даже на зарплаты. Много лет завод приносит сплошные убытки – например, по итогам 2019 года он составили свыше 400 млн рублей. Более свежих данных в открытом доступе нет.