" ... Едут на автомобилях, останавливаются в отелях всего на пару дней, везут свои продукты и меньше выпивают. Такой портрет российского туриста в Крыму в 2019-м году. ...
... массовость туристического потока компенсируется безденежьем среднего туриста, который экономит на всем, от еды до проживания, старается не задерживаться на одном месте дольше 2-3 дней, и все чаще предпочитает жить в палатках, а не в апартаментах.
«Общение с представителями крымской туротрасли выявили следующие тренды этого сезона:
1. Сезон очень рваный - то пусто, то грустно.
2. Народ поехал, основная масса туристов на автомобилях. Кочуют по Крыму, останавливаясь на 2-3 дня, чем очень сильно бесят отельеров и частный сектор.
3. Массовый турист не готов платить выше 2500 руб за номер, большинство снимают по 1200-1800 руб/сутки на семью. Цена койки места 250-300 руб и не выше.
4. Дешевые Столовые еще в тренде, но кухня в номере для многих туристов предпочтительнее, которые везут с собой мешки продуктов, в Крыму цены однозначно выше, особенно в курортных поселках. Крымские торгаши просто уху пере ели.
5. Туристы меньше стали выпивать, денег мало, догоняются не крымским вином, а водкой.
6. Экскурсионная программа интересна, но самая бюджетная и под боком.
7. Отельеры просели на 20-40% в выручке по сравнение с прошлым годом, а косты выросли.
8. Все надеются на открытие железнодорожного моста, но боятся, что поедет еще более бюджетный клиент.
9. Абсолютно все мои собеседники проклинают местные власти и Минтуризма Крыма. Первые не подготовились к сезону, остались все системные проблемы ...
10. Сезон 2020 года возможно и будет более массовым, но с финансовый точки зрения он будет еще хуже для туротрасли - косты вырастут, а маржинальность снизится. Крымские власти не смогут создать необходимую инфраструктуру для тех, кто поедет на поездах ..."
А теперь - по пунктам.
1. Едут на автомобилях ... Так ведь иного способа попасть туда пока нет, а РЖД и автоперевозчиками радостно приподняли цены на все поездки. Так что, даже при цене бензина 45-50 руб/литр семье при наличии машины проще ехать именно на ней.
2. Безденежье туристов ... Так откуда быть "денежным туристам", когда у нас практически вся экономика "просела", заработки имеются в основном в Москве и Питере. В регионах стабильная з/п в районе 25000 руб. - за счастье, в основном ниже (это и была одна из причин, в связи с которой лично я ушел с предприятия ООО "КАЗ", т.к. з/п стабильно снижалась). Нет у нас массы "богатых туристов". Просто нет.
3. "Рваность" сезона ... Так условий для регулярного равномерного приёма отдыхающих тоже нет. Всё ориентировано на сезон - цены, условия, продукты. Было бы регулярное обеспечение - был бы и интерес приезжать в Крым в любое время года.
4. Про "крымских" торгашей - в точку! И "краснодарских" к ним же в кучу. Эти "пидарги" (другого слова не могу подобрать в богатом своём лексиконе) в погоне за быстрой наживой цены накручивают минимум в 2-3 раза. А когда им на это указывают - аргумент один: "Нас сезон кормит". Хотя сами торгаши реально ни во что в Крыму не вкладываются.
5. Про "выпивание" туристов ... А что там пить? Раньше (что в СССР, что при Украине) в Крым ехали за морем, фруктами и дешевым вином. Сейчас Крым стал "наш", пришли новые собственники (которые быстренько перехватили винпромышленность у "хохлов") и ... первым делом - взвинтили цены на вино! При этом, основная масса вина производится сейчас в Крыму не из своего винограда, а из привозного виноматериала, достаточно спорного качества и весьма низкой цены. В целом - всё как в пункте №4. Хотя, я считаю - это реальная трагедия Крыма! Край исторического виноделия, а вино - "чужое" и дорогое.
6. То что отельеры "просели" - это было опять же ожидаемо. Ведь они реально кроме своих "курятников" ничего не делали в Крыму. А цены ... Цены мы хотим как в Европе. Так что хотят что-либо получить - пусть вкладываются не только в развитие личного подворья, но и в окружающую инфраструктуру.
7. Ну и про "проклятия" властей и Минтуризма ... Просто хочется напомнить, что данные структуры не должны обеспечивать "халявные" условия для частного бизнеса. Но в силу местного менталитета, обширности семейных связей и криминализации крымских властей - весь крымский турбизнес уверен в своей исключительности. Такое впечатление, что им пообещали всё! и обманули. а они обижены на всех и вся. И очень хорошие.
Неоднократно отмечал, что пока в Крыму не создадут реальных промышленных мест, которых ранее при СССР там было достаточно, пока не будет переломлено "халявническое" мышление населения, сформированное в Крыму при Украине - толку от Крыма, и в Крыму - не будет.