Спросил ИИ..
как скажется на двигателе добавление в бензин не 1,5, а 10% спирта?
Отличный вопрос. Разница между добавкой 1.5% и 10% спирта в бензин — это принципиальная разница между "почти без последствий" и "серьезным риском для двигателя".
Если коротко: добавление 10% спирта (этанола) в обычный бензин скорее навредит двигателю, не рассчитанному на такое топливо.
А теперь подробно разберем последствия.
Чем опасен спирт (этанол) для двигателя?
Гигроскопичность (впитывание воды):
Спирт активно впитывает влагу из воздуха. В баке образуется смесь бензина, спирта и воды. При низких температурах это может привести к расслоению топлива: бензин останется сверху, а внизу соберется смесь воды и спирта. При запуске двигателя эта "водка" попадет в систему, что вызовет пропуски зажигания, троение и может привести к гидроудару (что равноценно капитальному ремонту).
Вода вызывает коррозию металлических деталей топливной системы (бак, топливные магистрали, форсунки) и алюминиевых деталей двигателя.
Агрессивность к материалам:
Спирт — сильный растворитель. Он может разрушать резиновые уплотнители, шланги, пластиковые и пластиковые детали старой топливной системы, которые не были рассчитаны на контакт с этанолом. Это приводит к утечкам топлива и выходу из строя деталей.
Он смывает защитную пленку со стенок бака, что может привести к попаданию ржавчины и грязи в топливный фильтр и форсунки.
Изменение топливовоздушной смеси:
Этанол имеет более низкую энергетическую ценность (примерно на 30% меньше, чем у бензина). Чтобы получить ту же мощность, двигателю нужно сжечь больше такого топлива.
Однако, для сгорания этанола требуется меньше воздуха (стехиометрический коэффициент ~9 против ~14.7 у бензина). В результате, смесь, которую готовит штатный компьютер, становится бедной. Это приводит:
К потере мощности и приемистости.
К перегреву двигателя (бедная смесь горит hotter).
К повышенному износу деталей (опять же из-за перегрева).
В долгосрочной перспективе — к прогоранию клапанов и поршней.
Повышенный износ:
Из-за обедненной смеси и перегрева.
Этанол обладает меньшими смазывающими свойствами, что может негативно сказаться на ресурсе топливного насоса высокого давления (в системах с непосредственным впрыском) и форсунок.
Сравнение: 1.5% vs 10%
1.5% спирта: Это незначительная концентрация. Большинство современных двигателей справятся с ней без заметных последствий. Такой процент может случайно оказаться в бензине из-за естественного влагопоглощения или несовершенства технологий на АЗС. Риски минимальны.
10% спирта: Это уже серьезная концентрация, которая переводит топливо в другой класс. Последствия, описанные выше, становятся весьма вероятными, особенно для:
Старых автомобилей (выпуска до ~2000-х годов).
Мотоциклов, лодочных моторов, бензопил, газонокосилок и другой малой техники. Их топливные системы почти никогда не рассчитаны на этанол.
Автомобилей, не адаптированных производителем для топлива E10 (а это почти все автомобили на рынках СНГ, кроме самых последних моделей).