Россияне сталкиваются с перспективой дефицита в советском стиле, поскольку санкции кусаютсяВ авиации нехватка важнейших деталей может привести к заземлению большей части флота страны и превратить полеты в ‘русскую рулетку’Ужаленная западными санкциями, Россия начинает превращаться в вторичную экономику, зависящую от бедных заменителей, где дефицит вызывает воспоминания о потребительской пустоши, которая была Советским Союзом.
В то время как она может найти новых поставщиков для некоторых товаров и компонентов западного производства в дружественных странах, таких как Китай и Индия, Россия все более полна решимости сделать это самостоятельно - возвращаясь к политике импортозамещения, которая привела к огромному, хотя и глобально неконкурентоспособному промышленному комплексу до падения Берлинской стены.
Москва уже сталкивается с серьезными вызовами.
Например, российский авиационный сектор не в состоянии обеспечить себя запчастями от западных производителей самолетов. Около 80 процентов коммерческого флота России состоит из самолетов иностранного производства, преимущественно Airbus и Boeing, которые прекратили вести бизнес с Москвой.
Авиакомпания “Уральские авиалинии”, имеющая более 50 самолетов Airbus, прогнозирует, что сможет безопасно летать на них всего несколько месяцев, прежде чем ей придется начать "каннибализм" с других самолетов — постоянно заземлять некоторые самолеты, чтобы разобрать их на запчасти. Лоукостер “Победа”, входящий в государственную группу "Аэрофлот", уже сократил свой парк с 41 до 25 самолетов, используя свои приземленные самолеты для "каннибализированных" частей.
Решение Ericsson и Nokia заморозить бизнес с Россией, тем временем, оставило сотовых провайдеров там внезапно рыскать по миру для подержанных башен и частей для поддержания и расширения сети, которая более или менее шла в ногу с Соединенными Штатами и Европой. Даже китайская Huawei, похоже, неохотно заполняет пробел, на неопределенный срок откладывая российское развертывание технологии 5G следующего поколения, услуги, которую поставщики тестировали до вторжения в Украину.
“В течение пяти лет между Россией и остальным миром будет огромный разрыв” по сотовой связи, сказал Григорий Бакунов, эксперт по российским технологиям.
После недавнего выхода французского автопроизводителя Renault Россия возобновляет производство "Москвича" — советской марки, которая обанкротилась два десятилетия назад из-за неспособности достичь иностранных стандартов качества. Его воскрешение, возможно, с помощью Китая, может либо ускорить производство отечественных альтернатив, либо увидеть новое поколение драндулетов, засоряющих российские дороги.
Перебои с поставками, однако, затронули не только сборочные линии, которые полагаются на передовые технологии, но и те, которые используют импортные материалы. Санкции “в отношении Российской Федерации практически сломали всю логистику в нашей стране”, - признал министр транспорта России Виталий Савельев журналистам в минувшие выходные во время визита в Астраханскую область России.
Под капотом российской экономикиРубль восстановился после первоначального обморока после того, как санкции были введены зимой, и российская правительственная казна переполнена нефтяными доходами. Европейские страны предприняли шаги по сдерживанию зависимости от российской нефти и газа, которые на сегодняшний день являются ее крупнейшим экспортом, даже несмотря на то, что Москва наращивает продажи в Азию.
JPMorgan в этом месяце прогнозировал, что рецессия, вызванная санкциями, будет менее резкой, если не более затянутой, чем прогнозировалось ранее. Некоторые экономические показатели, включая потребление электроэнергии, указывают на более высокую, чем ожидалось, деловую активность.
Но посмотрите под российским капотом, и в фокусе окажется более мрачная картина.
Россия никогда не была знаменосцем глобализации. В рейтинге глобализации, опубликованном в прошлом году Швейцарским экономическим институтом KOF, Россия занимает 51—е место - после Маврикия, Иордании и Украины. После первой волны западных санкций в 2014 году, после того как Москва аннексировала украинский Крым, Россия обратилась внутрь, стремясь еще больше полагаться на внутреннее производство.
Но этот сдвиг никогда не работал. Россия добилась определенных успехов в производстве продовольствия, снизив зависимость от импорта и удовлетворив большую часть внутреннего спроса. Но отчет Российского центрального банка за 2021 год показал, что 65 процентов отечественных компаний по-прежнему нуждаются в импорте для производства.
Санкции теперь закрыли дверь для широкого спектра этих важнейших факторов. Хотя многие из них не были прямо запрещены, их доступность исчезла, поскольку иностранные компании избегают вести бизнес в России. Для россиян перспектива снижения потребительского выбора и ухудшения качества восходит к трагикомической эпохе, лихо высмеиваемой в рекламе 1980-х годов Wendy's, которая изображала советский показ мод, в котором российские “дневная одежда”, “вечерняя одежда” и “купальники” были все тем же скучным серым халатом.
“Особенно для чего-то более сложного, им придется полагаться на то, что они могут производить, и они будут использовать проекты или шаблоны, которым, возможно, 10 или 20 лет”, - сказал Томас Мальмлоф, старший научный сотрудник Шведского агентства оборонных исследований. “Технологический разрыв [с Западом] станет больше, и они не смогут его преодолеть”.
Больше всего пострадали отрасли, требующие микрочипов и других труднодоступных передовых технологий. “Автомобили, танки, средства гигиены, даже печатная бумага. Именно здесь вам нужны микрочипы, а также специализированные химикаты и другой импорт, который Россия испытывает проблемы с получением ”, - сказал Андерс Аслунд, экономист, который долгое время изучал Россию.
В авиационном секторе даже самолеты российского производства полагаются на критически важные компоненты западного производства. Несколько российских авиакомпаний, эксплуатирующих российские самолеты Sukhoi Superjet 100, сообщили правительству, что они больше не могут обеспечить надлежащее техническое обслуживание своего французско-российского двигателя SaM146. Если решение не будет найдено быстро, предупреждают авиакомпании, большая часть их флотов российского производства может быть заземлена к осени, сообщает РБК.
Даже самые оптимистичные аналитики говорят, что России может потребоваться как минимум пару лет, чтобы разработать сборочные линии для коммерческих самолетов, изготовленных почти исключительно из местных компонентов. Другие аналитики прогнозируют, что это может занять гораздо больше времени, если это вообще произойдет.
“Мы не думаем, что на коммерческом фронте им особенно выгодно в ближайшей или среднесрочной перспективе поддерживать или начинать производство конкурентоспособных отечественных самолетов гражданской авиации”, - сказал высокопоставленный чиновник администрации Байдена, который говорил на условиях анонимности, чтобы обсудить внутренние оценки.
До вторжения большая часть российского коммерческого флота была арендована у иностранных компаний: самолеты, которые Москва конфисковала после санкций. Большая часть самолетов была зарегистрирована на Бермудских островах и в Ирландии, где местные инспекторы подтвердили их летную годность. Европейские авиационные власти выразили тревогу по поводу того, что российские авиакомпании имеют ограниченную инженерно-техническую поддержку для обслуживания самолетов и что российские инспекторы не имеют необходимых знаний.
Некоторые россияне особенно обеспокоены тем, что Росавиация, российский авиационный регулятор, ослабила правила о том, кто может проводить техническое обслуживание самолетов теперь, когда западные компании больше не могут или не хотят это делать. Задача ляжет на местные фирмы, чьи возможности и подготовка были подвергнуты сомнению критиками. Россия начинает выдавать собственные сертификаты летной годности для самолетов, которые во многом определялись иностранными инспекторами.
“Раньше показатели безопасности в России не были звездными, может быть, на уровне Индонезии”, - сказал авиационный аналитик Владимир Билоткач. “Но теперь полет российского перевозчика превращается в игру в русскую рулетку”.
Дефицит американского алкоголя и итальянской тканиВ Москве бизнес остается оживленным в ресторанах, которые всего несколько месяцев назад опасались, что санкции заставят их закрыться. Это признак, по крайней мере в столице, что деньги от экспорта нефти и шаги правительства по снижению процентных ставок и повышению зарплат и пенсий притупили влияние. Несколько заведений пытались адаптироваться, придерживаясь местных продуктов питания. Однако более серьезной проблемой является выпивка.
По оценкам российских дистрибьюторов, США ежегодно экспортировали в Россию около 7 миллионов литров виски, рома, джина и бурбона. Чтобы восполнить дефицит, они обращаются к более мелким, менее известным брендам.
“Даже если все остальные города России страдают и завтра им едва хватает хлеба, в Москве все равно будут деньги”, - сказал владелец коктейль-бара в Москве, который говорил на условиях анонимности, потому что его инвесторы не уполномочили обсуждать деловые вопросы. “Кроме того, люди, похоже, привыкли к ситуации. … Моя главная проблема сейчас - [отсутствие] американского алкоголя ”.
Там, где товары все еще доступны, они часто дороже, что помогает поддерживать инфляцию более высокими темпами, чем на Западе, или более низкого качества.
“Послушайте, я буду честен, если нам нужно сшить качественную одежду, мы обычно идем и покупаем хорошую итальянскую ткань”, - сказал владелец текстильной фабрики в Московской области, который говорил на условиях анонимности из-за страха правительственных репрессий. Компания, по ее словам, все еще работает с существующими запасами высококачественных тканей, но теперь взвешивает, стоит ли переключаться на производство более дешевой одежды или просто закрыться после того, как запасы закончатся. “Качество того, что доступно в России, просто не на одном уровне”, - сказала она.
Наталья, владелец московской логистической фирмы, которая отказалась назвать свою фамилию, потому что боится правительства, рассказала, как санкции стимулировали рост цен. Запрет на въезд грузовиков ЕС в Россию или Беларусь означает, что товары, путешествующие по суше, теперь должны быть выгружены на границе, а затем загружены в новые грузовики, которые могут въезжать в Россию и пересекать ее. Между тем, запреты на полеты закрыли легион воздушных маршрутов.
“Что происходит? Как вы думаете, что произойдет? Цена растет, растет и растет ”, - сказала она.
Там, где это было возможно, российские производители пытались восполнить дефицит, обратившись к Турции и рынкам в Азии. Но связанные с пандемией сбои в цепочке поставок помешали этим усилиям.
Кроме того, многие российские сборочные линии были спроектированы с использованием европейских или других западных технологий или материалов. “Сборочные линии иногда зависят от французских конвейерных лент или подшипников из США и Германии”, - сказала Наталья. “Это не так легко изменить, как вы думаете”.
Более того, по ее словам, пострадали и необходимые детали даже для заурядных предприятий, включая мебельщиков и гробовщиков, поскольку их иностранные поставщики неохотно или неохотно предоставляют экспортные декларации, подтверждающие, что эти детали не будут использоваться в военных целях.
В лучшем случае это означает задержки; то, что раньше отправлялось за две недели, теперь занимает шесть недель, сказала она. Но некоторые детали, такие как промышленные пропеллеры и резиновые уплотнения, используемые российскими производителями мебели, а также российскими оборонными предприятиями, были отложены на неопределенный срок.
“Производство обуви, одежды, колбасных изделий и тому подобного не остановится, но мы вернемся к тому, какой была Россия в 60-е, 70-е, 80-е годы, когда качество хуже, а цена выше, когда вы действительно можете получить продукт”, - сказала она..
“Я помню, как, если бы вы хотели кухню, вам пришлось бы пойти в магазин, получить номер и стоять в очереди”, - продолжила она. “Но не на часы или дни. Иногда вы ждете полгода для кухни. Я боюсь, что те дни возвращаются ”.
https://www.washingtonpost.com/world/2022/0...ions-shortages/