Право досмотра в международных водах (по UNCLOS-1982 и другим договорам)✅ С согласия государства флага судна
Любая проверка требует разрешения страны, под флагом которой идет судно (ст. 92 UNCLOS).
Пример: если США хотят проверить панамское судно, нужно согласие Панамы.
✅ Подозрение в пиратстве (ст. 105 UNCLOS)
Любое государство может задержать пиратское судно в открытом море.
Пиратство = насилие, грабеж или угрозы в частных целях (не политических!).
✅ Работорговля (ст. 99 UNCLOS)
Если судно перевозит рабов, его могут остановить (даже без флага).
✅ Незаконный наркотрафик (ст. 108 UNCLOS)
Страны могут досматривать суда, если есть доказательства перевозки наркотиков (обычно по договору с государством флага).
✅ Нелегальное вещание (ст. 109 UNCLOS)
«Пиратские радиостанции» на судах могут быть задержаны.
✅ Нарушение санкций (по резолюциям ООН)
Например, досмотр судов, подозреваемых в перевозке оружия в КНДР (по решению Совбеза ООН).
✅ Преследование «по горячим следам» (ст. 111 UNCLOS)
Если судно нарушило законы в территориальных водах или ИЭЗ и пытается скрыться, его можно преследовать и в открытом море.
Вывод
В международных водах судно могут остановить только в строго определенных случаях: пиратство, рабство, наркотики, санкции ООН или «горячее преследование». Без веских причин – это нарушение международного права.
Основные права прибрежного государства в ИЭЗ (ст. 56 UNCLOS)
Когда досмотр разрешен?Прибрежное государство может досматривать суда в ИЭЗ только в следующих случаях:
✅ Законные основания для досмотра:
Подозрение в незаконном рыболовстве (ст. 73 UNCLOS) – главная причина.
Если судно ведет ННН-промысел (незаконный, несообщаемый, нерегулируемый).
Может быть задержано, оштрафовано или конфисковано.
Нарушение экологических норм (ст. 220 UNCLOS):
Сброс нефти, мусора, вредных веществ.
Могут ли досматривать суда в международных водах при подозрении в повреждении подводных кабелей?Короткий ответ: Да, но только при четких доказательствах и в рамках международного права.
1. Правовая основа (UNCLOS-1982)
Подводные кабели (телекоммуникационные, интернет, энергетические) защищены международным правом:
Ст. 113-115 UNCLOS – запрещают умышленное или халатное повреждение кабелей.
Ст. 110 UNCLOS – разрешает досмотр судна в открытом море при наличии разумных подозрений в серьезном правонарушении.
2. Когда возможно задержание или досмотр?
Государство или оператор кабеля может потребовать проверки судна, если:
Есть доказательства (например, судно замечено в зоне аварии кабеля, его трал или якорь могли зацепить линию).
Судно отказывается сотрудничать в расследовании.
Государство флага судна дало разрешение на досмотр.
Вроде выгреб все причины, по которым могут остановить для проверки. Может что придумают юристы по морскому праву.
Это сообщение отредактировал Swenum - 15.05.2025 - 12:50