Собственно, российские БПЛА «Гранат», «Элерон», «Форпост» и «Орлан» не вчера из яйца вылупились, ими пользуются уже некоторое время. Кстати, и в зоне СВО тоже, буквально сегодня встречались с человеком, который вёз своим за ленточку три «Элерона» от изготовителя. Но то очень грамотный снабженец, не сидит и не ждёт, когда планеты в ряд выстроятся, если БПЛА его подразделению нужны уже вчера.
Тем не менее, у российских боевых дронов есть очевидное и всем известное слабое место – зависимость от иностранных комплектующих, которую на сегодняшний день полностью преодолеть не удалость, потому что испортозаместить высокотехнологичную приблуду сложнее, чем вырастить пшеницу при слабом курсе нацвалюты. Второе наша с вами Федерация отличным образом сумела (и во всех смыслах сегодня пожинает плоды этого успеха), а вот что касается технологий – их надо либо долго и упорно самим нарабатывать, либо тащить промышленным шпионажем из-за бугра.
Видели, кто-то ругает отечественные БПЛА за завышенные требования при производстве, мол, напихали в птичку всего по максималкам – на выходе получили дорогую штучную технику. Оно, в принципе всё так, но у нас, дорогие друзья, есть подозрение, что в своё время задача по беспилотникам ставилась очень приблизительно: мол, вот, у амерканцев и турок уже есть работающие ударники с неплохими характеристиками, нам сейчас нужно быстро (это важно) собрать похожие по ТТХ птички, вот вам бульон денег.
При такой постановке задачи сверху не показать результат и не освоить сумму в срок – это с высокой долей вероятности административное дело кому-то в биографию прилетит, поэтому задача «быстро и качественно» при таких вводных, полагаем, выполнялась стандартным образом.
Берёшь двигатель от немцев, навигационный модуль от французов, фото- и видеооборудование от японцев, микросхемы от израильтян, контроллеры от американцев, укладываешься в срок, комплектующие у тебя по высшему разряду, бюджет освоен целевым образом, собранная солянка летает в небе и что-то фоткает, и административное дело тебе никто не шьёт.
Причём, это не какое-то намеренно вредительство даже. Иностранные ВПК именно таким образом и поступают, интегрируя цепочки с продукцией двойного назначения. Это общемировая практика, а не российское ноу-хау.
Альтернативой можно было бы вкладывать деньги в долгую разработку родных двигателей, фотооборудования, электроники и системы автопилотов, но, во-первых, временного лага в несколько лет изначально не было: в Сирии, напомним, боевые действия наши ребята ведут с 2015 г. То есть собственные машины с ТТХ, не уступающими мировым аналогам, нужны были не через два-три года, а уже тогда.
А во-вторых, все эти разработки дома предполагают долговременные вкачивания в отдельные отрасли, клепающие продукцию двойного назначения, с негарантированным результатом во времени. И это не единственные сложности.
По части беспилотников (и любых прочих военных приблуд), напомним, отечественный ОПК противостоит совокупному западному. Что это значит на практике: если российский беспилотник сбивается где-то в Сирии или в зоне СВО, его утаскивают в западные конструкторские бюро и смотрят, из чего он собран. Имея на руках комплектующие, можно прикинуть цепочки их поставок и давить на иностранных производителей, чтобы детали перестали идти в Россию. При таком раскладе страна, которая вынуждена была собирать дроны из иностранных запчастей для ускоренного производства, получает дополнительные проблемы.