В Советском союзе в ограниченном числе школ проводился один очень интересный социально-психологический эксперимент. Его целью было выяснить, влияет ли сегрегация учеников по успеваемости на эту самую успеваемость. Идея была в следующем - делим класс на учащихся, которые учатся хорошо и которые учатся плохо. Хорошистов отправляем в класс с хорошистами, двоечников отправляем к двоечникам. Когда класс полностью состоит из детей одинаковой подготовки с ними легко работать. И с отличниками и с двоечниками. Это всё равно. 
Наблюдалось, что в классе с отличниками снова начинает проявляться дифференциация по успеваемости - один учатся заметно лучше других, класс снова делят на отличников и двоечников и снова полученные части объединяют в классы по признаку успеваемости.
Вывод из эксперимента: классы сформированные по принципу успеваемости точно так же приходят к динамическому равновесию по числу преуспевающих и отстающих. Даже среди отличников постепенно нарастает доля условных двоечников, приходя к равновесию наблюдающемуся в обычных классах без сегрегации. 
В любом классе 10-15% учащихся занимаются отлично. Такая же доля отстающих. Середина всегда составляет 70-80%. 
На основании этого эксперимента классы в общеобразовательных школах никогда не сегрегируют по признаку успеваемости.
С другой стороны закономерности обучения для учащихся с хорошей успеваемостью отличаются от закономерностей для учащихся с плохой успеваемостью. и друг другу эти закономерности не соответствуют. Причиной дифференциации по скорости и качеству усвоения и успеваемости является различный тип мышления. Грубо говоря физики плохо понимают лириков и наоборот. 
Дифференциация учащихся в соответствии с типом мышления более перспективна с точки зрения скорости и достижимого уровня знаний.
Доклад закончил.