А девушка меня всё таки завела... )))
О секторе малого и среднего бизнеса в СШАСогласно американскому законодательству, к категории малого и среднего бизнеса относятся хозяйственные субъекты с численностью персонала не более 500 человек. Все малые и средние предприятия в США подразделяются на 3 категории:
Микропредприятия — фирмы с количеством работников до 20 человек;
Малые предприятия — от 20 до 100 человек;
Средние предприятия — от 100 до 499 человек.
Кроме того, отдельно выделяют предприятия, на которых используется
труд наемных работников и те, где владелец фирмы обходится без привлечения наемного персонала.
Малый и средний бизнес в США начал свое развитие в эпоху Великой Депрессии, поэтому его доля является довольно высокой. В настоящее время в США насчитывается около 7 млн. предприятий с численностью наемных работников менее 500 человек, из них на 6 млн. предприятий занято менее 20 человек в каждом. Кроме того, в США действует 18,3 млн. индивидуальных несельскохозяйственных предприятий.
Малое и среднее предпринимательство в США представлено в различных сферах (в производстве торговле, финансовом секторе, области социальных услуг, а также в сфере инноваций). На сегодняшний день в США две трети рабочих мест созданы структурами и компаниями, принадлежащими к категориям малого и среднего бизнеса.
Значителен вклад малого и среднего предпринимательства в развитие науки и освоение новой продукции, подавляющая часть открытий и изобретений в США приходится на долю мелких и средних специализированных фирм. К примеру, освоение производства самолетов, вертолетов, кондиционеров, персональных компьютеров и многих других видов продукции осуществлялось именно на малых и средних предприятиях.
Государственная поддержка малого и среднего предпринимательства в США. Принципы и философия поддержки малого и среднего бизнеса в США сформировалась в 1953г., когда была создана Администрация по делам малого бизнеса в США (АМБ, US Small Business Administration ), защищающая интересы малого и среднего бизнеса на правительственном уровне. На АМБ возложена обязанность оказывать предпринимателям финансовую и консультационную поддержку, содействовать в получении правительственных заказов и в заключении контрактов с крупными предприятиями. Представительства данной организации находятся во всех крупнейших городах, что позволяет распространять политику поддержки малого бизнеса на все штаты, а не только на основные экономические центры США.
АМБ разработан отдельный каталог определения размеров малых предприятий. В основу этик стандартов входят следующие критерии: отраслевая принадлежность, среднегодовой доход за определенное время (в зависимости от отрасли – за последние 12 календарных месяцев, 3 финансовых года и т д ), в отдельных отраслях - средняя занятость, среднее число клиентов и некоторые другие. Кроме того, бывают исключения. Например, предприятие является малым в розничной торговле, если среднегодовой доход фирмы за последние три финансовых года не превышал 5 млн.долл., при этом около 11 видов деятельности являются исключениями из правила; в сельском хозяйстве среднегодовой доход малого предприятия за последние 3 финансовых года не должен превышать 500 тыс.долл. за исключением производства крупного рогатого скота.
Отдел АМБ по стандартизации, в соответствии с промышленной классификационной системой, определяет критерии отнесения бизнеса к малому, которые варьируются по отраслям. В качестве примера, для оптовой торговли и промышленного производства это будет количество наемных работников (соответственно не более 100 и 500 человек, в промышленности в отдельных случаях - до 1,5 тыс.).
Обладая возможностью предоставления и гарантирования займов и инструментами венчурного капитала на сумму более 45 млрд. долл. США в дополнение к кредитам на случай чрезвычайных бедствий на сумму 5 млрд. долл. США, АМБ является крупнейшей финансовой опорой малого и среднего бизнеса.
Основными задачами АМБ являются:
помощь в получении кредита и предоставление гарантий по кредитам для бизнеса;
непосредственное субсидирование и кредитование малого и среднего бизнеса за счет средств собственного бюджета;
техническая и информационная поддержка бизнеса;
сохранение и развитие конкурентной среды.
На данный момент, в рамках программы гарантирования кредитов, АМБ может гарантировать погашение за счет государства 90% кредитных обязательств. Это обеспечивает продление сроков кредитования при выдаче банковских кредитов на срок до 5 лет, а при предоставлении прямых ссуд - до 15 лет.
Особое место занимает программа финансового содействия малому и среднему бизнесу в случае чрезвычайных обстоятельств (стихийных бедствий, социальных беспорядков, террористических актов) и программа государственного гарантирования аренды и страхования строительных подрядов, осуществляемых малыми предприятиями.
На малый и средний бизнес в США распространяются специальные налоговые льготы, например, «бонус первого года», когда налог выплачивается не со всей, а с половины налогооблагаемой суммы. Снижение абсолютных и относительных размеров федеральных налогов способствует развитию малого бизнеса, стимулируя создание небольших предприятий, усиливая их позиции в экономике, а значит, увеличивая количество новых рабочих мест.
АМБ оперирует целым рядом программ, каждая из которых имеет свою конкретную цель, сегмент действия, клиентов, условия участия. Ежегодно идет процесс обновления и развития как уже действующих, так и создания новых направлений. Наиболее традиционными и крупными являются – поддержка деловой активности женщин и представителей национальных меньшинств, развитие экспортоориентированных производств, оказание помощи в научно-исследовательской работе, предоставление услуг адвоката и пр.
Существуют две наиболее крупные программы АМБ - «7а» (кредитование традиционных и проверенных временем программ развития малого бизнеса) и «504» (на дальнейшее развитие и модернизацию действующих малых предприятий).
Цель программы «7а» - предоставление гарантий малому предпринимателю, по каким-либо причинам не имеющему возможности получить ее обычным путем при обращении к заемодателю (банку). В зависимости от цели, срока и суммы займа, гарантия предоставляется на 75% займа для суммы не более 750 тыс. доля. США, на 80% для суммы не более 100 тыс долл; до 10 лет на оборотный капитал и до 25 лет на основной капитал; процентная ставка не должна превышать 2,75 пункта ставки займа.
Цель программы «504» - помощь в расширении и модернизации уже действующих малых предприятий. Получив соответствующую информацию о деятельности компании, программа «504» предоставляет долгосрочный кредит с фиксированной ставкой финансирования для покупки недвижимого имущества, оборудования, технологий. АМБ предоставляет гарантию под 40% займа, при этом максимальная сумма гарантии не должна превышать 1 млн. долл. США.
Бюджет АМБ на 2011 г. составляет 994 млн. долл. США Примерно 72% этих средств предназначено для кредитования по программе «7а», 19,6% направлены на финансирование программы «504». При этом основные затраты составит не стоимость предоставляемых услуг, а помощь в приобретении оборудования, осуществлении строительства по наиболее низким расценкам. Финансирование малых предприятий, создаваемых совместным инвестированием нескольких компаний, составляет 7,2% бюджета. На микрокредитование, являющееся чаще всего неприбыльным, отводится 0,5% бюджета.
Роль муниципальных властей и штатов не менее значительна. Яркое тому доказательство деятельность г.Сиэтла шт. Вашингтон. Благодаря продуманной политике в отношении малого бизнеса Сиэтл из провинциального городка превратился в один из развитых центров страны. Администрацией г.Сиэтла реализуется ряд проектов, наиболее современным и перспективным из которых является комплекс программ под общим названием «Сильное решение в пользу нового века» (Р owerful Solution for a New Century ). Инициаторами проекта являются ряд бизнесменов и администрация г.Сиэтл, а также некоторые общественные организации. В основе идеи лежит концепция о необходимости управления рыночными процессами, поддержке стремления людей работать и зарабатывать, оказывать содействие развитию экономически неустойчивых предприятий.
В рамках этого проекта администрация г.Сиэтл решила открыть три программы - «Готов заработать» ( Ready to Earn ), «Центр поддержки бизнеса и развития кредитования компаний» ( The Business Assistance Centr е and Development Lending Company ) и «Компания общественного развития Сиэттла» ( The Seattle Community Development Partnership ).
Программа «Готов заработать». Объектом программы являются компании с низким уровнем дохода. Кроме средств городской казны, в эту программу задействованы добровольные вложения таких крупных компаний, расположенных в г. Сиэтл, как « Microsoft », « Boeing », « Medina Foundation » и др
Программа «Центр поддержки бизнеса и развития кредитования компаний». Объектом поддержки является трудоспособное население, не имеющее достаточного опыта работы, не удовлетворенное своим настоящим положением (уровнем дохода, характером работы и т.д.) и желающее изменить ситуацию. Цель данной программы - объединить, координировать усилия общественных и частных организаций, направленных на поддержку развития малого бизнеса преимущественно в низкодоходнык, малоразвитых регионах города посредством организации, формирования и кредитного обслуживания малых предприятий на этапе создания и развития их деятельности.
Программа «Компания общественного развития Сиэттла». Программа, основанная совместными усилиями корпораций и государства, предусматривает оказание помощи тем, кто желает и может строить жилые дома, но не имеет денежных средств и имеет средства более или менее достаточные, но нуждается в консалтинговых услугах. Таким образом, данная программа позволяет создавать рабочие места, оказывать новые виды услуг, расширить налогооблагаемую базу и получать средства для осуществления новых и инвестиции.
Закон «О поддержке малого и среднего предпринимательства», изучение положений которого также может иметь практическую ценность.
Закон предусматривает выделение 30 млрд. долл. США из специально созданного правительственного фонда на кредитование малого бизнеса. Помимо расширения объемов кредитования, новый закон предусматривает сокращение налогов для предпринимателей, как малого, так и крупного бизнеса, а также расширение возможностей для малого бизнеса в сфере найма персонала, стимулируя создание новых рабочих мест.
Кроме этого, данный закон предусматривает увеличение финансирования местных банков для активизации процесса кредитования бизнеса, а также снижение процентных ставок по кредитам для малого и среднего бизнеса и частных предпринимателей. Законопроект также предусматривает расширение практики предоставления налоговых кредитов и частичное освобождение некоторых групп предпринимателей от налогов на прибыль.
Также малый и средний бизнес получает поддержку со стороны акционерных коммерческих организаций. Государственная комиссия США по делам малого бизнеса, имеющая 68 местных отделений по всей стране, помогает малым предприятиям, гарантируя их кредиты и содействуя повышению квалификации персонала. Малый и средний бизнес поддерживает также Национальная ассоциация независимых предпринимателей, в которую входят более 500 тыс. мелких и средних предприятии.
О деятельности администрации малого бизнеса США и региональных центров развития предпринимательства
Администрация малого бизнеса США (АМБ) – независимое федеральное ведомство в составе правительства, подотчетное президенту. Должность руководителя АМБ назначается по представлению президента с обязательным утверждением конгрессом США. Бюджет и направления финансирования АМБ также утверждаются Конгрессом. Таким образом, АМБ имеет высокий статус в структуре государственного управления и общественной жизни США
АМБ, учрежденная в 1953 г. Законом о малых предприятиях, является крупнейшей организацией, оказывающей финансовую поддержку малому предпринимательству (МП) посредством кредитования, кредитных поручительств и инструментов венчурного капитала
Бюджет АМБ в 2011 году составляет 997 млн. долл. Финансовые ресурсы, направленные на поддержку малого бизнеса, составили не менее 500 тыс. долл. на 1 штат в зависимости от численности населения и количества субъектов малого бизнеса. Основная задача АМБ – защищать интересы малых предприятии, оказывать им содействие и помощь, предоставлять консалтинговые услуги, сохранять свободное предпринимательство на основе конкуренции, поддерживать и укреплять экономику страны в целом, а также оказывать помощь населению в преодолении экономических последствий катастроф.
Существуют четыре программных функций АМБ
Обеспечение доступа к капиталу (финансирование предприятий) АМБ предоставляет МП множество вариантов финансирования, от микрокредитов на удовлетворение самых мелких потребностей до значительных заемных средств и инвестиций в долю акционерного участия;
Развитие предпринимательства через информационные услуги, техническую помощь и обучение. АМБ предоставляет индивидуальные консультации МП, как при личной встрече со специалистами, так и через интернет, а также недорогие программы обучения для начинающих предпринимателей и предприятий, более чем в 1800 географических точках в США;
Содействие МП в заключении контрактов с правительством (федеральные закупки товаров, работ и услуг). Правительство США является самым крупным в мире покупателем товаров и услуг. Ежегодно федеральное правительство осуществляет закупки на сумму около 200 млрд. долл. В соответствии с Законом о МП, АМБ совместно с другими федеральными министерствами и ведомствами помогает МП получить прибыль в размере около 23% от федерального бюджета, выделяемого на закупки товаров, работ и услуг по контрактам с правительственными генподрядчиками. АМБ также сообщает МП о возможностях участия в правительственных контрактах в качестве субподрядчиков, проводит с ними разъяснительную работу и соответствующие программы обучения;
Защита интересов МП. Созданный в 1978г. в структуре АМБ Отдел защиты интересов МП рассматривает утвержденные Конгрессом законы и представляет интересы МП в слушаниях. Кроме того, Отдел оценивает, как отразятся на деятельности МП те или иные законодательные акты. Также в Отделе проводят научные исследования по широкому кругу вопросов, связанных с МП и конъюнктурой мелкого предпринимательства. Главного юрисконсульта этого отдела назначает Президент США.
При определении предприятия, подпадающего под категорию МП, АМБ руководствуется следующими критериями:
Сфера «Оптовая торговля»: не более 100 сотрудников;
«Розничная торговля или сфера обслуживания»: средний объем продаж в течение трех лет, не должен превышать 4-30 млн. долл. в год;
«Промышленное производство»: не более 500 сотрудников (в некоторых случаях до 1500),
«Строительство»: средний объем продаж в течение трех лет, не должен превышать от 12 до 28,5 млн. долл. в год.
Во всех штатах страны АМБ имеет региональные представительства, которые взаимодействуют с Центрами развития предпринимательства (ЦРП). ЦРП создаются АМБ совместно с университетами (иногда с администрацией штата).
АМБ обеспечивает 50%-е финансирование ЦРП, т.е. из средств федерального бюджета. Остальные 50% покрываются принимающей стороной из какого-либо одного из следующих источников: собственные средства университета, бюджет штата, частные спонсоры или меценаты. Принимающая сторона может обеспечить финансирование и материальными средствами (помещения, оборудование, техника и т.д.).
Как правило, ЦРП создается на базе одного из университетов штата, реже - при органах власти штатов. ЦРП создаются практически во всех городах и округах штата Определение университетов в качестве партнеров имеет преимущества связанные с тем, что они независимы от властей штатов, т.е. смена губернаторов не влияет на деятельность ЦРП.
Основным критерием отбора подходящих университетов является степень охвата его деятельности в штате, т.е. наличие партнерской сети: колледжи, филиалы, представительства и т.д. Кроме того, университет должен доказать свою компетентность, т.е. располагать квалифицированным персоналом, материально-технической базой, методиками обучения, исследований и др.
Университеты проходят аккредитацию в АМБ, после чего участвуют в программе АМБ по поддержке малого бизнеса через сеть ЦРП. При университетах имеется должностное лицо (обычно проректор), который ведет данное направление деятельности университета, и ему подотчетна вся сеть ЦРП штата. Такой сотрудник университета отвечает за организацию, менеджмент, подбор кадров, планирование работы и распределение финансовых средств ЦРП.
Срок действия аккредитации университета 4 года. Университет-партнер АМБ может привлечь и другой университет для работы по созданию сети ЦРП.
ЦРП в своей деятельности подотчетен отобранному университету, который, в свою очередь, подотчетен АМБ. Отчеты о проделанной работе, расходах и результатах деятельности сводятся университетом и предоставляются в АМБ. Там, с помощью специального программного обеспечения, сводятся отчеты региональных сетей ЦРП, определяется их рейтинг, а также итоги работы каждого центра.
АМБ отчитывается о проделанной работе Конгрессу США. В случае выявления нарушений со стороны сети ЦРП проводится более детальная ревизия с привлечением независимых экспертов. Если подтверждается факт финансовых нарушений, вопрос рассматривается согласно соответствующему законодательству.
Таким образом, ЦРП представляет собой сеть общественных организаций, в состав которой входят АМБ, университеты, а также (в некоторых случаях) торгово-промышленные палаты, власти штатов и местная администрация, НПО и частный бизнес. В США действуют более 1000 ЦРП.
В целом, деятельность сети ЦРП направлена на поддержку малого бизнеса и предполагает обучение, консалтинг, техническую помощь, содействие в поиске источников финансирования, подготовке документов для участия в госзакупках, а также определение и урегулирование общих проблем малого бизнеса в регионе.
ЦРП не получают прямые доходы и прибыль, и их деятельность нацелена на достижение косвенных результатов в виде получения налогов от малого бизнеса и создания новых рабочих мест.
Незначительные доходы ЦРП получают от тренингов и семинаров для предпринимателей. Полученные средства идут на оплату услуг преподавателей и аренду помещений. Привлекаемые преподаватели и консультанты ЦРП должны обязательно иметь опыт собственного предпринимательства.
Основной акцент ЦРП делают на обучение населения навыкам предпринимательства и ведения бизнеса, поиск источников финансирования и предоставление консультаций по расширению действующего бизнеса. Услуги, предоставляемые ЦРП, можно подразделить на 7 основных направлении:
Обучение и консультации населения в сфере ведения бизнеса. ЦРП набирают группы людей, желающих начать свое дело или бизнес, предоставляют им стандартные бизнес-планы, обучают необходимым процедурам для открытия бизнеса, обучают делать расчеты и проводить технико-экономическое обоснование бизнес-проекта;
Содействие в получении данных по маркетинговым исследованиям, экономическим прогнозам, тенденциям рынка, рынкам сбыта и поставщикам;
Содействие в подготовке документов для участия в конкурсах по государственным закупкам, подготовке сертификатов и прохождении аккредитации в списке участников реализации государственных заказов;
Содействие в доступе к участию в программах правительства по поддержке малого бизнеса;
Содействие в поиске источников финансирования;
Содействие в подготовке документов и оформлении заявок на получение финансовой помощи и финансирования, предоставляемых финансовыми и кредитными организациями;
Сопровождение бизнеса: постоянные консультации, семинары, тренинги по интересующим темам. Здесь необходимо отметить, что ЦРП не предоставляют бухгалтерские и юридические услуги.
Если говорить об отдаче от деятельности ЦРП, то в АМБ убеждены в их высокой эффективности. Согласно статистическим наблюдениям, осуществляемым АМБ, 1 доллар инвестиций в ЦРП приносит прибыль в виде поступлений в бюджет от деятельности МП в размере от 2-х до 19-ти долларов, в зависимости от штата. Кроме того, из 5 субъектов малого бизнеса, получивших обучение и консалтинг в ЦРП, четыре из них сохраняют свой бизнес на протяжении первых 5 лет, тогда как, согласно статистике АМБ, из 5-ти субъектов малого предпринимательства, начавших бизнес самостоятельно, только одному удается просуществовать хотя бы 5 лет.