«За последний год мы продвинулись очень серьезно в плане разработки нового аэрокосмического комплекса гражданского назначения. До этого момента были какие-то отдельные наработки, но не было четкой задачи. Сейчас задача поставлена и полным ходом идет разработка гражданского многоразового комплекса с орбитальным самолетом», — заявила глава НПО.
Для высокопоставленных лиц новость о новом гражданском челноке не станет сенсацией: макет уже демонстрировали за закрытыми дверями международного военно-технического форума «Армия-2020». Тогда, заверила Ольга Соколова, зрители были в восторге. Представителей «Молнии» хвалили за возврат к «корням», ведь уже очень давно НПО не занимается разработкой многоразовых космических аппаратов.
В интервью гендиректор выразила стопроцентную уверенность, что новый корабль в ближайшие пять лет обязательно полетит в космос. Будут ли на его борту в этот момент присутствовать пассажиры, Соколова не уточнила.
Нетрудно догадаться, почему гостей форума «Армия-2020» так порадовала новость об аэрокосмическом корабле гражданского назначения. В свое время НПО «Молния» вошло в историю благодаря «Бурану» — советскому орбитальному кораблю, который побывал в космическом пространстве всего один раз. Единственного полета ему хватило, что навсегда остаться в анналах истории.
Изначально челнок был рассчитан примерно на 100 полетов. Задач было множество: доставка и возврат космонавтов, исследовательских грузов, военно-технические испытания новейшего оружия, противодействие разведывательным операциям вероятного противника. Многие эксперты полагают, что «Буран» строили в ответ на американский «Спейс шаттл» (Space Shuttle), который НАСА запускали в космос начиная с 1969 года.
В 1988 году советский челнок совершил первый и единственный испытательный полет. В течение 205 минут он обогнул Землю два раза и успешно сел на аэродроме «Юбилейный» космодрома Байконур.
Особенность «Бурана» была в том, что все маневры корабль выполнил без помощи человека: на борту не было ни одного космонавта, лишь в атмосфере планеты челнок сопровождал один истребитель Миг-25. Space Shuttle до самого конца эксплуатации (в 2011 году) так и не смог повторить этого успеха.
После испытаний работа над «Бураном» была приостановлена, а спустя три года проект закрыли. В 2002 году на гордость советских инженеров обрушилась крыша монтажно-испытательного корпуса на Байконуре, где больше 10 лет пылился челнок.
Новый проект, о котором рассказала Ольга Соколова, с полной уверенностью можно назвать приемником орбитального корабля «Буран». Корпеть над ним будут уже не советские, а российские инженеры НПО «Молния», однако оптимизму его гендиректора можно только позавидовать, считает общественный деятель и организатор интернет-сообщества «Советский Космос» Максим Цуканов.
Пять лет — слишком маленький срок для нового слова в области гражданских полетов в космос. «Молния» имеет за плечами громадный «советский багаж» наработок, но уместить его в нынешних реалиях будет не так просто.
«У меня есть большие сомнения, что за пять лет можно будет реанимировать большое наследие СССР. Есть проблемы с территорией предприятия, некоторые участки которого в Москве отдавались под частный сектор, то есть были утрачены не только некоторые производственные технологии, но и производственные площади. Я верю, что мы можем осуществить этот проект с тем заделом, который в этой области есть, но сомневаюсь, что за пять лет это возможно», — заявил эксперт.
https://lenta.ru/news/2021/03/24/buran/