Статистика: Топ-12 ВМС ведущих морских держав на 01.01.2020 (кораблестроение)Примечания к таблице
1. К кораблям основных классов отнесены атомные и неатомные подводные лодки (Dнадв ≥1000 тонн), авианосцы, крейсера, эсминцы, фрегаты, корветы и десантные корабли (Dполн ≥2000 т), т.е. та компонента ВМС, которая способна проецировать силу на удалённые регионы мира;
2. Включены страны, ВМС которых уже имеют в своём составе корабли основных классов суммарным полным водоизмещением от 100 тыс. тонн. По этой причине, к примеру, в таблице нет Германии с тремя строящимися ФР типа 125 "Баден-Вюртемберг" (3х7200=21600 тонн).
3. К подклассу ПЛАРК отнесены ПЛА со значительным ракетным вооружением, к которым относятся 885М с 32 УВП в отличие от "Вирджиний" III-IV с 12 УВП (V − 40 УВП).
4. В связи с противоречивостью разделения кораблей на классы в разных странах и разных источниках принята условная классификация многоцелевых БНК: от 2000 т полн. − корвет (КРВ), от 3500 − фрегат (ФР), от 7000 − эсминец (ЭМ), от 11000 − крейсер (КР).
5. Нулевой и даже отрицательный прирост строящихся кораблей в течение года хорош только при наличии заметного числа закладок и передач. Их отсутствие при нулевом приросте (в особенности − на протяжении нескольких лет подряд) − явный признак кораблестроительного застоя. О том же может свидетельствовать большой срок пребывания в постройке при малом годовом приросте.
Примечания по странам
1. США
На 01.01.2020 в постройке находились: 7 ПЛА типа "Вирджиния" (1/6 мод. III/IV), 1 АВ типа "Джеральд Р. Форд", 1 ЭМ (КР) типа "Зумвальт", 6 ЭМ типа "Арли Бёрк" (5/1 мод. IIA/III), 2 УДК типа "Америка", 2 ДВКД типа "Сан-Антонио", 5 ЛБК (КРВ) типа "Фридом" и 4 типа "Индепенденс". В 2019 г. переданы/заложены 1/2 "Вирджинии" III/IV, 1/0 "Зумвальт", 1/1 "Бёрк" IIA, 0/1 "Бёрк" III, 1 "Америка", 1 "Сан-Антонио", 3/2 "Фридома" и 3/1 "Индепенденса" (в 2020 г. переданы/заложены ещё 2/0 "Вирджинии" III/IV, 0/1 "Бёрк" IIA и 0/1 "Индепенденс").
2. Китай
В постройке на 01.01.2020: 2 ПЛАРБ пр. 094A, 1 АВ пр. 003, 8 ЭМ пр. 055, 13 ЭМ пр. 052D, 2 УДК пр. 075 и 2 ДВКД пр. 071. В 2019 г. переданы 1 АВ 002, 3 ЭМ 052D, 2 ФР 054A, 1 ДВКД 071, закладок зафиксировано не было (2020: переданы 2 ПЛАРБ 094A, 1 ЭМ 055, 1 ЭМ 052D).
Сведения о находящихся в постройке ПЛ отсутствуют (о двух новых ПЛАРБ пр. 094А стало известно только после их появления на публике в День ВМС НОАК − ссылка 2). При этом представляется маловероятным, что в Китае не строятся ПЛА пр. 093(B) и ПЛ пр. 039(C) на замену устаревшим лодкам пр. 035. Если подобные предположения верны, КНР можно считать мировым лидером в области военного кораблестроения.
Нет сведений и о ТТХ строящегося авианосца пр. 003. Принято считать, что его полное водоизмещение будет порядка 85000 тонн. Однако склонные к заимствованию чужих технических решений китайцы вряд ли пойдут на риск в отсутствие доступного прототипа. Исходя из названных соображений, Dполн пр. 003 не должно быть больше 75000 тонн − по аналогии с пр. 11437, документация по которому в известном объёме могла быть получена от Украины. Определиться с водоизмещением УДК пр. 075 оказалось гораздо проще. Согласно спутниковому снимку от 12.10.2019, стоящий на верфи Hudong-Zhonghua Shipbuilding в Шанхае корабль имеет размерения Lнб х Bнб = 230 х 40 м. Пересчёт с американского УДК "Уосп" (256 х 42,5 м, 41 000 т) даёт около 35 000 тонн полн.
3. Россия
В постройке на 01.01.2020: 5 РПКСН (ПЛАРБ) пр. 955А, 6 АПКР (ПЛАРК) пр. 885М, 2 ПЛБ (ПЛ) пр. 677.1, 3 ПЛБ пр. 636.3, 3 ФР пр. 22350, 2 ФР пр. 22350 мод. II, 1 КРВ пр. 20386, 2 КРВ пр. 20385, 4 КРВ пр. 20380 мод. III, 1 БДК (ТДК) пр. 11711, 2 БДК пр. 11711 мод. II. В 2019 г. переданы/заложены 1/2 ПЛБ пр. 636.3, 0/2 ФР пр. 22350 мод. II, 0/2 БДК пр. 11711 мод. II (в 2020 г. передач и закладок не было − ссылка 3).
Надводное водоизмещение АПКР пр. 885М принято равным 9200 тонн (против 9500 тонн в пр. 885) из-за уменьшения длины примерно на 4 метра (а вовсе не на 9-10, как сообщалось в некоторых СМИ − ссылка 4), что подтверждается теми спутниковыми снимками Google Earth (64.5755, 39.8023), на которых у набережной Севмаша видны "Казань" и "Северодвинск", и проработками igorkot, представленными на судомодельном форуме Авиабазы (ссылка 5). С допустимой погрешностью (около 1,5%) 9200 и 9500 тонн соответствуют Dнадв, полученному пересчётом с ПЛАБ проекта 671РТМ(К) − наиболее близкому к пр. 885(М) по форме корпуса.
На основании имеющихся данных о том, что на ФР пр. 22350 мод. II задачу размещения третьего модуля УКСК удалось решить без изменения главных размерений корабля при незначительном приросте водоизмещения (ссылка 6, ссылка 7), его Dполн по сравнению с базовым проектом увеличено на 50 тонн (5450 против 5400), которые с небольшим запасом складываются из массы УКСК с восемью ракетами 3М55 ПКРК "Оникс" (14,7 плюс 8х3,9). Полное водоизмещение БДК пр. 11711 мод. II принято таким же, как у экспортного "Каймана" (8000 тонн).
4. Индия
В постройке на 01.01.2020: 3 ПЛАРБ типа "Арихант" (1/2 мод. I/II, Dнадв. 6000/7000 т); 4 ПЛ типа "Калвари" ("Скорпен"), 1 АВ пр. 71 "Викрант" (40000 т), 4 ЭМ пр. 15B "Вишакхапатнам" (7400 т); 3 ФР пр. 17A "Нилгири" (6700 т); 2 ФР пр. 11356 "Талвар" мод. III (достраиваются в России, в графе "Срок" не учтены), 1 КРВ пр. 28 "Каморта" (3500 т). В 2019 г. передана 1 ПЛ типа "Калвари" ("Скорпен"), заложен 1 ФР пр. 17А, начата достройка 2 ФР пр. 11356 на ПСЗ "Янтарь" (2020: передан 1 КРВ пр. 28, заложен 1 ФР пр. 17A).
5. Британия
В постройке на 01.01.2020: 2 ПЛАРБ типа "Дредноут" (резка стали 10.2016/10.2019; Dнадв принято из расчёта Dподв = 17200 метрических тонн, запас плавучести 14% − как на "Астьют" согласно Jane's Fighting Ships), 4 ПЛА типа "Астьют", 2 ФР типа 26 "Сити". В 2019 г. передан 1 АВ типа "Куин Элизабет", заложены 1 ПЛАРБ типа "Дредноут" (резка стали) и 1 ФР типа 26 (2020: передана 1 ПЛА типа "Астьют").
6. Япония
В постройке на 01.01.2020: 3 ПЛ типа 29SS (две из них − предположительно), 2 ПЛ типа "Сорю", 2 ЭМ типа "Майя" (по 10400 т), 2 ФР типа 30FFM (предп.). В 2019 г. переданы 1 "Сорю" и 1 ЭМ (ФР) типа "Асахи", заложены (предп.) 1 ПЛ 29SS и 2 ФР 30FFM (2020: переданы 1 ПЛ типа "Сорю" и 1 ЭМ типа "Майя").
7. Италия
В постройке на 01.01.2020: 2 ФР типа "Бергамини" и УДК "Триест" (33000 т, за счёт чего при трёх строящихся кораблях ВМС Италии заняли 7 место в таблице и первое − по среднему водоизмещению). В 2019 г. передан 1 "Бергамини" (в 2020 г. передач и закладок не было).
8. Турция
В постройке на 01.01.2020: 5 ПЛ типа 214 "Реис", 3 ФР типа TF-100 "Истанбул" (два из них − предположительно) и УДК "Анадолу" типа "Хуан Карлос I" (27500 т, благодаря чему ВМС Турции переместились с последнего (12-го) места в основной таблице по ссылке 1 на восьмое). В 2019 г. передан 1 КРВ типа "Ада", заложены 2 ПЛ 214 (одна из которых − предположительно) и 1 TF-100 (предп.) (в 2020 г. передач и закладок не было).
9. Ю. Корея
В постройке на 01.01.2020: 3 ПЛ типа KSS-III мод. I, 1 ПЛ типа 214 (KSS-II мод. II), 3 ФР типа FFX-II "Тэгу", УДК "Марадо" типа "Токто" (19300 т). В 2019 г. передана 1 ПЛ 214, заложена 1 ПЛ KSS-III мод. I (в 2020 г. передач и закладок не было). Для страны со столь развитой экономикой и судостроительной промышленностью результаты довольно скромные (в планах, впрочем, 30000-тонный УДК/АВЛ с F-35B).
10. Франция
В постройке на 01.01.2020: 5 ПЛА типа "Сюффрен" ("Барракуда", 4650 т надв) (4-я и 5-я считаются заложенными в 2015 и 2019 гг. согл. fr.wikipedia), 2 ФР типа "Аквитания", 1 ФР типа FDI. В 2019 г. передана 1 ФР типа "Аквитания", заложены 1 "Барракуда" и 1 FDI (в 2020 г. передач и закладок не было)
11. Испания
В постройке на 01.01.2020: 4 ПЛ типа S-80 "Исаак Пераль". Время пребывания на стапеле 10-14,5 лет. В 2019-2020 гг. передач и закладок не было. Ярко выраженный застой.
12. Австралия
В постройке на 01.01.2020: 1 ЭМ типа "Хобарт" (передан 18.05). В 2019 году передач и закладок не было. Получив два "Хуана Карлоса" и три "Хобарта", австралийцы взяли паузу перед новым витком развития своего флота. С конца 2020-х − начала 2030-х планируется замена "Коллинзов" на гигантские НАПЛ типа "Аттак" и "Анзаков" на вдвое большие ФР типа "Хантер" − аналоги британских "Сити", что должно привести к полуторакратному приросту суммарного водоизмещения кораблей основных классов ВМС Австралии.