Читаю сейчас дневники Черняева А.С. Это такой пиздец творился в стране, просто мы много не знаем.
28 января 80 г.
Вернемся к Афганистану. Вся наша (отдельская) работа проходит «под знаком»
этого события. Изводимся, выламываем мозги, хотя ясно, что поправить уже ничего нельзя.
В историю социализма вписана еще одна точка отсчета.
Картер лишил нас 17млн. тонн зерна (в Москве сразу же исчезла мука и макароны),
запретил всякий прочий экспорт, закрыл всякие переговоры и визиты, потребовал отмены
Олимпиады (сегодня НОК США согласился с мнением Картера… Что теперь скажет МОК?).
Тэтчер проделала с нами то же самое. Португалия запретила нам ловлю рыбы в ее 200-
мильной зоне, как и США – у себя, снизив нам квоту вылова с 450 000 тонн до 75 000 тонн.
Это же проделали Канада и Австралия. Почти все страны Запада (за исключением Франции)
сократили уровень и объем всяких обменов и визитов. Запрещены всякие планировавшиеся
выставки и гастроли («Эрмитажа» в США, «Большого» - в Норвегии и проч.). Австралия
закрыла заход нашим антарктическим судам в ее порты. Вчера нас осудила Исламская
конференция (т.е. все мусульманские государства, кроме Сирии, Ливии, Алжира и самого
Афганистана), проходившая в Исламабаде. Нас осудил Европарламент, социал-
демократические партии, профсоюзные центры. Новая Зеландия выслала нашего посла
Софинского, обвинив его в передаче денег ПСЕНЗ (наши друзья). А что делается в печати,
на теле- и радио – трудно было даже вообразить, позорят и топчут нас самым беспардонным
образом.
Банки закрыли нам кредиты. У меня был случайный разговор с зам. председателя
Госбанка Ивановым. Он рассказал, что не только американские, но и другие банки либо
начисто отказываются давать взаймы на оплату прежних долгов (благодаря чему мы уже
много лет выходили из положения), либо почти на 1\3 взвинчивают проценты.
У Тихонова, который заменяет Косыгина, состоялось, мол, совещание по этому
поводу. Докладывали в ЦК. Положение такое, что придется отказаться платить по прежним
кредитам. А это объявление о банкротстве, со всеми вытекающими…
Между тем (знаменитое чеховское «между тем», - между чем тем? – спрашивал он),
экономическое положение, видимо, аховое. Мне тут поручили выступать на партсобрании с
докладом по итогам ноябрьского Пленума. Кое-что внимательно почитать пришлось. Доклад
я сделал «критический и суровый». Но не в этом дело… Подтверждений не пришлось долго
ждать. В прошлый вторник на Секретариате ЦК обсуждался вопрос «О хищениях на
транспорте». Я буквально содрогался от стыда и ужаса… Три месяца работала комиссия ЦК
под председательством Капитонова. И вот, что она доложила на Секретариате:
За два года число краж возросло в два раза; стоимость украденного - в 4 раза;
40 % воров – сами железнодорожники;
60 % воров – сами работники водного транспорта;
9-11 000 автомашин скапливается в Бресте, потому что их невозможно передать в
таком «разобранном» виде иностранцам;
4
25 % тракторов и сельскохозяйственных машин приходят разукомплектованными;
30 % автомобилей «Жигули» вернули на ВАЗ, так как к потребителю они пришли
наполовину разобранными;
на 14 млрд. рублей грузов ежедневно находятся без охраны;
охранники существуют, их 69 000, но это пенсионеры, инвалиды, работающие за 80-
90 рублей в месяц;
воруют на много млрд. рублей в год;
мяса крадут в 7 раз больше, чем два года назад, рыбы в 5 раз больше.
Заместитель министра внутренних дел доложил, что в 1970 году поймали 4 000
воров на железной дороге, в 1979 – 11 000. Это только тех, кого поймали. А кого не поймали
– сколько их? Ведь поезда по трое суток стоят на путях без всякого присмотра, даже
машинист уходит.
Несчастный Павловский (министр) опять каялся, как и на Пленуме. Просил еще 40
000 человек на охрану. Не дали…
Обсуждение (ворчание Кириленко, морали Пономарева в духе большевизма 20-ых
годов – «как, мол, это возможно! Это же безобразие! Где парторганизации, профсоюзы, куда
смотрят»…) поразило всех полной беспомощностью.
[Между прочим, когда Б.Н. призывал «мобилизовать массы для борьбы с этим
безобразием», Лапин (председатель теле-радио) саркастический старик, сидевший рядом со
мной, довольно громко произнес: «Ну, если массы мобилизуем, тогда все поезда будут
приходить совсем пустыми!»]
В этом, извините, «вопросе» - концентрированно отражено состояние нашего
общества – и экономическое, и политическое, и идеологическое, и нравственное.
Ничего подобного не знала ни царская Россия, ни одна другая цивилизованная
страна.
И ведь это только на железных дорогах. А повсюду в остальном: газеты буквально
ломятся от разоблачительных фактов обворовывания государства и граждан во всей системе
торговли, обслуживания, здравоохранения, культуры. Всюду – полный разврат. Вчера меня с
дачи вез пожилой шофер и всю дорогу нудил: куда мы идем? Да что же это такое? Как
можно? Такого ведь никогда не было? Что будет с нами? И т.д. И приводил десятки бытовых
фактов, которым был свидетелем сам или его знакомые…
С чем же теперь Брежнев войдет в историю? Единственный его актив был «мир,
разрядка». Но Афганистаном он и это порушил.
1 ноября 80 г.
Что весь социализм переживает (какой-то!) критический период, свидетельствует
забастовочное движение в Советском Союзе. Да, да, можно говорить именно так. После
скандала с Чернобыльской АЭС под Киевом, когда Брежнев на ПБ кричал: «Далеки вы от
рабочего класса! Оторвались!», - Капитонову и Долгих поручено было изучит и доложить о
негативных явлениях подобного рода. И вот 15 октября они представили в ЦК записку. Вот
ее фактологическое содержание.
За последнее время участились факты прекращения работы и другие негативные
проявления. Причины: нормы оплаты труда, неправильное начисление и несвоевременные
выплаты зарплаты, особенно премий, плохие условия труда, невнимание к жалобам.
Примеры:
Нижнеисетский завод металлоконструкций. В одном цеху сто человек не вышли на
работу, в другом – 57 человек.
Алитусский хлопчатобумажный комбинат в Литве. Отказались работать 116
работниц ткацкого производства.
40
Бастовали:
Завод им. Орджоникидзе в Златоустье.
Строительно-монтажный поезд № 156 в Челябинской области.
Цехи и смены в Уманьсельмаше.
Здолбуновский механический завод на Украине.
Комбинат детской одежды в Ашхабаде.
Тартусский завод по ремонту сельскохозяйственной техники.
Карачаевский конденсаторный завод Ставропольского края.
Завод сепараторов в Махачкале.
Копейский машиностроительный завод.
Еманжелинское автопредприятие Челябинской области.
Цех аллюминиевого литья на заводе в Тольятти.
Из-за недоставки сырья на Ворошиловоградском тепловозостроительном заводе с 3-
го по 10 сентября стоял прокатный цех. По той же причине почти два месяца стоял
Васильевский завод холодильников под Киевом.
Особой причиной недовольства является невыполнение, записанных в колдоговорах
обязательств и мероприятий. За 1979 год не было выполнено 500 000 таких пунктов.
Половина их касается оплаты труда, 21 % - охраны труда, 14 % жилищно-бытовых условий.
Сверхурочные и работа в выходные дни. В угольной промышленности, например,
большинство выходных дней – рабочие. На шахтах Кемеровской области за 7 месяцев
отработано 26-28 выходных дней из 30.
Еще одна причина – коллективная ответственность за состояние трудовой
дисциплины. Вынуждают бригады, смены, цехи принимать обязательства: если кто-то
нарушил дисциплину – все лишаются премии. На Нижнеднепровском трубопрокатном
заводе 600 рабочих, работавших добросовестно и даже хорошо, лишены премии из-за
нескольких нарушителей.
В 1979 году имело место 300 «учтенных отказов от работы», в которых участвовали
более 9 тысяч человек. За последние недели число таких отказов растет. Некоторые из них
ставят производство перед катастрофой. Так, на заводе «Североникель» три дня рабочие не
вынимали металл из электролизных ванн.
Вот такие вещи происходят. Важно, однако, что «силовых выводов» не сделано. В
основном авторы записки предлагают: «улучшить», «обратить внимание», «проявить
заботу», «поднять воспитательную работу» и т.п.
Такое даже при Никите вряд ли бы стерпели, не пустив в ход соответствующие
органы и войска.
Но реальных средств покончить с забастовками у нас нет, ибо нет ни мяса, ни
порядка, ни справедливости.
А «Правда» чуть ли не каждый день выдает статьи, от которых волосы шевелятся.
Например, вчера – о ресторанной службе в дальних поездах.
https://nsarchive2.gwu.edu//rus/text_files/...rnyaev/1980.pdf