Немного о Матуа. Моя работа была тесно связана с пограничниками. Примерно в 2010 году (точно не помню, нужно открывать комп, смотреть даты на фотах) на одном из пограничных кораблей мы ходили забирать людей с о. Матуа. Вот тогда мне посчастливилось побродить по острову, позаглядывать в имеющиеся там строения и сооружения, покой-что почитать про историю острова, побеседовать с находившимися там людьми. Эти люди (которых мы забирали с острова и отвозили в Петропавловск-Камчатский) уже лет пять каждый год на лето уезжали на Матуа. Отвозили-привозили их - пограничники. Как договаривался с погранцами их руководитель - х.з. На тот момент на острове было завезено два "убитых", но на-ходу, автомобиля (Запорожец и иномарка). На них они доставляли оборудование и снабжение от берега до места расположения лагеря. Был маленький эксковаторчик.
В послевоенное время на острове одновременно находилась погранзастава, ПВОшники, военные -метеорологи и гражданский маятник. Постепенно всех поубирали (т.к. реально очень дорогое удовольствие содержать контингенты островах). Последние ушли пограничники. (Ну как "ушли". В 2001 году сгорела казарма и всех срочно эвакуировали). На острове очень много остатков жизнедеятельности военных: взлетно-посадочные полосы завалены каким-то хламом, бочками из-под топлива и масла, в зарослях"скелеты" военной техники (и советской и японской), разрушенные строения. На острове два кладбища: наше (послевоенное) и японское. На японском, помимо прочих, похоронен какой-то яповский генерал. Его могила разграблена, как говорят, ещё в Советские времена. Покрытие взлетно-посадочных полос (сделаны так, чтоб самолёт мог совершить посадку при любом направлении ветра) в целом в не плохом состоянии, я не видел разрушенных плит и проросших кустов на ВПП. Отопление ВПП действительно было, но никаких схем не осталось и ещё в советское время все похерилось.
Следы японской военной инженерии повсюду: весь остров в окопах, откосы заботливо обложены камнями, металлические и деревянные двери и конструкции уже сгнили, но бетон в сооружениях без трещин, почти не протекает сверху, и блестит, как стекло. За год до моего путешествия по Матуа, туда привезли православную часовенку. Установили так, чтоб её хорошо было видно с моря. Стоит часовня на старом японском хорошо замаскированном хранилище (скорее всего для боеприпасов). Некоторые ДОТы немного покосились, сползли от землетрясений, но не развалились, не лопнули. Внутри ДОТы "оштукатурены" смесью водорослей и чего-то связующего (чтоб при стрельбе небыло эха внутри). В некоторых ДОТах вниз уходили ходы, но они засыпаны...
Весь остров опутан старыми японскими проводами разной толщины. Как говорят исследователи, на некоторых проводах концы были заизолированы, т.е. япошки намеревались возвратиться туда и быстро восстановить все коммуникации.
Все строительство вели корейцы или китайцы (не помню). По окончании их загрузили на баржи, отвели подальше и потопили. Концы в воду.
Гарнизон у японцев достигал 15 тыс. человек. В лучшие советские времена - до 1500 чел. Перед капитуляцией Японии, на острове оставили всего 3000, да и то были недавно завезённые военнослужащие. Вновь прибывшие, в основном, готовили остров к сдаче, занимались консервацией. По свидетельству участников захвата острова, наши хотели взять его "с наскока". Не получилось. Япошки открыли огонь из артиллерийского и стрелкового оружия. Через несколько дней наши уже подготовили операцию и начали атаку. В это время на береговую полосу подъехал представитель японцев с белым флагом. Капитулировали. Наши высадились на остров и артиллерию не нашли, у японцев было толко стрелковое оружие. Куда делись пушки - х.з.
Ходит легенда, что на острове хранилась часть золотого запаса Японии и, предполагается, что Его не успели вывезти с Матуа.