Читал интервью с Александром Бушковым (это тот, который "Охота на пиранью" написал, ну и ещё много чего интересного). Там он рассказывает, что от покупки акций МММ его удержало только то, что в детстве он прочитал "Незнайку на Луне" и с тех пор к слову "акции" у него выработалась неприязнь.
И у меня так же!
И ещё:
"Когда я в первом классе объяснял учительнице, во сколько раз сила тяжести на Луне меньше земной — это был Незнайка. Когда я популярно объяснял ей же, что такое акции и акционерные общества — это была заслуга Носова.
Приключения, характеры, знания, мораль — всё было вложено в книгу, и так легко и органично — что ни одному ребёнку и в голову не приходило, что его не просто развлекают, его учат…
Вот почему я так люблю эту книгу. © Сергей Лукьяненко
И ещё:
Роман писался как сатира на западный капитализм того времени. В то же время многие явления, описанные Носовым, характерны скорее для капитализма начала XX в.[орисс?] Кое-что сильно преувеличено, кое-что, напротив, сохранилось и по сей день. По мнению внука писателя, Игоря Носова, «Незнайка на Луне» опередил время, став фактически описанием постсоветской России, описав присущий ей «дикий капитализм».[прим 1]
Ниже перечислены основные характерные черты лунного общества:
- Сращивание олигархии и власти. Фактически политическая власть в романе не показана, а полиция непосредственно исполняет приказы монополистов. По сути, Луной правят богачи совместно с полицейскими.
- Преследование профсоюзных и рабочих организаций.
- Большая роль фиктивного капитала (см. биржевая торговля акциями) компаний, включая уже несуществующие.
- Практически полная монополизация бизнеса — в основном, в форме синдикатов (см. описание работы «бредламов»).
- Определённые черты, свойственные докапиталистическим формациям (денежная испольщина в добыче соли на морском побережье, принадлежащем землевладельцу Дракуле).
- Борьба с конкурентами как экономическими (демпинг — см. решение «Соляного бредлама» в отношении мелких производителей соли), так и неэкономическими методами, включая криминальные (см. навязаное лже-банкротство «Общества гигантских растений»; предложение Дубса нанять киллеров, чтобы «убрать» Жулио и Мигу; иск торговцев бензином к производителю шин Пудлу после остановки в Давилоне всего автомобильного движения в связи с взрезанием на всех подряд автомобилях шин после письма, в котором сообщалось, что деньги из ограбленного банка якобы были спрятаны в автомобильных шинах).
- Значительная безработица, включая застойную.
- Широкое распространение подённого труда.
- Обширная сеть примитивных неблагоустроенных ночлежек («гостиниц» типа «Тупичок») во всех городах.
- Предоставление бюджетных сервисов по схеме «оплата по факту пользования» (гостиница «Экономическая»).
- Драконовское законодательство против пауперизма и бродяжничества: каждый, кто ночует на улице или ходит без ботинок или шляпы, становится мишенью для полиции и подлежит отправке на Дурацкий остров.
- Большая податливость населения рекламе (см. реклама коврижек конфетной фабрики «Заря», плакат которой держал в руках сам космический путешественник Незнайка, после чего на эти коврижки возник ажиотажный спрос и магазинам удалось сбыть даже самый залежалый товар; также желание всех лечиться только у доктора Шприца после того, как он на глазах у телезрителей лично обследовал гостя с другой планеты — Незнайку).
- Продакт-плейсмент товаров Спрутса, например продуктов, в газетах, принадлежащих Спрутсу (в частности в «Давилонских юморесках»).
- Недобросовестная реклама (напр. «скрытые платежи» в гостинице «Экономическая»).
- Манипуляция массовым сознанием посредством СМИ (см. кампания против факта наличия семян гигантских растений, зависимость цен акций от того, что написано в газетах, реклама или антиреклама).
- Откаты — когда Спрутс предлагает членам «Большого бредлама» «скинуться» на 3 миллиона для подкупа Миги и Жулио. Спрутс, собрав с монополистов 3 миллиона, оставляет (вначале намереваясь 2 миллиона) 1 миллион себе.
- Демонстративное потребление, причём как богатых, так и бедных (см. описание образа жизни мыльного фабриканта Грязинга, покупка автомобиля в кредит Козликом); богатые люди занимаются не приумножением капитала, а нерационально транжирят деньги, ломая для развлечения мебель или занимаясь другой бессмысленной тратой денег (собачьи рестораны, парикмахерские и т.п.).
- Примитивные кинематограф, телевидение и живопись. Абстрактная мазня, выдаваемая за искусство (см. высказывание Козлика о картине на стене в конторе, гл. 15). Фильмы с говорящими названиями вроде «Таинственный незнакомец, или Рассказ о семи задушенных и одном утонувшем в мазуте» (гл. 19) или «Убийство на дне моря, или Кровавый знак» (гл. 34) в основном о том, как полицейские ловят бандитов, с массовыми драками, оглушительными перестрелками, головокружительными погонями. Не случайно подобного рода кинокартины показывали и на Дурацком острове: по словам автора, «содержание фильмов было слишком бессмысленным, чтобы давать какую-нибудь пищу для ума. Глядя изо дня в день, как герои всех этих кинокартин бегали, прыгали, падали, кувыркались и палили из пистолетов, можно было лишь поглупеть, но ни в коем случае не поумнеть».
- Невзыскательные, аморальные и часто жестокие публичные развлечения (см. «Весёлый балаганчик»).
- Цензура в средствах массовой информации.
- Пренебрежение фундаментальными научными исследованиями, не сулящими непосредственной выгоды.
- Широкая коррупция как полицейских, так и судебных органов, взяточничество и безнаказанность богатых (см. вымогательство взятки у Незнайки Миглем, признание судьёй Вриглем тотального подкупа полиции, «общество взаимной выручки», неразделённость исполнительной и судебной властей).
- Свободная торговля оружием, включая автоматическое огнестрельное и даже артиллерийское (пулемёты и пушка на складе «магазина разнокалиберных товаров»), а также свободная торговля полицейскими и бандитскими доспехами: полицейские мундиры, дубинки, отмычки, маски, фомки, ножи для вскрывания сейфов и т. п.
- Заинтересованность полиции только в борьбе с бандитами, но не в искоренении самого бандитизма («Если же преступники перестанут совершать преступления, то полиция станет не нужна, полицейские потеряют свои доходы, сделаются безработными, и существующая в нашем обществе гармония будет нарушена»). Этим объясняется наличие свободной торговли оружием и почему полиция закрывает на это глаза.
- Противодействие штрейкбрехерству сторонниками рабочего самоуправления на фабрике Скуперфильда.
- Введение элементов чрезвычайного положения при появлении угрозы правящему режиму.
В сатирических целях имена богачей и их приспешников и большинство названий лунных городов — производные от слов с негативным оттенком (города Грабенберг, Брехенвиль, Лос-Свинос, Лос-Паганос; богачи Спрутс, Грязинг, Дрянинг, Скуперфильд, судья Вригль и т. д.). В романе также использованы имена знаменитых персонажей-злодеев (соляной магнат Дракула, город Фантомас).
Несмотря на сатирический тон романа и откровенное высмеивание «западных» — для того времени — капиталистических порядков, в конце повествования Носов косвенно намекает, что «хороший» капитализм всё-таки тоже имеет право на существование: свергнув власть монополистов и взяв управление как экономикой, так и всем обществом в свои руки, лунные рабочие и крестьяне не стали в корне менять экономический строй: товарно-денежные (да и в целом рыночные) отношения у жителей внутрилунной цивилизации сохранились. Этим Носов отличается от большинства писателей-пропагандистов советского времени, не видевших в своих произведениях о социально-революционных свершениях никакого другого пути, кроме как «построения коммунизма». © Википедия
Иллюстрация художника Г.О.Вальк (того самого, в ТОЙ книге!)