Одно время я работал сисадмином на небольшой верфи, где яхты и катера строили.
Построили там яхту 15-метровую, и главному инженеру с начальником производства, заядлым яхтсменам, удалось-таки уломать директора (человека весьма сухопутного) рвануть с ними на недельку из Ростова на Черное море.
Вернулся босс, мягко говоря, безрадостным. "Ебал я в рот этот элитный отдых на яхте" - вот самый мягкий и сдержанный его комментарий.
А всё потому, что характер водоёма очень зависит от его размера. На реке шторма чудовищно редки. В небольшом море, типа Черного, покачивает, но терпимо. В море побольше качает мягче: из-за большого зеркала водоёма волна растягивается, и качает лодку нежнее.
В океане свои приколы: волны растянуты, но океан, сцуко, большой! Поэтому, если, скажем, к северу и к западу от тебя были штормы, волны к тебе приходят с этих двух направлений, и океан в клеточку. Не так уж и редки случаи, когда волны идут сразу с четырех направлений. На большом корабле незаметно, а на однокорпусной яхте трудно.
Но есть у нас в стране два водоёма, размер которых имеет критическое значение. Это Ладога и Азов. Они достаточно большие, чтобы волна под ветром вырастала, но слишком маленькие, чтобы она раздалась в длину. Вокруг Ладоги ещё при Петре прорыли судоходные каналы, ибо до тысячи лодок ежегодно тонули.
Азовская волна втрое короче черноморской и вшестеро короче океанской. Поэтому в борта и в причалы она бьёт гораздо злее, и качаться на азовских вонах купающимся не клёво.
В общем, под конец вояжа наши яхтсмены попали в небольшой шторм. Отштормовались в Черном, вошли в Азовское. А там свой отголосок, с короткими волнами. Небольшими, но при ударе волны в борт голова влетает над подушкой, хрен заснёшь.