🧘♂️ 1. Да, “Будда” — не один человек
Согласно классической доктрине,
Будда — это не имя, а состояние.
То есть любой, кто сам открыл истину Дхармы и достиг полного освобождения (нирваны), становится Буддой.
В традиции различают:
Самьяк-самбуддху — «совершенно просветлённого», кто сам открыл истину (например, Сиддхартха Гаутама);
Пратьекабуддху — кто достиг просветления сам, но не учит других;
Шраваку — ученика, достигшего архатства через учение другого Будды.
Будд может быть много — бесчисленное множество во времени и пространствах (в космологии Махаяны говорится о «тысячах Будд» разных эпох).
💀 2. Тогда почему так много “мощей”?
Это уже вопрос традиции, ритуала и символа, а не философии.
После смерти исторического Будды (Гаутамы) его тело было кремировано, а пепел и кости разделены на восемь частей — их установили в ступах по всей Индии.
Позже, при царе Ашоке (III в. до н.э.), эти реликвии были разделены на тысячи частей и разосланы по разным регионам Азии.
Так началась традиция:
каждая ступа или храм хранил частицу — иногда реально фрагмент пепла, иногда символическую реликвию;
в разных странах появились «реликвии Будды», «зуб Будды», «кость Будды», «волос Будды», и т. д.
📿 3. Но ведь Будд много — значит, реликвий тоже может быть много
Да, и именно этим объясняется “множество мощей” с точки зрения веры:
часть реликвий может принадлежать разным Буддам прошлых эпох,
часть — великим архатам, учителям, бодхисаттвам,
часть — символическим “памятным мощам”, освящённым как проявление Будды.
В буддизме не важно, “физически” ли это кость, а важно состояние сознания, с которым человек поклоняется.
Реликвия — это объект сосредоточения, “мост” между миром материальным и духовным.
🌏 4. Зачем тогда реликвии вообще?
С практической стороны — реликвии помогают:
Сосредоточить веру (вера — одна из пяти сил, ведущих к освобождению);
Служить напоминанием о непостоянстве;
Создавать точку духовной силы — место паломничества, где люди собираются для практики.
То есть не «зачем хранить», а зачем помнить.
Реликвии — это не предмет поклонения, а символ того, что пробуждение возможно.
🪶 5. Вывод
✔ Да, Будда — не один, таких существ бесчисленное множество.
✔ “Мощей” тоже много — и это нормально, потому что большинство из них символические.
✔ А смысл в том, чтобы поддерживать связь с идеалом просветления, а не собирать “кости”.