Рассматривать боевой самолёт исключительно как «вот он какой красивый» или «может в воздухе делать кобру» — это наивно и устаревший подход. В современной войне ценность и эффективность истребителя определяются не столько его маневренностью или внешним видом, сколько его местом в общей системе ведения боя.
F-22 Raptor, его сила — не только в стелс-технологиях, сверхзвуковой крейсерской скорости или суперсовременной авионике. Главное — это интеграция в общее боевое пространство. F-22 работает в тесной связке с самолётами ДРЛО (типа E-3 Sentry), спутниковой разведкой, наземными пунктами управления, морскими силами, беспилотниками и другими истребителями. Он получает целеуказание в реальном времени, может сам быть центром обмена данными, видеть врага, оставаясь для него невидимым, и передавать координаты цели другим средствам поражения.
Всё это называется сетецентрической войной. F-22 — не одинокий хищник, а часть стаи, где каждый участник получает и передаёт информацию, формируя единое поле боя. В такой системе преимущество даёт даже не столько техническая мощь, сколько организация, логистика и надёжная цифровая инфраструктура.
Теперь посмотрим на российские Су-35, Су-57 и прочие. Да, у них могут быть отличные ТТХ, мощные двигатели, хорошие ракеты, но они не встроены в аналогичную систему. Российская армия не имеет сопоставимой с НАТО инфраструктуры спутниковой разведки, боевых сетей связи, глобального позиционирования и стабильных каналов управления. Даже если у тебя в воздухе суперсамолёт, но он слепой, не получает своевременное целеуказание, не может координироваться с другими элементами — его потенциал сильно ограничен.
В реальном бою важна не зрелищность на авиашоу, а степень интеграции самолёта в единую систему управления, разведки и целеуказания. По этой части F-22 значительно опережает российские машины, включая перспективный Су-57, который пока остаётся слабо встроенным в современный цифровой контур войны.
Отдельного внимания заслуживает фонарь кабины F-22 — он выполнен из цельного литого поликарбоната без стыков и рамок, что не только улучшает обзор пилота, но и снижает радиолокационную заметность. В России пока не удалось освоить производство аналогичных колпаков: на Су-57 используется составной фонарь с видимыми швами и рамами, что ухудшает как характеристики «стелс», так и общую эргономику.