Увидел на АТ большой пост фантаста Андрея Васильева. Думаю, стоит выложить:
https://author.today/post/372816ПУСТЬ РАСЦВЕТАЮТ СТО ЦВЕТОВ
После того, как вчера в открытый доступ был выложен полноценный трейлер грядущего лидера кинопроката 2024 "Сто лет тому вперед", его только ленивый не пнул, что здесь, что в Яндексе. Сразу поясню - насчет лидера кинопроката это я не шучу, фильм, дискуссии о котором начались еще на дальних подступах, гарантированно соберет хорошую кассу, даже если он вообще ни о чем. И тому примеров вагон и маленькая тележка.
Так вот - в основном, конечно, народ ругается. Львиная доля негатива продиктована ностальгически-посконным "как они посмели на святое", оставшееся недовольство относится к кастингу, и нашему любимому безосновательному "да в принципе не понравилось". Что до непосредственно меня - я тоже особого восторга не испытал, но при этом набрасываться, как некоторые респонденты с АТ на еще даже не вышедший фильм, не стану. Это тот случай, когда надо сначала ленту посмотреть, а уж потом высказать мнение.
Хотя некоторые моменты меня смущают уже сейчас довольно сильно, и первый из них слоган "вселенная Кира Булычева на большом экране". Нет, ну взялись вы за "Сто лет тому вперед" - ладно. Исковеркали вы его - тоже понятно и вполне объяснимо. Более того - ничего страшного я в этом не вижу. Ну невозможно в 2023 году бережно и построчно перенести на экран роман, половина из которого происходит в школе конца 70-х годов прошлого века. Собственно, большинству нынешних подростков оригинальная пятисерийная "Гостья из будущего"-то не сильно понятна, также, как, например, моим сверстникам в их возрасте не сильно была понятн школьная жизнь 20-х годов того века. Достаточно вспомнить Костю Рябцева из книги Огнева. Какие-то "шкрабы", какой-то Петцольд... Кто эти люди?
Но причем тут "вселенная"? Ну да, Крыса тут назвали Глотом, а тот, как известно, был главным антогонистом в книге "Путешествие Алисы" (она же "Тайна третьей планеты"). Но этого для слова "вселенная" мало. "Сто лет тому вперед" как раз самая, пожалуй, герметичная книга из всей серии, тут действует минимальное количество кроссоверных персонажей цикла. Пара ребята из биокружка на Гоголевском, Милена Митина - и все. Даже Ричарда Темпеста из института Времени нет, хоть, вроде и мог бы быть. Так что слоган звучный, но ни о чем. Нет тут "А"-вселенной Булычева даже в первом приближении.
Кстати, из всего наследия Булычева об Алисе "Сто лет тому вперед" самая, пожалуй, непригодная сегодня к экранизации книга, потому что она как раз привязана к конкретному времени. То же "Путешествие Алисы" на экран и сегодня переносится без проблем, равно как "День рождения Алисы", любая из трех повестей "Заповедника сказок" и почти весь "Миллион приключений".
Второе, что меня изрядно смутило - это, конечно, кастинг. Я не стану критиковать выбор актрисы на главную роль, в чем сейчас изощряется большинство. Ну да, новая Алиса немного андрогинна, но тут режиссеру виднее, тем более что официальнозаявлено, что героев сделали постарше. Это как раз тоже понятно, законы кассовости никто не отменял, герои-дети остались в прошлом, где-то между "Артемкой в цирке" и "Один дома". Но, елки-палки, выбор Марка Эйдельштейна на роль Коли Герасимова - это, конечно, сильно. И я сейчас не об актерском таланте, поскольку в потенциальном кинобестселлере, не конкретно этом, а вообще любом, он сейчас не нужен, и даже где-то вреден. Просто задумайтесь - Марк Эйдельштейн играет Колю Герасимова. Вам не смешно? Мне очень. Вот когда он играл в недавнем "Праведнике" Моше Таля, то это было нормально и гармонично, еврейский мальчик играет еврейского мальчика. И кстати - хорошо сыграл, хотя и потерялся, разумеется, на фоне Яценко и Ткачука. Но тут... Ой-вэй, я таки не знаю, кто толкает этого мальчика в спину, но это человек с хорошим чувством юмора.
Ну, и третий момент, который меня не то, чтобы зацепил, скорее... То, что я увидел в трейлере, местами очень вторично. Прямо сильно. Непосредственно моя первая реакция на увиденное: "Наш ответ Гарри Поттеру. Ну-ну". Костюмы, картинка и некоторое искривление пространства - все до боли знакомо. Потом мелькнули еще несколько моментов, которые я не знаю даже, как и классифицировать - как заимствование, как оммаж, как пародию? Особенно умилил эпизод под самый конец, когда я смахнул ностальгическую слезинку, вспомнив начало века и "Ночной дозор", который, по сути, стал первым отечественным мегабестселлером, пробив дорогу остальным. Может, потому и сделан реверанс в сего сторону? Может, это как "Комарово" в "Atomic Heart"?
И снова - как это связано со вселенной Кира Булычева? В какой точке? Кроме нескольких имен?
Но в любом случае посмотреть все же стоит, чтобы после ругать или хвалить этот фильм обоснованно, а не на основании трех минут трейлера. Да, это далеко не хрестоматийная "Гостья из будущего", да, у Алисы Селезневой тут есть сиськи, чего раньше с ней в то ли пяти, то ли шести экранизациях книг из цикла не случалось, да Весельчака "У", который толст и неуклюж, тут играет харизматичный и изрезанный шрамами Саша Петров, да тут миелофон, по ходу, вообще не миелофон, но я все же согласен с товарищем Мао - пусть расцветают сто цветов. А после премьеры разберемся, какой из них в гербарий пойдет, а какой корове для переработки скормим.