Компенсация за задержку рейса: права пассажира и как получить деньги
При задержке рейса абсолютно каждая авиакомпания обязана не только соблюдать права пассажиров, гарантированные законом, но и вернуть полную стоимость билета по соответствующему запросу.
Другое дело, что представителя авиакомпании в аэропорту удается найти далеко не всегда. Поэтому при задержке рейса рекомендована онлайн консультация юриста – особенно если вы несете определенные убытки. Эксперт подскажет порядок действий, который позволит быстро получить денежную компенсацию и защитить свои права. Свяжитесь с нами, если рейс задержали на любое время – мы предоставим подробную консультацию.
Что считается задержкой рейса по закону
В соответствии с положениями Воздушного кодекса РФ, задержка рейса – это перерыв, возникший в перевозке по вине авиаперевозчика или по независящим от него причинам. Последние могут влиять на компенсации, которые в дальнейшем авиакомпания должна выплатить понесшим убытки пассажирам.
Самые частые причины задержек рейсов – технические неполадки самолета, его позднее прибытие, а также плохие погодные условия. Впрочем, нередко проблемы возникают и из-за закрытия воздушного пространства.
Задержка по времени: от скольки часов можно рассчитывать на компенсацию
Для начала поговорим о правилах, которые распространяются на российские аэропорты. Что положено, если рейс задержали более чем на:
2 часа – при задержке вылета вам должны предложить прохладительные напитки, а также предоставить возможность сделать два телефонных звонка или отправить два электронных письма;
3 часа – то же самое, вам должны предоставить напитки и возможность связаться с близкими посредством телефона или электронной почты;
4 часа – всем пассажирам, ожидающим самолет, положены не только напитки, но и горячее питание каждые 6 часов днем и каждые 8 часов в ночное время;
5 часов – соблюдаются те же права пассажира, что и при 4-часовой задержке;
6 часов – если задержка произошла в ночное время, то дополнительно к напиткам и горячему питанию пассажиры имеют право на размещение в отеле и трансфер туда-обратно;
7 часов – то же самое, что положено ожидающим вылет пассажирам при 6-часовом опоздании самолета;
8 часов – все то же самое, что полагается пассажирам при менее продолжительной задержке рейса, а также размещение в отеле и трансфер в дневное время;
10 часов – все то же самое, что положено, если рейс задержали на 8 часов и более;
12 часов – аналогично, но не забывайте и о возможности взыскания компенсации в случае убытков.
Учтите также, что вне зависимости от времени, на который задержали рейс, все без исключения авиакомпании обязаны предоставить пассажирам услугу хранения багажа, а для родителей с детьми в возрасте до 7 лет – доступ в комнату матери и ребенка.
Когда рейс считается отмененным, а не задержанным
При взыскании компенсации важное значение имеет факт задержки или отмены вылета. В первом случае назначается новое время отправки рейса. В случае его отмены, время не назначается и не сообщается пассажирам.
В случае задержки или отмены вылета каждая авиакомпания может предложить пассажиру билет на альтернативный рейс. При этом разница между старым и новым временем отправки рейса считается задержкой.
Причины задержки и от чего зависит компенсация
Пассажиру могут выплатить компенсацию за задержку вылета только в случае, если в случившемся виновата авиакомпания. Например, при ошибке в расписании, неготовности экипажа или в ситуациях, когда количество проданных билетов превышает число мест в самолете.
Но есть и ситуации, когда компенсация за задержку рейса самолета не выплачивается, так как она происходит не по вине авиакомпании.
Технические неполадки, погода, загруженность аэропорта
В этом случае задержка рейса происходит не по вине авиакомпании, поэтому пассажиру не полагается компенсация убытков. Исключения составляют только отдельные случаи, когда перевозчик несет ответственность за допущенную неисправность в самолете.
Также пассажирам будет сложно требовать у авиакомпании возмещения убытков, если рейс задержан из-за забастовок, стихийных бедствий, введенных ограничений на полеты и военных действий.
Что такое «непреодолимые обстоятельства» и когда они освобождают авиакомпанию
Обстоятельства непреодолимой силы или форс-мажоры – это чрезвычайные ситуации, возникающие при исполнении договорных обязательств, которые нельзя было предвидеть и предотвратить.
Если рейс задержан из-за стихийного бедствия, пожара, эпидемии, теракта, военных действий, ограничения воздушных перевозок и других форс-мажорных ситуаций, то авиакомпания не будет нести ответственность за убытки пассажиров. Однако она должна будет предоставить напитки, питание и проживание, а также вернуть деньги за купленные билеты в соответствии с действующими нормативами.
Какие компенсации положены пассажиру
При задержке или отмене вылета перечень компенсаций зависит от причины, по которой не состоялся рейс, а также от нормативов, которые действуют на территории конкретного государства. Рассмотрим наиболее распространенные случаи.
По закону РФ (внутренние рейсы)
При составлении претензии к авиакомпании в случае задержки рейса по ее вине, пассажиры могут ссылаться на положения Воздушного кодекса РФ, Федеральные авиационные правила и закон «О защите прав потребителей».
Компенсация за перенос рейса самолета может выплачиваться в размере:
3% за от цены приобретенного билета за каждый час опоздания, в сумме не более 50% от его стоимости;
100 руб. за каждый час задержки, но не более половины от стоимости билета – их можно потребовать в качестве штрафа.
В случае отмены внутрироссийского рейса по вине авиакомпании также можно требовать компенсацию понесенных из-за этого убытков. Например, если пассажир не успел на стыковочный рейс, не получил оплаченное лечение, пропустил мероприятие, нарушил условия путевки, потратил деньги на трансфер и так далее.
Важно: при задержке рейса по вине авиакомпании также можно требовать возмещение морального ущерба, руководствуясь ст. 15 закона «О защите прав потребителей». Однако для этого, как правило, приходится обращаться в суд.
При международных перелетах
На задержанный рейс на территории стран, входящих в состав ООН, действует Монреальская конвенция. В соответствии с ее положениями можно получить компенсацию в размере до 600 евро в зависимости от дальности перелета и продолжительности задержки.
Авиакомпания также должна предоставить им прохладительные напитки, горячее питание, размещение в отеле и трансфер до него и обратно в зависимости от продолжительности задержки.
По законодательству ЕС (EC 261/2004)
Если задержка рейса по вине авиакомпании превышает 3 часа, то пассажиры могут требовать:
250 евро – в случае перелета на расстояние до 1 500 км;
400 евро – от 1 500 до 3 500 км;
600 евро – более 3500 км.
Если же самолет уже задержали более чем на 4 часа, то пассажиры имеют право получить компенсацию в размере 600 евро вне зависимости от дальности перелета.
По страховке (если оформлена)
Самый простой способ получить возмещение в случае отмены рейса – застраховать соответствующие риски. Страховые компании могут предлагать разные условия по полисам для путешественников. В том числе, предполагающие компенсации за каждый час ожидания, возврат денег за бронь в отеле при задержке или отмене вылета, выплату сопутствующих убытков и так далее.
Обычно страховой достаточно любых подтверждений того, что вылет действительно был задержан. Их можно получить у авиакомпании. Однако лучше все же позвонить в страховую, как только вы узнаете о переносе или отмене рейса, чтобы уточнить перечень документов для получения компенсации.
Что можно получить помимо денег
При задержке или отмене вылета вы можете не только получить компенсацию, если в ситуации есть вина авиакомпании, но и потребовать предоставления бесплатных услуг в аэропорту во время ожидания рейсов.
Питание, напитки, гостиница, трансфер
Прохладительные напитки положены всем пассажирам, ожидающим рейсы, которые задерживают на 2 часа и более.
Если рейсы по каким-то причинам задерживают на 4 часа и более, то ожидающим должны предоставить горячее питание. Кормить пассажиров обязаны каждые 6 часов днем и каждые 8 часов ночью.
Авиакомпании, которые задерживают рейс на срок от 6 часов ночью и от 8 часов днем обязаны разместить пассажиров в отеле за свой счет, а также обеспечить трансфер до них и обратно.
Телефонная связь и доступ в интернет
Если рейсы переносятся на 2 часа и более, то авиакомпании должны реализовать право клиентов на два телефонных звонка или отправку двух электронных писем. Для этого предоставляются соответствующие гаджеты и устройства, обеспечивается доступ в интернет.
Перебронирование рейса
При отмене рейса перевозчик должен реализовать право пассажиров на перебронирование. Они могут получить билеты на ближайшие рейсы той же авиакомпании по тому же маршруту без доплат. Единственное условие: на рейсы не должны быть проданы все билеты – овербукинг не допускается. Поэтому при отсутствии свободных мест в самолете перевозчик может отказать в перебронировании.
Как действовать, если задержали рейс – пошаговая инструкция
Представители авиакомпаний далеко не всегда спешат предоставлять пассажирам бесплатные услуги и выплачивать компенсации. Рекомендуем пошаговую инструкцию, которая поможет защитить ваши права и получить все льготы, которые положены при изменении времени отправления рейсов.
Шаг 1. Сохраните все документы
Не выбрасывайте маршрутную квитанцию или посадочный талон. Сохраняйте скриншоты с онлайн табло и официальных сайтов аэропортов, чтобы подтвердить факты задержки ваших рейсов.
Шаг 2. Уточните причину задержки
Причина, по которой переносятся рейсы, может повлиять на возможность получения компенсации и возмещения сопутствующих убытков.
Шаг 3. Обратитесь к представителю авиакомпании
Юристы рекомендуют искать представителей авиакомпании в аэропорту, чтобы получить от них официальные документы в подтверждение того факта, что рейсы действительно задерживают. Подойдет и соответствующая отметка на посадочном талоне или маршрутной квитанции.
Шаг 4. Получите еду, воду и отель
В зависимости от времени, на которое задерживают рейс, вам могут быть положены прохладительные напитки, горячее питание и размещение в отеле. С соответствующим требованием необходимо обратиться к представителю авиакомпании, как только станет известно о переносе рейсов.
Шаг 5. Подайте претензию на компенсацию
При задержке или отмене перелета по вине авиакомпании, ее клиенты вправе требовать компенсацию. В том числе, убытков, которые они понесли из-за того, что рейсы не состоялись. Важно составить соответствующую претензию и направить ее перевозчику.
Задержка или отмена рейса? Верните деньги
Обратитесь за разъяснением — подскажем порядок действий для возврата денег за авиабилет при задержке или отмене рейса.
Как вернуть деньги за билет при задержке или отмене
Порядок возврата денег за приобретенные билеты во многом будет зависеть от того, на какие рейсы они приобретались.
Условия возврата – когда положен полный возврат
Вне зависимости от того, задерживают ли рейсы или отменяют их, пассажиры имеют право на возврат полной стоимости билета.
Сроки возврата и куда обращаться
Для возврата денег в случае, если рейсы не состоялись, необходимо обращаться в авиакомпанию или к посреднику, у которого были приобретены билеты на самолет. В случае с внутренними рейсами это необходимо сделать в течение полугода, с зарубежными – в течение двух лет.
В случае с задержкой обычно нужно заполнить заявление на отказ от полета и возврат денег за билеты. Не лишним будет получить подтверждение о принятии документа.
При отмене рейса пассажирам, как правило, удается получить деньги от авиакомпании автоматически. Но иногда перевозчик просит заполнить и подать соответствующее заявление.
Как получить компенсацию: пошаговая инструкция
Если рейсы отменяют или задерживают по вине перевозчика, то у пассажиров появляется шанс на получение компенсации. К сожалению, авиаперевозчики далеко не всегда удовлетворяют требования заявителей. В этой ситуации может быть актуальна консультация юриста по ЗПП – эксперт сможет разъяснить целесообразность обращения в суд и оценит перспективы дела.
Претензия в авиакомпанию: как составить и куда подать
Когда перевозчики отменяют или задерживают рейс, имеет смысл выяснить причину. Если задержка происходит по вине перевозчика, его клиент имеет может получить не только деньги за билеты, но и возмещение убытков. Для этого необходимо составить претензию с указанием:
наименования перевозчика;
названия авиакомпании;
ФИО пассажира, адреса его проживания и контактных данных.
В претензии важно описать ситуацию, указать всю известную информацию по рейсу и продолжительность задержки. Затем необходимо заявить требование о компенсации со ссылкой на положения Воздушного кодекса РФ, а также указать перечень приложенных документов.
Подать претензию можно лично, либо дистанционно – например, отправив ее заказным письмом.
Что делать, если авиакомпания не отвечает
Перевозчик должен ответить на претензию в течение 30 дней. Если этого не происходит, целесообразно обратиться в суд, чтобы получить возмещение убытков, понесенных в результате отмены рейса.
Роспотребнадзор, суд, онлайн-сервисы помощи
«Мотивировать» перевозчика к ответу можно путем обращения в Роспотребнадзор с соответствующей жалобой. Также можно использовать тематические онлайн-сервисы и получить юридическую консультацию.
Однако наиболее эффективным решением проблемы с возмещением убытков после отмены рейса или его задержки остается обращение в суд. Помимо всего прочего, здесь можно взыскать и компенсацию морального вреда.
Какие документы нужно сохранить
Эксперты рекомендуют сохранять все документы, которые помогут доказать вашу правоту при возникновении споров с перевозчиком.
Посадочный талон, электронный билет, чеки на расходы
Электронный билет на самолет, посадочный талон или маршрутная квитанция – основные документы. Если рейсы по какой-то причине задерживают, стоит обратиться к представителю перевозчика и попросить его поставить соответствующую отметку, например, на посадочном талоне.
Также рекомендуется сохранять все чеки о приобретенном в аэропорту питании, об оплате трансфера и гостиницы, если самолет по какой-то причине задерживают, а перевозчик не предоставляет бесплатные услуги, которые положены пассажирам.
Скриншоты с информацией о задержке
Не лишним будет сделать скриншоты, подтверждающие факт задержки или отмены рейса – например, с официального сайта аэропорта.
Часто задаваемые вопросы
Спешим ответить на вопросы, которые нашим юристам задают чаще всего.
Можно ли получить компенсацию, если купили билет у агрегатора?
Да. Место приобретения билета на самолет не имеет значения.
Что делать, если рейс был чартерный?
Если его задерживают или отменяют, то пассажиры имеют те же самые права на возврат стоимости билетов и компенсации, что и в случае с регулярными рейсами.
Кто должен компенсировать, если пересадка сорвалась?
Перевозчик, но только в ситуациях, когда билеты были куплены в одной брони, либо задержка или отмена рейса произошли по вине авиакомпании.
Через сколько часов задержки рейса должны кормить?
Перевозчик обязан предоставить пассажирам горячее питание, если задерживает рейс более чем на 4 часа.
Будет ли компенсация, если рейс задержали из-за атаки БПЛА?
Перевозчик будет обязан вернуть деньги за билеты или переоформить их. Однако получить другие компенсации не удастся, так как ситуация относится к форс-мажорным.
Компенсация за отмену рейса: права пассажира и как получить деньги
Что делать, если авиакомпания отменила рейс? В статье — пошаговый алгоритм действий: как вернуть деньги, получить компенсацию и на какие бесплатные услуги вы можете рассчитывать в аэропорту.