Да идея (но только лишь идея) такая была. И ее решили проверить.
Путешествие по маршруту древних мореплавателейВ семидесятых годах прошлого столетия австрийскому журналисту Куно Кнеблю пришла в голову идея методом экстремального эксперимента доказать, что цивилизация в Америку «приплыла» из Азии.
Идея родилась в джунглях
Эта идея пришла в голову К. Кнеблю в джунглях Юго-Западной Азии. Здесь он как специальный корреспондент газеты «Neues Ǒsterreich» очутился во время войны во Вьетнаме. Во время походов по джунглям с американскими солдатами любознательный журналист обратил внимание на имеющиеся здесь древние храмы. Их стены украшали барельефы, а статуи идолов были необычайно похожи на те, которые ему довелось видеть в таких же непроходимых южноамериканских джунглях.
По возвращении домой К.Кнебль обратился к специальной литературе, откуда узнал, что специалисты в области американистики (наука, изучающая историю появления Америки) еще задолго до него обратили внимание на эту схожесть. Они придерживались мнения, что именно мореплаватели из Юго-Восточной Азии оказали влияние на культуру индейцев. Для подтверждения этой теории не хватало лишь доказательств, что подобные морские путешествия могли иметь место и в доисторические времена.
После экспериментов Тура Хейердала выяснилась методика таких доказательств: надо было просто переплыть Тихий океан. Это и решился сделать журналист К.Кнебль. Он задумал на джонке, старинном паруснике, переплыть Тихий океан от Гонконга до Мексики или Гватемалы.
Возрожденная джонка
В мае 1974 года К. Кнебль полетел в Гонконг, где его хороший друг и будущий соратник датский инженер Карл Граге уже за полтора года до этого вместе с местными моряками начал строить старинную джонку. В качестве образца была взята керамическая модель джонки возрастом 2 тысячи лет, обнаруженная во время археологических раскопок недалеко от порта.
Для будущих путешественников была построена большая джонка длиной чуть более 20 метров, шириной 5,70 м, с одной мачтой высотой 17,25 м, предназначенной поднимать парус площадью 110 кв. м. Остойчивость джонки, осадка которой составляла всего лишь 1 метр, обеспечивал балласт – собранные под палубой камни.
Работы несколько затянулись. При отправлении позднее середины мая грозило столкновение с тайфунами. Пришлось отказаться от пробного плавания. Не успели «притереться» друг к другу и восемь храбрецов, решившиеся повторить поход мореплавателей Юго-Восточной Азии в далекой древности.
«Оптимистичные» проводы
Тайфуны уже свирепствовали в южных морях, когда 19 июня 1974 года джонка «Tai Ki» (термин из китайской философии – «Великий Космос») под флагом Австрии вышла из порта Гонконг. «Я не могу запретить вам это безумие. В последний раз говорю: вы не вернетесь! Обратного пути нет!» – предупреждал провожавший хрупкую джонку в дальний путь начальник порта Гонконга.
Под такие «оптимистичные» проводы участники экспедиции «Tai Ki» лишь шутили и поднимали бокалы за здоровье начальника порта.
В экипаж джонки, кроме организатора этого путешествия К.Кнебля, вошли мужчины различных национальностей и специальностей: капитан судна датчанин К. Граге, его соотечественник радиооператор Алан Картин, ирландский фермер Хал Прайс, судовой врач британец Боб Кендрик, американец кинооператор Билл Мартин, матрос из Гамбурга Вернер Рауш, австриец Арни Денниг, который с самого начала принимал участие в осуществлении проекта этого путешествия.
Первые неудачи
Пророчество начальника порта начало исполняться уже на первых морских милях пути, когда джонка попала в объятия тайфуна. Огромные волны перекатывались по палубе «Tai Ki». Каждому члену экипажа пришлось не один час поработать ручным насосом. Однако это был лишь «тайфунчик», а настоящие шторма еще ожидали в будущем.
21 июля экипаж джонки впервые подумал о том, что им уже пришел конец. Джонка «Tai Ki» находилась приблизительно в тысяче морских миль от Окинавы. Скорость ветра достигала 200 километров в час. Перед джонкой вздыбилась огромная волна, готовая поглотить «Tai Ki» и утянуть ее в пучину. На следующее утро К.Кнебль записал в своем дневнике следующее: «Никто не в состоянии объяснить, как мы умудрились выжить в эту кошмарную ночь».
11 августа с «Tai Ki» попрощался первый участник экспедиции. Ирония судьбы – это был сам инициатор и организатор экспедиции К.Кнебль. У него заболело сердце, грозил инфаркт. После долгих уговоров он согласился пересесть на проходившее мимо японское судно.
114 неспокойных дней
Как известно, беда не приходит одна. После очередного сеанса связи со шведскими радиолюбителями сломался генератор радиопередатчика. Еще через некоторое время выяснилось, что сквозь множество маленьких отверстий на судно проникает вода. Оказалось, древесина была поражена личинками жука-древоточца, которые быстро размножались во время путешествия. Ситуация была абсурдной – кругом бескрайний океан, а судно просто тает под ногами. 8 октября джонка «Tai Ki» опять попала в сильнейший шторм. Во время шторма сломалось весло – бревно твердого дерева 40 см в поперечнике. Ветер порвал висящие на бамбуковых реях паруса. Волны смыли все, что было на палубе. Люди к счастью были привязаны к бортовым перекладинам.
Продолжать путешествие было бессмысленно. Надо было бороться за жизнь. Капитан К.Граге приказал вскрыть аварийный контейнер с радиопередатчиком, способным передать лишь сигнал SOS. Сигнал джонки был принят множеством американских радиостанций, расположенных на побережье Тихого океана.
9 октября самолет береговой охраны США, обнаружив попавших в беду путешественников, скинул возле них гидроакустический буй. По посылаемым им сигналам джонку, кидаемую 8-метровыми волнами, обнаружило американское грузовое судно «Washington Mail». Переброска семи человек на судно затянулась на 4 часа. После проведенных в океане 114 дней
до окончательной цели путешествия еще оставалось около 2 тысяч километров.