Директор Навашинского судостроительного завода «Ока» Александр Кисляков долго стучался во все двери с просьбами профинансировать конверсионную программу строительства сухогрузных судов для смешанного «река-море» плавания. И вот, наконец, ему повезло: 20 января 1994 г. Минфин заключил с «Окой» кредитное соглашение о выдаче заводу на два года целевой ссуды в размере 30 млн. долларов под 15 процентов годовых. Причем использовать ее – таково было основное условие – можно было исключительно на финансирование затрат, связанных с приобретением импортного оборудования для комплектации судов, строящихся на экспорт. Гарантировала возврат кредита администрация Нижегородской области, о чем Минфин известил соответствующим письмом тогдашний губернатор области Б. Немцов.
Известно, что согласно федеральному закону о валютном регулировании и контроле за правильностью расходования в стране валютных средств следят правительство РФ, Центробанк России и так называемые агенты валютного контроля, к которым отнесены в том числе уполномоченные банки, где размещены валютные счета получателей целевых кредитов. Казалось бы, губернатор, как проводник и блюститель государственных интересов, должен был не только не нарушать действующего законодательства, но, как гарант кредита, блюсти его целевое использование.
Однако Борис Немцов подписывает с директором «Оки» соглашение, по которому завод из выделяемого ему валютного кредита мог, причем только по разрешению
администрации области, читай губернатора, потратить лишь 18 млн. долларов, а остальной частью ему дозволялось воспользоваться после завершения приватизации предприятия и полного распределения пакета акций.
Такое условие давало возможность губернатору области заполучить незаконным путем на длительный срок значительную сумму из федерального бюджета и «крутить» ее в чьих-то интересах. Ведь приватизация «Оки» намечалась на лето того же 1994 г. и должна была завершиться через два года, то есть после намеченного срока возврата кредита. Таким образом, этим соглашением не только незаконно отбиралась у получателя часть ссуды, но и нарушалось важнейшее условие Минфина о целевом использовании выделяемых бюджетных средств лишь на закупку импортного оборудования для экспортных судов.
Вряд ли подобное соглашение возникло по инициативе директора завода Кислякова. Но именно оно – сначала было слово – породило потом дело о «навашинских миллионах».
Заказчиком экспортных сухогрузных судов, которые должны были построить в
Навашине на «Оке», являлся нижегородский предприниматель Андрей Климентьев, близкий когда-то друг Немцова. Он организовал посредническую российско-норвежскую фирму по продаже судов, куда и должна была поступить будущая экспортная продукция «Оки». Правда, никаких гарантий, кроме честного слова Климентьева, выкупить сухогрузы «река-море» не было.
Но, видимо, в Нижнем Новгороде возрождались прежние купеческие отношения, когда слово ценилось дороже всяких денег. И поэтому Немцов, просто поверив будущему покупателю, выдал Минфину гарантию о возврате «Окой» ссуды под залог дотационных выплат области из федерального бюджета – трансфертов. Таких гарантий было две. Первую Немцов выдал при подписании кредитного соглашения с Минфином, когда «Ока» была еще государственным предприятием. А вторую – после того, как летом 1994 г. Климентьев «купил» почти полностью завод на приобретенные им задешево ваучеры, то есть, когда «Ока» стала на 80 процентов частным предприятием. Ловко, но в духе времени.
Самое удивительное в этой истории, что после приватизации «Оки» ее новый хозяин не переоформил кредитный договор с Минфином. Тем не менее, это обстоятельство не помешало Немцову, причем по собственной инициативе, повторно гарантировать возврат кредита, но теперь уже частным лицом. Следует заметить, никто экспертизы проекта строительства судов не проводил, и проект нигде не обсуждался.