Цимбала на них нет, он и топливо бы полил, а раз вообще у Японцев вертолет "сдул в море"
е так давно главной темой мировых новостей стал инцидент у берегов Крыма, когда американский беспилотный аппарат MQ-9 Reaper «Жнец», проводивший разведку вблизи российских границ, внезапно рухнул в Чёрное море. Эта история заставила жителей Крымска
вспомнить о лётчике Василии Цымбале, жившем в нашем городе.
В своё время он прославился на весь Советский Союз как воздушный ас, лихо пресекавший враждебные провокации Североатлантического альянса.
Давняя «традиция»
Напомним, инцидент с дроном США произошёл в районе Крымского полуострова. Американский беспилотник упал в Чёрное море из-за собственного резкого маневрирования, российские истребители с ним в контакт не вступали, сообщило Минобороны. По данным ведомства, дрон с выключенными транспондерами летел в направлении России, нарушив границы района временного режима использования воздушного пространства, установленного в целях проведения специальной военной операции.
В американских ВВС утверждают, что к падению беспилотника привели манёвры пары российских истребителей Су-27. Один из вылетевших на перехват самолётов якобы применил давно известный приём – открыл клапан сброса и облил дрон топливом, струя которого и повредила несущий винт MQ-9. В США даже назвали манёвр «экологически необоснованным».
После «приводнения» американского дрона журналисты тут же вспомнили советского лётчика Василия Цымбала, который как раз и «поливал» топливом вражеские самолёты. Его «проделки» в арктическом небе послужили поводом для большого международного скандала, а сам лётчик был переведён на службу в авиаполк Крымска, подальше от государственной границы.
Опасный манёвр
Впервые Василий Цымбал отличился во время службы на Дальнем Востоке. В историю вошёл инцидент, когда японский сторожевой корабль с двумя вертолётами на борту нарушил границу СССР. В это время советское небо патрулировал наш герой. Лётчик сделал несколько виражей на предельно малой высоте над нарушителем. Во время очередного пролёта советского истребителя на высоте около пяти-шести метров над палубой один из вертолётов сильным потоком воздуха снесло в море. Корабль развернулся, но Василий Викторович напоследок решил слить на корабль немного керосина. Японские моряки пожаловались на советского лётчика, после чего того отправили в Мурманск.
Однако северный город так и не охладил пыл лётчика. 13 сентября 1987 года он отличился новым подвигом с натовским самолётом «Орион» над нейтральными водами Баренцева моря. Вот как описывали этот случай журналисты, ставшие свидетелями развернувшихся событий: «Р-ЗВ «Орион» из состава 333-й эскадрильи королевских военно-воздушных сил Норвегии и Су-27 (бортовой № 36) 941-го истребительного авиаполка 10-й армии ПВО СССР. Норвежец поднялся с авиабазы Аннейя и вёл разведку перемещений кораблей нашего Северного флота, которые, в свою очередь, следили за натовскими кораблями и самолётами, проводившими учения в районе Северной Норвегии. В манёврах НАТО участвовали несколько сот кораблей и самолётов во главе с ударным авианосцем «Форрестол».
Достаточно близко от наших границ и дерзко, чтобы оставлять подобное без участия советского ПВО. Старший лейтенант Василий Цымбал получил команду «Воздух!» и стартовал с аэродрома Килпъявр, что неподалёку от Мурманска. Его задачей был учебный перехват и сопровождение воздушной цели. Всё, что случилось вне рамок этой задачи, было личной инициативой лётчика.
Истребитель «отработал» по «Ориону», а после, отступив от полученного задания, вплотную подошёл к норвежцу. Какое-то время воздушные судна шли на параллельных курсах. Соседство с истребителем, видимо, действовало скандинавам на нервы и мешало выполнению задачи.
Пилот «Ориона» решил «стряхнуть» с хвоста назойливый русский истребитель и «подрезал» курс Су-27. Оказавшись в результате этого манёвра над истребителем, он стал резко гасить скорость, выпуская шасси и закрылки. Это был грамотный приём тяжёлого четырёхмоторного самолёта. Истребитель должен был либо проскочить вперёд, либо, повторяя аэродинамическое торможение, свалиться в штопор.
Это в соответствии со всеми законами аэродинамики. Но в тот день экипаж королевского «Ориона», а с ним весь мир, узнал, что для хорошего лётчика на истребителе Су-27 некоторые классические законы аэродинамики не писаны. Эта машина обладает уникальной способностью держаться в воздухе на скорости менее 200 километров в час. «Посыпался» вниз не «Сухой», а сам «Орион». Правым винтом он снял истребителю радиопрозрачную законцовку киля, но от удара сам винт разрушился и посек осколками фюзеляж и крыло «Ориона», разгерметизировав его. Двигатель норвежца задымил и, подавая в эфир сигнал «Терплю бедствие!», «Орион» ушёл в сторону берега. Обошлось без жертв. Василий Цымбал возвращался на аэродром молча, не считая стандартных радиодиалогов с авиационным диспетчером. Возможно, Василию Викторовичу и удалось бы выкрутиться, но с борта «Ориона» велась фото- и видеозапись всех манёвров советского истребителя. Последствия этого небольшого инцидента стали для пилота катастрофическими. В Норвегии уже вовсю разгорались политические, военные и дипломатические страсти. Норвежское военное командование пожаловалось на это происшествие советскому послу, который доложил о нём начальству в Москву.
Министр обороны СССР вызвал Главкома войск ПВО, чтобы расследовать обстоятельства воздушного столкновения. Советское правительство признало факт «неправильных действий лётчика» и выразило сожаление по поводу случившегося, но упомянуло и то, что пилот «Ориона» вёл себя не лучшим образом. Многие тогда посчитали, что если бы Василий
Цымбал первым доложил об инциденте, то норвежскую ноту мы бы упредили своей. Лётчика бы ещё и наградили, стал бы героем. Впрочем, народным героем он стал в любом случае. Его имя и поступок приобрели на Севере определенную популярность. После 13 сентября на какое-то время наши заполярные воздушные границы стали спокойными
. Один лётчик сделал то, чего не удавалось десяткам дипломатов и маршалов. Кроме всего прочего, инцидент ускорил подписание международного соглашения о предотвращении опасной военной деятельности. Советское командование было осведомлено о провокационных полётах воздушной разведки НАТО, и Цымбала просто перевели служить в Крымск – подальше от госграницы».
Полк Василия Цымбала, оставшийся в Килпъявре, после этого случая долго сдавал зачёты по всевозможным нормам и правилам. Что интересно – на борту истребителя лётчика его остроумные товарищи нарисовали маленький значок укрощённого «Ориона».
https://xn--24-dlcte5bh4g.xn--p1ai/sobitiya...ljotom-norvegii Это сообщение отредактировал Mari777 - 10.10.2025 - 11:55