Алиса,найди рифмы в тексте Старинные часыВ тексте песни «Старинные часы» используются разнообразные типы рифм — как точные, так и неточные, с чередованием мужских и женских окончаний. Ниже — систематизированный разбор по фрагментам.
1. Зачин (первые 4 строки)
Старинные часы ещё идут,
Старинные часы, свидетели и судьи.
Когда ты в дом входил, они слагали гимны,
Звоня тебе во все колокола.
«идут» – «судьи» — неточная рифма (консонанс): совпадение ударного гласного [у] и согласных [д – с’], но разные окончания.
«гимны» – «колокола» — неточная рифма: ударный [и] – [о], созвучие на [н] – [л] + открытый слог.
Особенность: начало задаёт свободную рифмовку без жёсткой схемы.
2. Второй блок (4 строки)
Когда ты не сумел меня понять,
Я думала — замрут все звуки во Вселенной,
Но шли мои часы торжественно печально,
Я слышала их поминальный звон.
«понять» – «Вселенной» — неточная рифма: ударный [а] – [е], созвучие на [т’] – [н].
«печально» – «звон» — неточная рифма: ударный [е] – [о], созвучие на [ч’] – [з] + открытый слог.
Особенность: рифмы ассонансные, опираются на созвучие согласных и близость гласных.
3. Припев (4 строки, повторяется)
Жизнь невозможно повернуть назад,
И время ни на миг не остановишь.
Пусть неоглядна ночь и одинок мой дом,
Ещё идут старинные часы.
«назад» – «остановишь» — неточная рифма: ударный [а] – [о], созвучие на [д] – [в].
«дом» – «часы» — неточная рифма: ударный [о] – [ы], созвучие на [д] – [ч’].
Особенность: припев сохраняет свободную рифмовку, усиливая ощущение текучести времени.
4. Третий блок (4 строки)
Когда ты уходил такой чужой,
Амуры на часах сломали лук и стрелы.
Часы остановить тогда я не сумела,
Как не смогла остановить тебя.
«чужой» – «стрелы» — неточная рифма: ударный [о] – [е], созвучие на [й’] – [л].
«сумела» – «тебя» — точная рифма: ударный [е], совпадение окончаний [ла] – [я] (с учётом редукции).
Особенность: появляется одна точная рифма («сумела» – «тебя»), выделяющая эмоциональный акцент.
5. Повтор припева
Повторяет рифмовку из п. 3 (неточные рифмы «назад» – «остановишь», «дом» – «часы»).
6. Финал (повтор зачина + рефрен)
Старинные часы ещё идут,
Старинные часы, свидетели и судьи.
Когда ты в дом входил, они слагали гимны,
Звоня тебе во все колокола.
Старинные часы ещё идут,
Старинные часы ещё идут,
Ещё идут, ещё идут…
Повтор рифм из п. 1 («идут» – «судьи», «гимны» – «колокола»).
Рефрен «Ещё идут, ещё идут…» создаёт звуковую петлю без рифмы, имитируя ход часов.
Итоги
Тип рифмовки: свободная, с чередованием неточных (ассонансных) и единичных точных рифм.
Преобладают: ассонансы (созвучия на ударные гласные и согласные), создающие эффект «размытой» мелодичности.
Функция: рифмы подчёркивают тему неумолимого времени — они то сходятся, то расходятся, как стрелки часов.
Ключевая точная рифма: «сумела» – «тебя» (эмоциональный пик в строке о невозможности остановить уход).