спасибо тебе за шабес - гоя, не знал что это. но! интернет дал.
Вся правда о шабес-гое
Вопрос о труде шабес-гоя очень неоднозначный и спорный, особенно с моральной точки зрения. В сущности, неудобно пользоваться услугами человека, допуская, чтобы он выполнял для тебя работу, которую твоя религия в этот день тебе самому выполнять запрещает.
Итак, заглянем в Талмудическую энциклопедию – источник, безусловно, авторитетный и пользующийся уважением и доверием представителей всех течений ортодоксального иудаизма.
Первым положением статьи о просьбах, с которыми собираются обратиться в Шабат к нееврею, является запрет. «Запрещено просить нееврея выполнить в Шабат работу, которую еврею нельзя выполнять». Приводится мнение Мехильты (толкование мудрецов Мишны), что данный запрет по своему статусу является заповедью Торы. Это мнение основывается на стихе «никакой работы не делайте в эти дни» (Исход 12, 16).
Нельзя просить выполнить не только ту работу, которая запрещена Торой, но даже и ту, которую мудрецы запретили совершать в этот день. Запрещено перед Шабатом договариваться с неевреем, что он сделает для тебя какую-то запрещенную тебе самому работу, если ему самому в этот день ее делать не надо и он может выполнить ее для себя уже после окончания Шабата. Запрещено давать ему деньги до наступления Шабата и просить что-то купить в Шабат, но можно сказать – купи это для себя, а если тебе не понадобится, я после окончания Шабата у тебя куплю.
Но если ни Тора, ни мудрецы не запрещают совершать какое-то действие, а просто это не принято в силу обычая или необязательного устрожения, можно попросить нееврея помочь.
Запрещено не только прямо просить нееврея выполнить в Шабат работу, но и намекать или говорить такие вещи, из которых он может заключить, что его просят ее выполнить.
Но если намек сформулирован не как просьба, а как не обращенное ни к кому конкретно высказывание, например, что нагар на свече мешает читать или что свеча плохо горит, то его можно произнести при нееврее, и он, если догадается, может снять нагар со свечи.
В высказанной подобным способом просьбе нет нарушения запрета получать пользу от работы, произведенной кем-то в Шабат, потому что при свете коптящей свечи, несмотря на неудобство, все-таки можно читать. И можно после Шабата сказать нееврею: «Почему же ты не сделал такую-то вещь в Шабат?» – несмотря на то, что нееврей поймет: от него хотят, чтобы в следующий раз он это сделал.
Однако запрет касается только тех просьб к нееврею, с которыми еврей хочет обратиться ради себя. Сказать тому, что он может сделать работу для своих нужд или удобства, можно. По поводу права сказать нееврею в Шабат, «возьми мясо и свари себе еду» – есть разногласия. Некоторые не согласны разрешить это потому, что сам еврей варить мясо в Шабат не имеет права, поэтому он не может позволить выполнять работу, используя свои вещи. Согласно другим мнениям, сказать так можно, поскольку еврей ничего от этого не выигрывает.
Среди позднейших законоучителей нет также согласия в вопросе, позволено ли передать распоряжение сделать в Шабат какую-то работу нееврею через другого нееврея. Некоторые позволяют это, другие запрещают. Есть также мнение, что можно передать таким образом распоряжение до начала Шабата, а в Шабат запрещено.