1 декабря 1944 под Саарбрюккеном Союзники взяли в плен немецкого офицера, который сообщил много интересного о подводном вождении танков.
"Пленный утверждает, что работы по созданию плавающих танков начались в Германии сразу же после завершения французской компании. Экспериментальный центр был дислоцирован на территории танковой школы в Путлосе. Для потенциальных членов экипажа танков-амфибий были установлены строгие критерии отбора. От танкистов требовались не только отменное здоровье, физическая выносливость, способность выдерживать высокое давление, но и общий высокий интеллектуальный и образовательный уровень. Источник информации оказался в Путлосской танковой школе осенью 1941, причём его 12-дневное пребывание пришлось как раз на тот период, когда все работы по подготовке экипажей плавающих танков были в целом завершены.
Личный опыт погружения. Источник информации не получал каких-либо официальных инструкций из Путлоса. Он участвовал в двух погружениях, первое из которых длилось 15 минут, второе - 5. Для спуска танков в воду в танковой школе на берегу был установлен специальный подъездной путь. Информатор лично оба раза опускался на глубину порядка 25 м, однако слышал о случаях погружения на 40 м.
Организация и структура частей плавающих танков. По утверждению источника информации, осенью 1941 в Германии были созданы экспериментальные батальоны плавающих танков. Ими стали треть батальоны 3-го, 18-го и 6-го танковых полков, получив соответствующие наименования А, В и С.Каждый экспериментальный батальон насчитывал порядка 60 танков типа PzKpfw III, переоборудованных для движения под водой. В 1941 танки PzKpfw III 3-го батальона 6-го танкового полка (или экспериментальный батальон С) под командованием кавалера Рыцарского креста капитана Шнейдер принимали участие в форсировании Днепра. Источник информации подчёркивает, что река в месте форсирования составляла порядка 3000 м в ширину и примерно 10-15 м в глубину. Во время форсирования два танка завязли в грязи и временно вышли из строя. Информант утверждает, что точно таким же способом в июне 1941 немецкие танки преодолели Буг.
Источник информации лично не принимал участия в форсирования водных преград и никогда не был членом экипажа танков экспериментальных батальонов.
Экспериментальный батальон плавающих танков С потерял в России все свои танки, поэтому был переформирован в обычный 3-й танковый батальон 6-го танкового полка.
По утверждению информанта, крупным специалистам по плавающим танкам был обер-лейтенант Вишневски, погибший во время боевой операции.
Типы плавающих танков. По утверждению источника, "подводные" танки создавались на базе боевых машин PzKpfw II, PzKpfw III, PzKpfw IV, PzKpfw V и PzKpfw VI, причём танки типа PzKpfw II и PzKpfw IV в основном использовались для обучения экипажей и экспериментальных целей, тогда как PzKpfw III специально преобразовывались под плавающие машины.
Подача воздуха. Источник утверждает, что на "плавающих" "Пантерах" используется резиновый шланг с поплавками. Он лично видел соединения для шланга на заднем отверстии воздухозаборника, однако никогда не видел эту систему в действии.
Радиостанция на танках PzKpfw III. Источник утверждает, что радиостанция плавающих "троек" снабжена воздушной трубой с поплавком. Поплавок имеет специальный крючок для радиостанции. Источник не знает, применялись ли подобные приспособления во время форсирования Днепра, однако они реально использовались в Путлосе во время испытания танков на водонепроницаемость. По поплавку и мачте радиостанции легко проследить траекторию подводного продвижения танка.
Кислородные баллоны. По сведениям источника, на глубине порядка 30 м предусмотрено обязательное использование кислородных баллонов, однако он лично никогда не видел этой процедуры в действии.
Остановка двигателя под водой. Источник сообщил, что проводились специальные эксперименты, в ходе которых предпринимались попытки запустить под водой заглохший двигатель танка, однако все попытки окончились неудачно, поэтому в таких случаях экипажу приходилось срочно подниматься на поверхность, бросая танк. В Путлосе затонувшие танки поднимали с помощью специальных ремонтных судов, но в ходе боевых операций такие машины навсегда оставались на дне.
Обеспечение водонепроницаемости танка. По информации источника, маска пушки, люки и прочие соединения деталей танка запечатывались герметиком на резиновой основе. Танковая пушка закрывалась резиновым чехлом, при этом ствол оставался открытым, так, что на берегу, прежде чем начать стрельбу, приходилось опускать ствол и сливать набравшуюся внутрь воду.
Подводное движение. Направление подводного движения определялось с помощью обычного гирокомпаса, которым снабжены все наземные танки.
Откачивание воды. Когда уровень воды в башне поднимался выше 5 см, водитель начинает откачку с помощью помпы.
Ведение огня под водой. В танках не предусмотрено никаких специальных приспособлений для открытия огня под водой.
Опасность отравления окисью углерода. В течении всего времени погружения танка в обязанность заряжающего входит обязательное проведение замеров уровня концентрации окиси углерода в танке. При малейшей угрозе экипаж должен немедленно всплывать на поверхность, используя предусмотренные люки и средства спасения. Перед тем, как открыть люки и всплыть, экипаж должен затопить боевое отделение, чтобы выровнять внутреннее и внешнее давление на корпусе танка.
Натяжение гусениц под водой. Источник объяснил, что перед тем как форсировать реку, необходимо предварительно исследовать поверхность дна. Для прохождения танков дно должно быть достаточно твёрдым. Действующая на танк выталкивающая сила уменьшает его давление на поверхность, что, в свою очередь, ведёт к ослаблению сцепления гусениц с грунтом. В качестве иллюстрации к своим словам источник рассказал, что во время своего первого погружения он с изумлением обратил внимание на вращающуюся стрелку гирокомпаса. Оказывается, они слишком забрали влево, и танк сделал полный оборот вокруг своей оси.
Подготовка к погружению. Источник лично принимал участие в подготовке экипажа танка PzKpfw III к погружению. Процедура, в которой принимали участие все пять членов экипажа, заняла в общей сложности 45 минут. Вначале нужно отключить привод к вентилятору радиатора, затем закрыть пространство под башней и мотором, а также все остальные уязвимые для воды места танка, предварительно обработанные герметизирующим веществом.
Источник пояснил, что даже под водой во внутренних отсеках танка никогда не бывает слишком жарко. Холодная вода является превосходной охлаждающей системой как для двигателя, так и для остальных отделений танка."(По докладу источника PW OS/95, танкиста 5-го ТБ 25-й ТД. CSDIC (UK) SIR 1364.)
Это сообщение отредактировал P376 - 22.11.2017 - 21:55