Как мне кажется, тогда в 80-х (и эта инерция сохранялась и в 90-е) отношение к музыке и у школьников, и у молодёжи, и у тех, кто постарше было более серьезным и заинтересованным что ли.
Даже на концерты отечественных исполнителей специально катались в другие города. По рукам ходили журналы непонятно каким образом попадавшие к нам в страну на польском языке, где можно было узнать информацию и посмотреть фотки популярных в те времена исполнителей. Львиная доля молодёжи собирала свои фонотеки, что-то постоянно записывали, переписывали, обменивались пластинками и кассетами. У нас в городе по субботам перед магазином "Мелодия" работал еще и стихийный рынок музыкальной продукции, и постоянно там толпились люди, что-то выбирали, обсуждали, покупали, обменивали... Этот рынок так и дожил до начала уже ХХI века, хоть и в более скоромном виде.
В 90-х годах, когда стали появляться ТВ-эфиры с трансляцией клипов и концертных записей, а также целые музыкальные каналы, всё это внимательно смотрелось, обсуждалось, и первое время даже записывалось на аудио- и видеокассеты. Или такой пример, когда мне уже во 2-ой половине 90-х первый раз в жизни показали интернет, первое, чем я поинтересовался, как здесь можно узнать о нравившихся тогда исполнителях и группах.
На Западе львиной доли этой движухи не было из-за изначально отсутствовавших проблем с информационным доступом, поиском аудиозаписей. Но сам спрос и вообще общественный интерес к музыке был очень серьезным, глубоким и массовым.
И музыку тогда слушали целыми альбомами (и знали наизусть, какие песни, с какого альбома, на какой стороне пластинки/кассеты и в каком порядке).
А если был очень серьезный спрос и притязательный общественный интерес, то и формировалось очень широкое качественное ответное предложение.
Видимо, эту нишу общественного внимания у нынешнего поколения выбили соц.сети, компьютерные игры или интернет в целом. Молодёжь вроде что-то слушает, ходят постоянно в наушниках, но слушают отдельные "треки", или клипы, снятые специально для ю-туба. Если спросить об исполнителях, которых слушают, то не расскажут о них и пяти связанных слов. Музыка в жизни нынешнего поколения осталась, но она играет уже не ту роль, какую играла в жизни молодежи лет 20-30-40 назад. Сейчас музыка существует на правах как бы пока еще необходимого шума. Отсюда и предложение такое же.
Отключите лет на пять соц.сети и вообще интернет, закройте рынок компьютерных игр, уберите кабельное телевидение, оставьте пару десятков однотипных телеканалов... Но потребность в информационном обмене сохранится, и поэтому изменится связанный с ней рынок: снова начнут собирать фонотеки, обмениваться дисками, слушать альбомами, ходить на концерты, обклеивать комнаты плакатами и т.п. И предложение на этот спрос окажется шире и качественнее.
Вторая причина связана с тем, что сейчас огромнейшая доля всей коммуникации у молодёжи (т.е. той части населения, которая должна бы создавать спрос на качественную и интересную музыку) переместилась в формат текстовых чатов.
Наверное, и мы бы, и поколение 80-х обрадовалось бы соц.сетям, ватс аппам. Но у нас этого не было. А потребность в социальности была. А так как чатиков не было, приходилось больше общаться в живую. А вся инфраструктура "живого общения" была опять же завязана на музыку: клубы, дискотеки, концерты... даже на квартирах сидели, как тогда было распространено, под музыку.
Например, в начале топика была фотка двух популярных исполнителей 80-х годов Сандры и её бывшего мужа Мишеля Крету. Как известно, в начале 90-х они создали проект Enigma.
Для современного поколения молодёжи первая композиция с их первого альбома "The Limited Edition" - это "прикольный трек, готичненько так", ссылку на который можно линкануть в чате кому-то из знакомых.
А для поколения молодёжи 90-х - это была первая композиция первого альбома Enigma (таким же хорошим получился у них только 3-ий альбом... он на стороне B

), который был записан в виде цельного единого произведения и лишь условно разделен на композиции, и с которым у какой-то части той молодёжи многое связано. Под него знакомились и общались, разводили почти сериальные сюжеты в компаниях, ссорились и мирились, лишались девственности и всякое такое. И всё это на фоне музыки, которая была как бы неотъемлемым коллективным "саундтреком" к самым веселым годам нашей жизни. Что, конечно, не могло не сказаться и на интересе к этой самой музыке.
Вот так особенности коммуникации влияют на общественный интерес к музыке.
В общем, проблема здесь не столько в том, что массовая музыка "стала хуже", а в том, что изменился спрос и общественный интерес к самой музыке.
У меня сейчас есть возможность ежедневно наблюдать за жизнью и интересами современных подростков. В их возрасте мы все носились с альбомами, записями и т.п. Они вроде как тоже что-то там слушают, но сильно не вникая, но больше смотрят стримы каких-нибудь онлайн-игр или своих видеоблогеров-подкастеров.
А у нас была музыка
з.ы.: про переломный 1984-ый год - верное замечание.
Это сообщение отредактировал Феличе - 1.09.2016 - 12:26