Лаборатория развития, типажа и унификации автобусов НАМИ проводили исследования для создания новых перспективных автобусов. На основе существующих в те годы конструкций автобусов в 1975 году был разработан и построен Опытным заводом института образец большого трехосного городского автобуса с низким уровнем пола, получивший индекс НАМИ-0159.
Кузов автобуса, изготовленный с использованием кузова ЛАЗ-696, имел три четырехстворчатые двери. Каркас изготовлен из прямоугольных профилей. Наружная обшивка кузова алюминиевая, крышу сделали из стеклопластика и установили V-8 180-сильный двигатель ЗИЛ-375Я7.
Но главное в автобусе НАМИ-0159 было место водителя, перенесенное в выступающую часть крыши. Такое решение было не новым – оно уже применялось на автобусах Tüscher Saurer, эксплуатируемых в Берне. Для входа в кабину водителя был предусмотрен откидной трап, состоящий из площадки и ступенек. При длине 11 м и стандартной ширине 2,5 м автобус вмещал до 135 пассажиров. В салоне размещалось 35 сидений.
Общая высота НАМИ-0159 получилась приемлемой для эксплуатации даже в городской черте – 3,45 м. Автобус снаряженной массой 8220 кг был оснащен АКПП, разгонялся до скорости 65 км/ч. Компоновочные решения, примененные в конструкции автобуса, увеличили его вместимость, улучшили условия входа и выхода пассажиров, а также размещения различных колясок.
Увы, дальше разработки дело не пошло и охристо-оранжевый НАМИ-0159 со светло-серыми полосами прекратил свое существование на заднем дворе института, а технические решения, принятые для этого автобуса, использовали в разрабатываемом перспективном унифицированном семействе автобусов СССР–Венгрия.