Известно только то, что через пятнадцать часов после отправки заключительного сообщения, "Скорпион" взорвался в 06:44 пополудни и затонул на глубине свыше 2 миль приблизительно в 400 милях к юго-западу от Азорских островов. Что произошло со “Скорпионом”? В течении почти трех десятилетий командование ВМС продолжало заявлять, что не представляется возможным идентифицировать "некоторые причины" потери “Скорпиона” и отказывалось опубликовать заключение Следственной комиссии, ссылаясь на напряженность “холодной войны”. Комиссия в составе семи высокопоставленных военно-морских чиновников проводила слушания в течение лета и до конца осени 1968 года и в январе 1969 года завершило отчет, который сохранялся секретным в течение 24 лет.
В начале 1993 года ВМС рассекретили большинство заключений комиссии. Возглавлявший комиссию вице-адмирал Бернард Остин ( Vice Adm. Bernard Austin ) заключил, что наиболее убедительными и вероятными являются доказательства, указывающие на неисправность торпеды "Скорпиона", которая совершила циркуляцию и взорвалась рядом с корпусом субмарины. Заключение комиссии основано частично на показаниях, указывающих на схожий случай, имевший место со "Скорпионом" в 1967 году с невооруженной учебной торпедой, которая внезапно запустилась и была должна быть выброшена за борт. В качестве доказательств были рассмотрены фотографии места крушения, аудиозаписи катастрофы, а также детально изученные бумажные документы, включая документы и отчеты, отправленные с борта "Скорпиона" почтой в течение первоначальной части операции в Средиземном море. В заключительном отчете из 1354 страниц, Следственная комиссия отклонила две альтернативных версии гибели "Скорпиона" - утверждение вице-адмирала Шада и его сотрудников о том, что неустановленная техническая авария вызвала цепочку событий, приведших к массовому поступлению воды внутрь субмарины, и версию о том, что гибель "Скорпиона" вызвана взрывом на борту субмарины. Комиссия также сделала заключение, что исключается возможность гибели "Скорпиона" в результате действий противника.
В 1970 году другая комиссия ВМС завершила другой секретный отчет, который отрицал заключение Следственной комиссии. Вместо версии о случайном взрыве торпеды, новая группа предположила, что механическая авария вызвала неустранимое поступление воды. Этот отчет приводил большую часть доказательств и предположение о внутреннем взрыве аккумуляторной батареи, приведшем к поступлению воды внутрь прочного корпуса и затоплению субмарины. Однако, два старших офицера ВМС, принимавших участие в первоначальном расследовании катастрофы "Скорпиона" летом 1968 года, сообщили "Пост-Интеллидженсер", что заключение Следственной комиссии о случайном ударе торпеды остается наиболее реалистичной реконструкцией, что подтверждается имеющимися акустическими записями момента аварии.
Записи , полученные на трех расположенных в Атлантике гидроакустических станциях - одна на Канарских островах и две поблизости от Ньюфауленда - зафиксировали одиночный резкий звук ( шум ), затем после 91 секунды тишины, последовал ряд быстро чередующихся звуков, соответствующих звуку разрушения отсеков корпуса и цистерн субмарины от давления воды. Джон Крейвен ( John Craven ), бывший в то время в ВМФ главным гражданским специалистом и экспертом по подводным технологиям, который руководил командой, обнаружившей обломки "Скорпиона", сказал, что данные акустики практически подтверждают, что взрыв ( одной из ) торпед (а не разрушение корпуса из-за проникновения воды) потопил "Скорпион", убив в нем 99 человек. "Как только корпус начинает сдавливаться, остальные отсеки также сразу следуют за ним, резко сжимаясь," - сказал Крейвен. "Никоим образом нельзя добиться того, чтобы корпус смялся, а затем наступила 91 секунда тишины, в ходе которой остальные части корпуса решают, а не попробовать им удержаться вместе."
Отставной адмирал Бернард Клэри ( Adm. Bernard Clarey ), бывший в 1968 командующим подводными силами ВМС, также отклонил версию взрыва аккумуляторной батареи. Такая авария не могла бы сгенерировать выделяющуюся и акустическую энергию, зафиксированную на записях гидроакустических станций, заявил он корреспонденту "Пост - Интеллидженсер". И Крейвен и Клэри сказали в интервью, что доказательство поддерживает теорию о том, что одна из собственных торпед "Скорпиона" взорвалась внутри корпуса.
В то время как среди американских подводников все эти годы ходили слухи о том, что "Скорпион" был подкараулен и потоплен советской подлодкой, никаких доказательств преднамеренного нападения не появилось. В заключении ВМС, сделанном после исследований в 1968 году говорится о том, что не имеется никаких доказательств каких-либо приготовлений СССР к военным действиям или кризисной ситуации, как могло ожидаться в случае предумышленного нападения на "Скорпион. " Отчет Следственной комиссии умалчивал о том, могла ли субмарина затонуть после случайного столкновения. В то же время Торп, пресс-секретарь ВМС, заявил, что комиссией установлено, что "Скорпион" был на удалении 200 миль от советских кораблей в то время, когда произошла катастрофа.
Гибель "Скорпиона" 30 лет назад до сих пор остается тайной для семей и друзей членов его команды. Но это, возможно, не было тайной для немногих американских и советских старших офицеров военно-морских сил еще в конце 60-х годов. Корреспондент "Пост-Интеллидженсер" узнал, что Соединенные Штаты и Советский Союз десятилетия назад достигли тайного соглашения, чтобы скрыть факты относительно гибели "Скорпиона" и другой подводной трагедии, которая также произошла в 1968 году.
Двумя месяцами ранее гибели "Скорпиона", советская ракетная подводная лодка K-129 затонула за тысячи миль от него, в Тихом океане, также при таинственных обстоятельствах. Среди советских подводников все эти годы имело место мнение, что К-129 затонула после столкновения с американской ударной субмариной. Но руководство Пентагона настаивает, что подлодка класса "Гольф" ( по терминологии НАТО ) затонула со всем экипажем из 98 человек после внутреннего взрыва, что основано на анализе звуков катастрофы, зафиксированных на гидроакустической станции.
Капитан в отставке Питер Хачтхаузен ( Capt. Peter Huchthausen ) был военно-морским атташе в Москве в конце 80-х годов, двумя десятилетиями спустя обоих инцидентов. Впервые нарушив молчание, Хачтхаузен сообщил корреспонденту "Пост-Интелленженсер", что он имел несколько кратких разговоров с советскими адмиралами относительно обеих катастроф. Один из них состоялся в июне 1987 года с адмиралом Петром Навойцевым, первый представитель руководителя для операций Советского Флота. Когда он спросил Навойцева относительно "Скорпиона", то получил приведенный ниже ответ : "Капитан, Вы очень молоды и неопытны, но Вы узнаете, что есть некоторые обстоятельства, которые обе стороны договорились не обнародовать, и вот по одной из таких причин мы потеряли нашу K-129 ". В другой беседе, состоявшейся в октябре 1989 года между Хачтхаузеном и вице-адмиралом Б. М. Камаровым, Камаров сообщил , что секретное соглашение было достигнуто между Соединенными Штатами и Советским Союзом в котором обе стороны договорились не обвинять противоположную сторону в гибели их субмарин в 1968 году. Это было сделано из стремления сохранить потепление в отношениях супердержав. Полная картина гибели подводных лодок могла бы создать новую напряженность, отметил он. "Он ( Камаров ) сказал, что подводная лодка взорвалась, и те немногие, кто был посвящен в детали, с обеих сторон, дали обязательство под угрозой строжайшего наказания, никогда не разглашать оперативных данных, касающихся любого из таких инцидентов ", сказал Хачтхаузен.
В 1995 году, когда после выхода в отставку Хачтхаузен начал работу над книгой о Советском подводном флоте, он взял интервью у адмирала Виктора Дыгало, в прошлом командующего соединением подводных лодок, в состав которого входила K-129. Дыгало сказал ему, что истинная история K-129 никогда не станет известна из-за неофициального соглашения между старшим военно-морским командованием с обеих сторон, цель которого заключалась в том, чтобы прекратить любое дальнейшее исследование участия противной стороны в гибели и "Скорпиона" и K-129. В заключение беседы он сказал Хачтхаузену : " Так что забудьте и думать, что когда-нибудь семьям погибших будет сообщена истина...".
Последние секунды "Скорпиона" ( основано на гидроаккустической записи катастрофы "Скорпиона", сделанной станцией СОСУС на Канарских Островах. Источник: Дополнительная запись слушаний Следственной комиссии главнокомандующего Атлантическим флотом ВМС США )
18:59:35 - 1. Взрыв боеголовки торпеды с левого борта в середине субмарины вызывает стремительное затопление центрального поста и других отсеков в средней части подводной лодки. 2. Вода через переходной туннель поступает в реакторный и машинный отсеки.
19:01:06 - 3. Разрушилась переборка торпедного отсека, вызвав стремительное затопление.
19:01:10 - 4. Кормовая переборка машинного отсека разрушается , 85-футовая кормовая секция субмарины последовательно разрушается в направлении отсека дополнительных механизмов и реакторного отсека.