Для интересующихся предcтавляю разбор боевого эпизода с U-848 5 ноября 1943 года.
Место - центральная часть южной Атлантики (10-09 S, 18-00 W). Ближайшая база ВМС США - остров Вознесения (около 250 км), на ней все самолеты и базировались, с нее вылетали, на нее и садились.
Непосредсивенно в бомбардировке лодки участвовало 5 самолетов - 3 «Либерейтора» (Consolidated B-24 Liberator) в варианте PB4Y-1 из 107-й эскадрильи и 2 «Митчела» (North American B-25 Mitchell) из 1-го смешанного авиасоединения.
Отчет пилотов 107-й эскадрильи.
0623 В-24 бортовой номер B-12 (лейтенант Болдуин) взлетел с базы на о. Вознесения на противолодочное патрулирование.
0632 В-24 бортовой номер B-4 (лейтенант Форд) взлетел с базы на о. Вознесения на противолодочное патрулирование.
1110 B-12 (Болдуин) обнаружил U-848 в точке с координатами 10-09 S. - 18-00 W.
Обращает на себя внимание, что самолет находился в патрулировании уже чуть меньше 5 часов.
1125 От B-4 (Форд) на базу пришло сообщение о первой атаке B-12-ым (Болдуин) U-848.
Первая атака была сюрпризом для немцев - В-12 удалось приблизиться незамеченным достаточно близко из-за облаков.
Курс лодки - 90 градусов, скорость 15 узлов, курс самолета - 180 градусов, скорость - 250 узлов, угол атаки - 90 градусов, высота сброса - 75 футов (около 25 метров). Сброшено 6 бомб, 2 взорвались перед лодкой, 4 - за лодкой.
Похоже, что в тот момент В-4 находился между базой и В-12 и использовался в качестве ретранслятора сообщений.
1147 От B-4 (Форд) на базу пришло сообщение о второй атаке B-12-ым (Болдуин) U-848.
Именно в этой атаке U-848 была повреждена и потеряла способность к погружению.
Угол атаки - 60 градусов, курс самолета - 155 градусов, курс лодки - 275 градусов, скорость лодки 15 узлов, примерная скорость самолета 252 узла. Высота сброса бомб - 25 футов (около 8 метров). Сброшено три бомбы, все взорвались перед лодкой.
1155 От B-4 (Форд) на базу пришел запрос прислать корабль в район 10-09 S. 18-00 W.
1210 От B-4 (Форд) на базу пришло сообщение от B-12-го о том, что U-848 повреждена и не может погрузиться. Координаты 10-09 S; 18-00 W.
1209 В-24 бортовой номер B-8 (лейтенант Хилл) взлетел с базы на о. Вознесения.
1233 Запрос от B-4 (Форд) на базу на перевооружение и другой самолет в помощь. Остаток топлива до 1340.
1235 Ответ с базы В-4-му - Другой самолет уже в пути.
1245 B-4 (Форд) установил визуальный контакт с U-848 и атаковал ее.
Первый заход: Угол атаки - 100 градусов, курс лодки - 250 градусов, курс самолета - 150 градусов, скорость - 250 узлов, высота сброса - 60 футов. Сброшено 6 бомб.
Второй заход: угол атаки - 240 градусов, высота сброса - 25 футов. Сброшено 3 бомбы.
1247 От капитана Мэйна (1-е смешанное авиасоединение) - "вылетаю на В-25, буду через 1,5 часа".
1305 База информирует B-8 (Хилл) о задержке с вылетом B-25.
1329 B-4 (Форд) приземлился на базе на о. Вознесения.
1343 B-8 (Хилл) атаковал U-848. Угол атаки - 90 градусов, курс самолета - 180 градусов, скорость - 208 узлов, курс лодки 270 градусов, скорость 4-6 узлов, высота сброса - 100 футов.
1345 B-8 (Хилл) информирует о пожаре во второй двигателе и повреждении пропеллера.
1350 B-8 (Хилл) - "возвращаюсь на базу".
1412 B-25 бортовой номер #540 (капитан Мэйн) вылетел с базы.
1453 PBY-5A (майор Орр 1-е смешанное авиасоединение) вылетел с базы.
1501 B-25 бортовой номер #629 (майор Экинс) вылетел с базы.
1513 В-24 бортовой номер B-4 (лейтенант Тейлор) вылетел с базы.
1515 U-848 перестала терять масло, скорость выросла до 10-12 узлов.
1526 B-25 бортовой номер #133 (лейтенант Карпентер 1-е смешанное авиасоединение) вылетел с базы.
1538 B-12 (Болдуин) докладывает о том, что U-848 lдо сих пор в надводном положении. Координаты 1009 S - 1800 W, скорость от 6 до 8 узлов.
1545 B-25 #540 (Мэйн) прибыл в район атаки.
1605 B-8 (Хилл) приближается к базе (8 миль).
1611 B-8 (Хилл) приземлился на базе.
1620 B-25 #540 (Мэйн) атаковал U-848.
Первый заход: Угол атаки - 0 градусов при заходе, фактически около 45 градусов из-за поворота лодки, курс самолета - 90 градусов, скорость - 200 узлов, курс лодки при заходе - 270 градусов, при сбросе - 225 градусов. Сброшено 2 бомбы, взрывы на расстоянии 200 и 250 футов от лодки.
Второй заход: Угол атаки - 0 градусов при заходе, фактически около 45 градусов из-за поворота лодки, курс самолета - 100 градусов при заходе, 140 - при сбросе, курс лодки при заходе - 270 градусов, при сбросе - 225 градусов. Сброшено 4 бомбы, 4-ая бомба взорвалась на расстоянии в 20 футов от кормы лодки.
1625 B-25 #540 (Мэйн) - рапорт о повреждении гидравлической системы и о возвращении на базу.
1627 B-12 (Болдуин) - рапорт о возвращении на базу.
1630 B-25 #629 (Экинс) - рапорт о нахождении в 30 милях от цели. B-12 (Болдуин) остается поддерживать контакт.
1635 B-25 #629 (Экинс) - рапорт о визуальном контакте с U-848.
1640 B-12 (Болдуин) - рапорт о возвращении на базу.
1641 B-25 #540 (Мэйн) - рапорт о возможности атаки 629-м. ("He can really throw it up here.").
1642 Встреча B-12 (Болдуин) и В-4 (Тейлор).
1647 B-25 #629 (Экинс) атаковал U-848. Угол атаки - 270 градусов при заходе, фактически около 315 градусов из-за поворота лодки, курс самолета - 270 градусов, скорость самолета - 210 узлов, курс лодки при заходе - 270 градусов, при сбросе - 225 градусов. Сброшено 6 бомб, одна из бомб взорвалась на расстоянии в 25 футов от лодки.
1650 B-4 (Тейлор) - рапорт о визуальном контакте с U-848. В-4 атаковал U-848.
Первый заход: Угол атаки - 320 градусов, курс лодки - 245 градусов, скорость 8-10 узлов, курс самолета - 90 градусов, скорость - 265 узлов. Сброшено 5 бомб.
Второй заход: угол атаки - 0, скорость - 165 узлов, высота сброса - 50 футов. Сброшено 4 бомбы.
1657 B-25 #540 (Мэйн) - запрос аварийной посадки [для 629] - шасси не выпускаются.
1659 B-4 (Тейлор) - рапорт о трех спасательных шлюпках в воде.
1702 Встреча B-12 (Болдуин) и PBY-5A (Орр).
1702 B-25 #629 (Экинс) - рапорт о том, что U-848 тонет.
1703 B-12 (Болдуин) - рапорт о атаке В-4-го (Тейлор), о взрыве U-848, о спасательных шлюпках в воде и о подсчете спасшихся.
1721 B-4 (Тейлор) - рапорт о координатах спасательного судна (HMS Fort Cumberland) в 17-40 W. 10-20 S.
1723 B-25 #629 (Экинс) - рапорт о использовании emergency IFF. (Showing 33 miles 2900).
1725 B-4 (Тейлор) - рапорт о разрушении U-848, спасенных в воде и о сбросе им спасательных плотов и продовольствия.
1730 B-12 (Болдуин) - запрос своих координат на радаре.
1745 B-12 (Болдуин) - ответ с базы (координаты).
1750 PBY-5A (Орр) - визуальный контакт со спасенными.
1833 B-12 (Болдуин) приземлился на базе.
1838 B-25 #540 (Мэйн) приземлился на базе.
1829 B-4 (Тейлор) - рапорт о нахождении над спасательным судном (HMS Fort Cumberland по версии пилота) и пытается направить его к спасшимся. На спасательном судне не могут понять все правильно. B-4 (Тейлор) - приказ вернуться на базу.
HMS Fort Cumberland, похоже, не стал заниматься поиском, хотя находился от спасшихся в 35 милях.
1851 B-25 #629 (Экинс) приземлился на базе.
1915 B-4 (Тейлор) информирует об остатке топлива на 2,5 часа до примерно 2145.
1928 B-4 (Тейлор) информирует об остатке топлива до примерно 2115.
2136 B-4 (Тейлор) приземлился на базе.
2223 PBY-5A (Орр) приземлился на базе.
Основной вывод: Лодка была повреждена первым же самолетом со второй атаки так, что не смогла погрузиться. Остальные самолеты занимались добиванием лодки.
Официально считается, что весь экипаж U-848 (63 человека) погиб, но в отчете последнего самолета, участвовавшего в седьмой атаке, видевшего ее уход под воду, указано, что 25-30 человек на трех спасательных лодках были видны на месте потопления лодки. Кроме того, 3 декабря 1943 года корабль ВМС США «Марблехэд» (USS Marblehead) обнаружил в море спасательную лодку с единственным спасшимся членом экипажа U-848, старшим боцманом Гансом Шаде (Hans Schade), находившимся в критическом состоянии, который умер 4 декабря 1943 года (похоронен 06.12.43 в Бразилии). Почти месяц подводник находился в открытом море.