Именно с экономической точки зрения велосипеды начального уровня вообще не подходят для нормального катания.
Да, производитель велосипедов берет запчасти более крупным оптом, чем любой магазин, поэтому обвес в составе велосипеда обойдется дешевле, чем купить обвес отдельно со скидкой.
Но велосипед начального уровня это:
1. Хреновая рама, тяжелая и хлипкая. Не держит геометрию и крадёт накат.
2. Хреновые колёса, которые так и норовят завосьмерить. Исправлять колёса самому - это геморройно, особенно без опыта. При резком торможении дешевые колёса имеют обыкновение складываться. Подшипники в говноколёсах могут иметь даже восьмой класс точности, худший на планете. В колёсах среднего уровня стоит четвёртый класс, они уже ловят малейший уклон и разгоняются сами, когда твоим коллегам на ашанбайках приходится крутить педали. Топовые изделия с полностью керамическими подшипниками второго класса точности любитель не очень отличит от средних, но профессиональному спортсмену они сэкономят драгоценные ватты на гонке.
3. Шатуны с передними звездами легко могут весить свыше полутора кило, т.к. отлиты из конструкционной стали, а не откованы из алюминия. При этом они ещё и разбалтываются.
4. Тяжелая пружинная вилка, неспособная толком амортизировать.
5. Переключатели и тормоза, которые работают кое-как, постоянно требуя перенастройки.
6. Вся эта хуерга может тупо развалиться под серьезной нагрузкой, когда решишь с ветерком прокатиться по лесным тропам и холмам. Особенно если вес ездока не подростковый, а приближается к центнеру. Я уже не говорю про абсолютно неудобное седло, дерьмовые покрышки и прочие мелочи.
А вот когда у тебя велосипед среднего уровня, переход в обвесе на более высококлассное оборудование вполне может быть оправдан.
Исключение - карбоновая рама. Её срок службы порядка 5-6 лет. Даже если она всё это время хранится в прохладном темном месте, смола с годами становится твёрже, а композит - хрупче. Поэтому даже Scott не даёт на свои рамы гарантию более 5 лет. Соответственно, если рама карбон, обвес на ней менять в результате износа нет смысла. Поэтому на них производитель сам ставит либо топовый обвес либо предтоповый. Алюминиевая рама вполне проживёт лет 10-15, а хром-молибденовую ты запросто можешь внукам завещать.
Итого: покупая велосипед, у которого вся комплектуха верхнего любительского - нижнего соревновательного уровня, ты вкладываешься в отсутствие текущего ремонта. Катая каждый день по 20 км, пару лет вообще ничего менять не придется. И всё это в комплексе будет служить тебе верой и правдой, даря удовольствие от каждой поездки. На нормальном велике даже в соседний город сгонять не впадлу.