http://www.omgups.ru/rector/seryogin.htmlСерегин Александр Александрович
1910 — 1974 гг.
Очерк профессора, д.т.н. В.А. Четвергова
Александр Александрович Серегин был очень яркой личностью, сыгравшей выдающуюся роль в истории нашего вуза в целом и локомотивной кафедры — в частности. Он руководил и вузом, и кафедрой около двадцати лет, и на этот период выпали важные и сложные мероприятия — перестройка учебного процесса для обеспечения подготовки инженеров новой формации в связи с начавшимся в 1956 г. коренным техническим перевооружением железных дорог, а также создание вуза на новом месте после его передислокации в 1961-1962 гг. из Томска в Омск.
А.А. Серегин родился 7 сентября 1910 г. в д. Морозове Ново-Ладожского уезда Петроградской губернии в семье машиниста паровоза. Воспитывался без матери, скончавшейся в 1911 г. Окончив семь классов средней школы в г. Вологде, поступил в 1924 г. там же в техническое училище. В 1927 г. окончил его и был направлен на Вологодский паровозоремонтный завод, где работал слесарем, техником, инженером и даже руководителем исследовательской группы. С февраля 1933 г. он продолжил производственную деятельность в вагонном участке в должности инженера, а потом — начальника технического бюро. Учитывая его активность и быстро накопленный опыт, НКПС направил молодого специалиста в депо Зилово Забайкальской железной дороги в качестве уполномоченного. Быстро продвигаясь по службе, А.А. Серегин не забывал о необходимости повышения теоретической подготовки и в 1931 г. поступил в вечерний филиал ЛИИЖТа, в 1934 г. был переведен на дневное отделение, а в 1936 г. окончил ЛИИЖТ с отличием и был рекомендован в аспирантуру. Будучи зачисленным в аспирантуру в 1937 г., он работал на кафедре «Деповское хозяйство» ассистентом, а также консультантом по дипломному проектированию в Военно-транспортной академии им. Кагановича и на курсах командного состава НКПС. Такая нагрузка не помешала ему в срок выполнить и защитить кандидатскую диссертацию (1940 г.), что свидетельствует о таланте, трудолюбии и высокой самоорганизации. Забегая вперед, надо отметить, что эти качества позволили А.А. Серегину и в дальнейшем на всех этапах жизни эффективно выполнять одновременно сложную, разноплановую работу, на которую руководство направляло его, зачастую в экстремальной обстановке. Так, защитив диссертацию на тему «Организация эксплуатации и ремонта паровозов с конденсацией пара», став кандидатом наук, ведущим доцентом, он параллельно работает заместителем декана по учебной работе.
В связи с блокадой Ленинграда в феврале 1942 г. А.А. Серегин вместе с институтом эвакуировался в Вологду, где работал в управлении Северной железной дороги в должности начальника отдела мастерских. В апреле 1942 г. приказом заместителя Наркомпути он назначается начальником Вологодского техникума железнодорожного транспорта и одновременно — начальником филиала ЛИИЖТа. В апреле 1946 г. в соответствии с приказом заместителя министра путей сообщения — новое назначение: перевод в Новосибирский институт военных инженеров транспорта (НИВИТ) на должность начальника кафедры «Подвижной состав и тяга поездов» и по совместительству — начальника учебной части института.
Пройдя сложный путь производственной, учебной и научной деятельности, А.А. Серегин приказом министра культуры СССР от 30.04.53 № 488 назначается начальником нашего вуза — ТЭМИИТа. В этом же году он избирается по конкурсу и утверждается начальником кафедры «Подвижной состав». Восьмилетний этап (1953-1961 гг.) в истории нашего вуза отмечен важными событиями, положительными изменениями. За это время существенно расширена и укреплена материально-техническая и социальная база института: построено крупное студенческое общежитие, осуществлена пристройка и надстройка к главному учебному корпусу, что увеличило площади более чем в два раза; существенно обновлено и пополнено учебно-лабораторное оборудование, построены стадион и другие сооружения. Одновременно с этим шла активная работа по совершенствованию учебно-воспитательного процесса, переходу на подготовку инженеров-тепловозников (вместо паровозников), расширению и повышению качества подготовки электровозников, вагонников, связистов и «эсцебистов», расширению подготовки научно-педагогических кадров и выполнению научных исследований. К началу 60-х гг. ТЭМИИТ обновился и окреп, повысился его авторитет среди вузов Томска и МПС. И велика заслуга в этом Александра Александровича Серегина.
1961 г. — начало нового этапа не только в судьбе А.А. Серегина, но и всего нашего вуза. В этом году началась передислокация ТЭМИИТа из Томска в Омск в соответствии с решением правительства и МПС. В подготовке и осуществлении этой операции проявились лучшие качества А.А. Серегина: талант организатора и опыт руководителя, умение управлять огромным коллективом сотрудников и студентов. Благодаря четкой организации перебазирование института было осуществлено почти без потерь квалифицированных кадров профессорско-преподавательского состава. Уровень авторитета, уважения и доверия ректору А.А. Серегину был таким высоким, что за ним пошли в Омск не только профессора и доценты, но и другие сотрудники, лаборанты, младший обслуживающий персонал.
Были быстро решены проблемы предоставления жилья сотрудникам и общежитий студентам, приспособления административного здания к потребностям учебного процесса, установки доставленного из Томска учебно-лабораторного оборудования, его пополнения и обновления. Правильно спланированные и умело проведенные организационные мероприятия способствовали в дальнейшем быстрому развитию института в новых условиях. За короткий срок было осуществлено оборудование учебного корпуса, созданы учебные лаборатории и вычислительный центр (первый в вузах города), выстроены три студенческих общежития, столовая, спорткомплекс, четыре жилых дома для преподавателей.
Значительные успехи были достигнуты в части подготовки научно-педагогических кадров: существенно расширена аспирантура, открыты диссертационные советы — кандидатский по трем специальностям, а в конце 60-х гг. и докторский, что вывело наш институт на одно из первых мест по процентному составу преподавателей с учеными степенями и званиями среди вузов МПС. Значительно расширились и углубились связи ОмИИТа с железными дорогами (Западно-Сибирской, Красноярской, Восточно-Сибирской, Забайкальской, Южно-Уральской, Свердловской, Казахской, Среднеазиатской, Одесско-Кишиневской), вырос объем выполняемых по хозяйственным договорам научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ.
Наряду с огромной административной, руководящей и организаторской работой А.А. Серегин не отрывался от научной и педагогической деятельности. Имея длительный опыт преподавательской работы, в том числе в качестве доцента с 1941 г., он читал лекции по специальным курсам профилирующих дисциплин в Ленинградском институте инженеров путей сообщения, в Ленинградской военно-транспортной академии, в НИВИТе, ТЭМИИТе, а также на курсах повышения квалификации руководящих работников локомотивного хозяйства МПС. С 1946 г. А.А. Серегин руководил кафедрами — сначала в НИВИТе, в последующем в ТЭМИИТе (ОмИИТе).
За омский период, руководимая им кафедра «Тепловозы и тепловозное хозяйство» существенно укрепилась: защитили диссертации семь преподавателей и пять производственников; издано несколько десятков учебно-методических пособий по курсам лекций, практическим и лабораторным работам, по курсовому и дипломному проектированию, а также для слушателей ФПК; возрос объем и уровень научных исследований по проблемам надежности, экономичности дизельного подвижного состава и совершенствованию системы его технического обслуживания и ремонта. По этим вопросам возглавляемая А.А. Серегиным кафедра стала ведущей среди вузов МПС.
Заслуги А.А. Серегина отмечены правительством и МПС: он награжден орденом Трудового Красного Знамени, орденом «Знак Почета», знаком «Почетному железнодорожнику», многими медалями, Почетными грамотами, благодарностями, премиями. Александр Александрович Серегин обладал неординарными качествами как человек, как личность. Характер у него был крутой, жесткий, прямой, но ему не были свойственны ни жестокость, ни злопамятность — он уважал и любил людей. Да, многие его боялись, но уважали все. Он обладал феноменальной способностью разбираться в людях, исключительной памятью на людей — это помогало ему не только в руководстве вузом, кафедрой, но и в огромной общественной работе в партийных и советских органах Новосибирска, Томска, Омска. Александр Александрович Серегин оставил глубокий след в истории нашего вуза, его локомотивной кафедры, в судьбе многих десятков сотрудников и сотен выпускников как Человек и Учитель.