Ювелирная работа: как Аэробус A320 сел с повернутым колесом

[ Версия для печати ]
Добавить в Telegram Добавить в Twitter Добавить в Вконтакте Добавить в Одноклассники
Страницы: (2) 1 [2]   К последнему непрочитанному [ ОТВЕТИТЬ ] [ НОВАЯ ТЕМА ]
JBM
18.11.2025 - 18:37
25
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 21.06.14
Сообщений: 2978
Цитата (amv32 @ 18.11.2025 - 13:18)
Тот самый борт с повёрнутой стойкой

Когда пилот переводит рычаг шасси в положение Down, самолёт запускает целый список тестов, чтобы убедиться что шасси в порядке.

В частности, на основных стойках тестируются обе тормозные системы (зелёная и жёлтая), а на носовой стойке тестируется гидравлика поворота. Тест этот выглядит просто: самолёт немножко шевелит носовым колесом влево/вправо, чтобы убедиться что оно поворачивается.

Вот в этот момент у них и обнаружился отказ. Гидравлика была неисправна, и когда самолёт начал её дёргать, она ушла в крайнее положение и там застряла.

Надо отметить, что инженеры Эйрбаса такой сценарий предвидели. Колесо заклинило на 90 градусов именно для того, чтобы в таком положении оно создавало наименьший риск. Если бы оно заклинило, например, градусов на 15, то могло увести самолёт в сторону с полосы. А так оно тупо шкрябало по полосе, не создавая никакого рулящего момента.

Поэтому когда люди ахают "о боже, колесо вывернулось ПРЯМО ПОПЕРЁК, о боже!" - они просто не знают, что именно так и было задумано. Я восхищаюсь инженерами Эйрбаса и насколько этот самолёт продуманный.

Это сообщение отредактировал JBM - 18.11.2025 - 19:12

Ювелирная работа: как Аэробус A320 сел с повернутым колесом
 
[^]
Hampster777
18.11.2025 - 19:14
2
Статус: Offline


Весельчак

Регистрация: 21.10.25
Сообщений: 122
Цитата (JBM @ 18.11.2025 - 18:37)
Цитата (amv32 @ 18.11.2025 - 13:18)
Тот самый борт с повёрнутой стойкой



Поэтому когда люди ахают "о боже, колесо вывернулось ПРЯМО ПОПЕРЁК, о боже!" - они просто не знают, что именно так и было задумано. Я восхищаюсь инженерами Эйрбаса и насколько этот самолёт продуманный.

В "продуманном самолете" сервисные регламенты не позволяют на земле выявить неисправность стойки, ну-ну ))) Продуманно перекладывание ответственности за выход из ситуации при таких инцидентах (серийных) на пилотов..
 
[^]
JBM
18.11.2025 - 19:18
7
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 21.06.14
Сообщений: 2978
Цитата (Hampster777 @ 18.11.2025 - 19:14)
В "продуманном самолете" сервисные регламенты не позволяют на земле выявить неисправность стойки, ну-ну ))) Продуманно перекладывание ответственности за выход из ситуации при таких инцидентах (серийных) на пилотов..

На земле позволяют. Но у них отказ произошёл в полёте. Причём сам отказ произошёл ещё на взлёте, в процессе уборки шасси, но выявился он только в момент выпуска шасси перед посадкой. И выявился именно благодаря тому, что блок управления шасси выполняет эти тесты. Ящетаю этот блок очень полезный.

Это сообщение отредактировал JBM - 18.11.2025 - 19:18
 
[^]
nightline
18.11.2025 - 19:34
2
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 6.06.10
Сообщений: 3884
Цитата (ДобрыйМонстр @ 18.11.2025 - 16:31)
При неисправности рулевого управления стойки она автоматом поворачивается до упора (90°). Специально так предусмотрено. Чтобы нос вбок не увело при посадке.

Да ты что? а можно ссылочку из fcom/fctm/qrh?
Очень интересно почитать пруфы🤭

Размещено через приложение ЯПлакалъ
 
[^]
tegica
18.11.2025 - 19:35
2
Статус: Offline


Хохмач

Регистрация: 21.12.11
Сообщений: 609
Тот случай, когда КВСу можно и поаплодировать.
 
[^]
Влад75
18.11.2025 - 19:38
2
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 30.03.14
Сообщений: 3448
Цитата (strider1212 @ 18.11.2025 - 13:30)
На самом деле опасная хуйня. У меня когда у тележки в магазине колесо так сделалось я чуть в витрину не въебался.

Поди с перегаром за руль встал?:)))

Размещено через приложение ЯПлакалъ
 
[^]
Tornswald
18.11.2025 - 19:39
1
Статус: Online


Шутник

Регистрация: 30.10.25
Сообщений: 7
Цитата (tupik @ 18.11.2025 - 13:25)
Цитата (MiKor @ 18.11.2025 - 13:24)
КВС красавчик beer.gif

Опыт! Мастерство! dont.gif

Как-то читал разбор почти аварийного случая с посадкой самолета...
Так там добрались до того, что был пропущен за несколько недель до инцидента в регламенте смазка направляющей в какой-то из половин крыла.
Выяснили это сравнив количество смазки в другой половине.
Проверив целостность винтов на крышке доступа...

Целый детектив :)

Есть целый документальный сериал (кажется, на Дискавери) про самолетные аварии. Было там про это.
Вообще, если реально хотят докопаться до истины, там расследование покруче уголовного. Доходят до каждого винтика.
 
[^]
nightline
18.11.2025 - 19:41
4
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 6.06.10
Сообщений: 3884
Цитата (JBM @ 18.11.2025 - 18:37)
Когда пилот переводит рычаг шасси в положение Down, самолёт запускает целый список тестов, чтобы убедиться что шасси в порядке.

В частности, на основных стойках тестируются обе тормозные системы (зелёная и жёлтая), а на носовой стойке тестируется гидравлика поворота. Тест этот выглядит просто: самолёт немножко шевелит носовым колесом влево/вправо, чтобы убедиться что оно поворачивается.

Вот в этот момент у них и обнаружился отказ. Гидравлика была неисправна, и когда самолёт начал её дёргать, она ушла в крайнее положение и там застряла.

Надо отметить, что инженеры Эйрбаса такой сценарий предвидели. Колесо заклинило на 90 градусов именно для того, чтобы в таком положении оно создавало наименьший риск. Если бы оно заклинило, например, градусов на 15, то могло увести самолёт в сторону с полосы. А так оно тупо шкрябало по полосе, не создавая никакого рулящего момента.

Поэтому когда люди ахают "о боже, колесо вывернулось ПРЯМО ПОПЕРЁК, о боже!" - они просто не знают, что именно так и было задумано. Я восхищаюсь инженерами Эйрбаса и насколько этот самолёт продуманный.

Готов оспорить сей факт) колесо заклинило на 90 градусов не потому что это продумали инженеры, а потому, что:

Расследование показало:
1) произошла механическая блокировка сервоклапана руления
2) стойка повернулась не по логике самолёта, а из-за неисправности;
3) это не было штатным режимом и не предусмотрено инженерами Airbus.

NTSB прямо указывает:
⚠️ The nose landing gear turned 90 degrees due to a mechanical jam.

Airbus после инцидента выпустил SB (Service Bulletin), чтобы снизить вероятность повторения подобного заклинивания.

Airbus предусматривает:
1) self-centering (возврат стойки в нейтраль при потере гидравлики)
2) mechanical damping (чтобы стойка не гуляла)
3) ограничители угла поворота
4) отключение NWS при буксировке

Но НЕ «фиксирование на 90°».

Размещено через приложение ЯПлакалъ
 
[^]
GarriL
18.11.2025 - 19:47
8
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 28.10.14
Сообщений: 6059
Цитата
Поэтому когда люди ахают "о боже, колесо вывернулось ПРЯМО ПОПЕРЁК, о боже!" - они просто не знают, что именно так и было задумано. Я восхищаюсь инженерами Эйрбаса и насколько этот самолёт продуманный.

А вот в нашем Ту-154 на котором я летал КВСом передняя стойка без всяких электронно-компьютерных приблуд управлялась простым переключателем. Полный угол разворота передних колёс (режим руления) 55°,а в режиме взлёт-посадка — 8°30'.И никогда,слышите,никогда таких заебов у Тушки не было. Восхищайся арбузом дальше.Кстати,на нем я тоже летал.....:)
 
[^]
Hampster777
18.11.2025 - 19:55
1
Статус: Offline


Весельчак

Регистрация: 21.10.25
Сообщений: 122
Цитата (JBM @ 18.11.2025 - 19:18)
Цитата (Hampster777 @ 18.11.2025 - 19:14)
В "продуманном самолете" сервисные регламенты не позволяют на земле выявить неисправность стойки, ну-ну ))) Продуманно перекладывание ответственности за выход из ситуации при таких инцидентах (серийных) на пилотов..

На земле позволяют. Но у них отказ произошёл в полёте. Причём сам отказ произошёл ещё на взлёте, в процессе уборки шасси, но выявился он только в момент выпуска шасси перед посадкой. И выявился именно благодаря тому, что блок управления шасси выполняет эти тесты. Ящетаю этот блок очень полезный.

Отказ возник внезапно? Мгновенно? Непредсказуемо? )))

Отказавший элемент автоматики невозможно резервировать? Или кто-то тупо сэкономил на сертификации, сохранив обратную совместимость с прежней (несовершенной и отказной) версией узла?

Это называется приделать костыли.
 
[^]
tihon11
18.11.2025 - 19:57
2
Статус: Offline


Приколист

Регистрация: 25.12.19
Сообщений: 377


Это сообщение отредактировал tihon11 - 18.11.2025 - 19:58
 
[^]
madbig64
18.11.2025 - 19:58
3
Статус: Offline


Хохмач

Регистрация: 5.10.22
Сообщений: 681
Цитата (legalas64 @ 18.11.2025 - 13:24)
Экипаж то наградили?

Ненаказали. А это главное. sm_biggrin.gif
 
[^]
акуб
18.11.2025 - 20:17
2
Статус: Online


Ярила

Регистрация: 29.01.16
Сообщений: 1937
Цитата
А вот в нашем Ту-154 на котором я летал КВСом передняя стойка без всяких электронно-компьютерных приблуд управлялась простым переключателем. Полный угол разворота передних колёс (режим руления) 55°,а в режиме взлёт-посадка — 8°30'.И никогда,слышите,никогда таких заебов у Тушки не было. Восхищайся арбузом дальше.Кстати,на нем я тоже летал.....:)


Осталось добавить, что при поднятии передней стойки срабатывает концевой выключатель разжатого положения - гидравлическое управление поворотом выключается , как ручное, так и ножное и за счет механического центрирующего устройства колесо устанавливает на нулевой угол.

"Он не настолько умен, чтобы делать простые вещи" lol.gif
 
[^]
JBM
18.11.2025 - 20:38
2
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 21.06.14
Сообщений: 2978
Цитата
А вот в нашем Ту-154 на котором я летал КВСом передняя стойка без всяких электронно-компьютерных приблуд управлялась простым переключателем. Полный угол разворота передних колёс (режим руления) 55°,а в режиме взлёт-посадка — 8°30'.И никогда,слышите,никогда таких заебов у Тушки не было. Восхищайся арбузом дальше.Кстати,на нем я тоже летал.....:)

Ты летал на обоих типах и считаешь что Ту-154 лучше А320?

Извини братан, но такое может быть только в том случае, если на А320 ты летал пассажиром.

Размещено через приложение ЯПлакалъ
 
[^]
asdf007
18.11.2025 - 20:46
1
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 17.08.15
Сообщений: 3903
Цитата (Ниочемушкин @ 18.11.2025 - 17:12)
Мда уж, не только Боинги проебали полимеры и эти туда же faceoff.gif

Это 20 лет назад было, можно сказать на старте массовой эксплуатации типа.
И этот случай был последним, всё уже давно исправлено.
Так что фэйспалм иди в зеркало смотреть cool.gif

Это сообщение отредактировал asdf007 - 18.11.2025 - 20:47
 
[^]
asdf007
18.11.2025 - 20:56
3
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 17.08.15
Сообщений: 3903
Цитата (GarriL @ 18.11.2025 - 19:47)
А вот в нашем Ту-154 на котором я летал КВСом ...

Вспоминать по Ту-154, которых из построенных в авариях и катастрофах потеряно 8%в данном контексте смешно. Вспомнить Иркутск, где на 3м развороте свалились на ровном месте. Позор какой-то.
Ну а тут неисправность, все живы, выводы сделаны, причины устранены.

Это сообщение отредактировал asdf007 - 18.11.2025 - 21:22
 
[^]
Demon1968
18.11.2025 - 21:27
1
Статус: Offline


Весельчак

Регистрация: 8.10.21
Сообщений: 195
Цитата (asdf007 @ 18.11.2025 - 20:56)
Вспоминать по Ту-154, которых из построенных в авариях и катастрофах потеряно 8%в данном контексте смешно. Вспомнить Иркутск, где на 3м развороте свалились на ровном месте. Позор какой-то.
Ну а тут неисправность, все живы, выводы сделаны, причины устранены.

Вот не надо путать МПХ с трамвайной ручкой. Где отказ техники, а где распиздяйство и некомпетентность экипажа

Размещено через приложение ЯПлакалъ
 
[^]
акуб
18.11.2025 - 21:48
0
Статус: Online


Ярила

Регистрация: 29.01.16
Сообщений: 1937
Цитата
Ты летал на обоих типах и считаешь что Ту-154 лучше А320?


Всегда интересовало, что лучше для пилота ДС-3 или Ту-154? а для пассажира? cool.gif
 
[^]
JBM
18.11.2025 - 21:58
0
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 21.06.14
Сообщений: 2978
Цитата (акуб @ 18.11.2025 - 21:48)
Всегда интересовало, что лучше для пилота ДС-3 или Ту-154?

Если с точки зрения авионики и рабочей нагрузки пилота - то они практически не отличаются gigi.gif gigi.gif gigi.gif
 
[^]
DavidGoliaf
18.11.2025 - 21:58
0
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 20.07.18
Сообщений: 4636
Молодцы ребята!
 
[^]
JBM
18.11.2025 - 22:34
2
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 21.06.14
Сообщений: 2978
Цитата (nightline @ 18.11.2025 - 19:41)
Готов оспорить сей факт) колесо заклинило на 90 градусов не потому что это продумали инженеры, а потому, что:

Расследование показало:
1) произошла механическая блокировка сервоклапана руления
2) стойка повернулась не по логике самолёта, а из-за неисправности;
3) это не было штатным режимом и не предусмотрено инженерами Airbus.

NTSB прямо указывает:
⚠️ The nose landing gear turned 90 degrees due to a mechanical jam.

Airbus после инцидента выпустил SB (Service Bulletin), чтобы снизить вероятность повторения подобного заклинивания.

Airbus предусматривает:
1) self-centering (возврат стойки в нейтраль при потере гидравлики)
2) mechanical damping (чтобы стойка не гуляла)
3) ограничители угла поворота
4) отключение NWS при буксировке

Но НЕ «фиксирование на 90°».

Ты меня заинтриговал, я полез скачал Final report и прочитал. Выяснилось следующее:

Тесты поворота носовой стойки на том самолёте уже были. Но они помогали только обнаружить неисправность, никаких действий по её устранению/парированию блок управления не предпринимал - тут ты 100% прав.

Колесо повернулось на 90 градусов по той причине, что из четырёх ушек, к которым крепились гидравлические актуаторы, отломились два - оба с левой стороны.

Таким образом, блок управления когда шевелил колесом, то влево оно поворачивалось, а вправо нет. Блок управления пытался вернуть его на центр, но оно не возвращалось, он опять поворачивал его влево, потом опять пытался на центр. И таким образом за 30 попыток он загнал колесо в крайнее левое положение.

Это произошло потому, что логика была такая, что колесо непрерывно тестировалось влево-вправо с момента выпуска до самого момента касания. NTSB подсчитало, что в среднем до посадки оно выполняет 57 таких мотыляний влево-вправо. Собственно, это и привело к отлому ушек актуаторов - их просто задрочили до смерти.

После этого случая логику изменили, теперь блок управления выполняет 8 тестов и успокаивается.

Поворота на 90 градусов в случае неисправности - нет. Просто отключается гидравлика и колесо едет накатом по прямой. Ты оказался прав.
 
[^]
акуб
18.11.2025 - 22:47
0
Статус: Online


Ярила

Регистрация: 29.01.16
Сообщений: 1937
Цитата
Если с точки зрения авионики и рабочей нагрузки пилота - то они практически не отличаются


В смысле, и там и там, сидят в кресле? lol.gif
Веселый вы человек.
 
[^]
Valiyka
18.11.2025 - 23:45
0
Статус: Online


Ярила

Регистрация: 14.06.17
Сообщений: 1133
Нда, лететь на аварийном самолете та еще радость. Я недавно испытала. Взлетели в Москве. Все спали, т.к. вылет был ранний, всю ночь на ногах. И вдруг: "Пристегните ремни, садимся" (на английском, т.к. экипаж на русском не бум-бум). Все тут же проснулись, т.к. лететь должны были 4,5 часа, а пролетели только 2,5 ч. Куда садимся? Зачем? Где мы?

Очень тревожные минуты.

Сели, не поймем где. Но что то туман знакомый, и трава жухлая. Ну, точно не Анкара. Ептыть, а мы ж опять во Внуково. Ну, здравствуйте! Оказалось после взлета у самолета отказала навигация. И он тупо кругами летал. КВС может что то и пробубнил по английский, но народ либо спал, либо, кто слышал, не понял по английски о чем речь.

Потом было несколько часов ожидания в аэропорту. И снова полет на том же самом самолете. Слава Богу, долетели.

Кстати, аэробус был.

Это сообщение отредактировал Valiyka - 18.11.2025 - 23:45
 
[^]
Понравился пост? Еще больше интересного в Телеграм-канале ЯПлакалъ!
Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии. Авторизуйтесь, пожалуйста, или зарегистрируйтесь, если не зарегистрированы.
20 Пользователей читают эту тему (1 Гостей и 0 Скрытых Пользователей) Просмотры темы: 10459
19 Пользователей: Menshchikoff, skychap, Rapikus, Rihar, sergsergserg, Shpaloukladc, cinic028, Igorskysochi, DedushkaTut, bvik, urfinn, Pahomch, Pivosrakom, mashiner007, Ртурыч, Nikyanis, Udzzzin, demice84, Бамсег
Страницы: (2) 1 [2]  [ ОТВЕТИТЬ ] [ НОВАЯ ТЕМА ]


 
 



Активные темы






Наверх