У Игоря Шкурина (Игорь Грек), ныне покойного, прикольное исследование есть.
" ведьмы, за которыми охотилась инквизиция, это не люди, а фальшивые монеты. Под пособниками ведьм подразумевались совершенно обыкновенные люди, замешанные в фальшивомонетничестве и их-то как раз допрашивали, пытали и судили. А вот монеты "испытывали", порченые ли они "ведьмы".
Инквизиторы - это и в прямом переводе с латинского и по существу следователи центрального аппарата церкви, которые выезжали в командировку, расследовали дела по фальшивомонетничеству, собирали доказательства в отношении виновных в фальшивомонетничестве (так называемых "пособников ведьм") и передавали их местному суду для вынесения приговора. Сами они приговоров не выносили и казнями не занимались.
В отличие от современных следователей, которые сами не имеют права проводить экспертизы (это делает соответствующий специалист), инквизиторы одновременно выполняли роль и следователей и были высококвалифицированными для своего времени экспертами.
Книги для инквизиторов "по ведьмам" содержали достаточно вменяемые рекомендации по следственным методике и тактике в духе законодательства того времени, причём многие рекомендации не потеряли своего значения и сейчас.
А вот на разделы следственной техники и экспертизы в целях секретности был напущен туман (англ. mist), отсюда и мистическое восприятие. Описание тестирования, испытания, экспертизы монет было слегка завуалировано, что прекрасно сработало и теперь мистическое "испытание ведьмы" принимают "за чистую монету" (извиняюсь за невольный каламбур).
Поэтому из всего массива сведений об "охоте на ведьм" мы в первую очередь рассмотрим небольшой, но знаковый момент "испытание ведьмы", то есть экспертизу подозреваемой монеты на подлинность.
Для проведения экспертизы монет из драгоценных металлов кроме внешних признаков подлинности крайне важно установить пробу и вес драгоценного металла. Мистическое толкование "испытания ведьмы" мы будем в соответствующих случаях сопоставлять со способами установления пробы драгоценных металлов по любому "Справочнику пробирера", например в данной статье цитируется авт. Е. Макаренков, Госфиниздат, 1953 г.
1. Испытание ведьмы раскаленным докрасна железом
"Испытание железом характерно только для раннего средневековья. Надо было не обжечься, ступая босиком по горячим лемехам или без ущерба для ладони продержать несколько минут раскалённый докрасна брусок железа. Самое удивительное – в Средние века верили, что Бог оградит в такой ситуации невиновных (и даже приводили легендарные примеры). Эпоха массовой охоты на ведьм обошлась без испытания раскалённым железом. Сомнения в его точности высказали авторы «Молота ведьм», после чего оно постепенно сошло на нет."
испытание ведьмы
испытание ведьмы раскалёнными лемехами, рельеф из Бамбергского собора (Германия)
Указание на "раскаленное докрасна железо" обозначает соблюдение температурного режима, цвета каления, т.е. цвета свечения металла в зависимости от температуры нагрева. Для железа изменение цвета от темно-вишневого до светло-красного означает температурный диапазон от 700 до 900 С.
цвета каления железа
Это же какие мозги надо иметь чтобы всерьёз верить будто при такой температуре можно "без ущерба для ладони продержать несколько минут раскалённый докрасна брусок железа" и только при отсутствии ожогов получить оправдательный приговор!
На самом деле это означает что монета из чистого серебра не расплавится "продержится несколько минут без ущерба", поскольку раскаленное до светло-красного цвета железа имеет температуру 830-900 °С, а чистое серебро плавится при температуре 960 °С. Серебро с примесями при этом расплавится, все сплавы с содержанием серебра ниже 91% начинают плавиться при одной и той же температуре - 779 °С (источник).
Раскаленное докрасна железо хорошо тем, что его цвет позволяет стандартизировать температуру нагрева исследуемых монет и тем самым обеспечить стабильность результатов исследования. Кроме плавления имело значение изменения цвета металла. Из Брокгауза: «…Полибий, живший во II в. до Р.Х., упоминает об испытании серебра огнем, т. е. по изменению его цвета вследствие накаливания. Тот же способ приводится Плинием. В России уже в допетровскую эпоху известно было пробование как золота, так и серебра. Торговая книга говорит, что золото русские купцы пробовали «с пожега…».
Вывод делали такой: если монета не изменила цвет при нагреве несколько минут раскаленным докрасна железом, "не получила ожогов", не расплавилась, значит она настоящая, из чистого серебра без примесей.."
My Webpage