«Союз-23»: космическая драма на озере Тенгиз

[ Версия для печати ]
Добавить в Telegram Добавить в Twitter Добавить в Вконтакте Добавить в Одноклассники
Страницы: (2) 1 [2]   К последнему непрочитанному [ ОТВЕТИТЬ ] [ НОВАЯ ТЕМА ]
и7ветер
20.06.2024 - 09:08
1
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 22.11.13
Сообщений: 8612
Цитата (Sobolki @ 19.06.2024 - 15:06)
Всё конечно эпично, но нельзя было обрезать стропы парашюта?..
Ещё на этапе водолазов.
А то там целый консилиум - спасателей, техников, конструкторов, но элементарно отрезать "якорь" что-то не стали🤔

Всвязи с тем, что дело происходило не в кино, даже приближаться к стропам было опасно. В холодной воде с ледяной шугой попытки обрезать стропы ножом скорее привели бы к тому, что водолаз запутался бы в них, и погиб. Не знаю, армируются ли стропы этих парашютов металлическими нитями, но они точно аномально прочные, и перерезать их даже под натяжением было бы очень сложно, тем более ножом и в воде.
 
[^]
Майорзапаса
20.06.2024 - 09:36
-1
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 20.07.21
Сообщений: 16838
Недавно закончил читать "Закрытый космос" Н.П. Каманина, достаточно интересная книга, описывающая космические дела в СССР с 1960 по 1971 годы, как всё происходило, очень много о космонавтах и о причинах того, что в середине 60х годов СССР проиграл космическую гонку американцам.
Ну, книга на любителя, но почитать её, я считаю, нужно.
 
[^]
Майорзапаса
20.06.2024 - 09:49
-2
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 20.07.21
Сообщений: 16838
Цитата (gor3 @ 19.06.2024 - 15:14)
Цитата (amv32 @ 19.06.2024 - 14:48)
Экипаж не заметил ничего необычного, но ЦУП обнаружил, что в 300 метрах от станции запасы топлива КК оказались почти исчерпаны. У «Союза» осталось только топливо для возвращения.

Чтобы избежать дальнейших неприятностей, в ЦУПе решили, что нужно как можно быстрее вернуть космонавтов на Землю, не позже, чем через два витка. Ситуация осложнялась тем, что запасы кислорода на борту КК оставались минимальными.

То есть я правильно понял, что в СССР корабли разрабатывали идиоты? И запускали тоже?

Почитайте Н.П.Каманина, во многом так и было, эту самую систему "Игла" критиковали, браковали, снова дорабатывали и снова она не работала, начиная с 60-х годов.
 
[^]
Майорзапаса
20.06.2024 - 09:52
2
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 20.07.21
Сообщений: 16838
quelektr
Цитата
Сами никогда больших денег не видели и народных просрали много.

В конце 60х годов запуск одной ракеты в космос сто́ил примерно 100 миллионов рублей, а они в значительной части случаев были бракованными.
Сколько миллиардов было выкинуто на ветер при запусках на Луну и на Венеру! Там бо́льшая часть ракет отработали не так, как надо.
Всё это - следствие интриг между КБ, протекционизма, низкого качества изготовления, отровенного брака и подковёрной борьбы.
И, кстати, как это не парадоксально - но и следствие того, что партия, правительство и МО забили хуй на космическую отрасль и немного опомнились лишь тогда, когда американцы высадились на луну.
Типа: "А чем мы можем ответить Америке?"
А ответить уже было нечем.

Это сообщение отредактировал Майорзапаса - 20.06.2024 - 09:59
 
[^]
Терик
20.06.2024 - 09:59
5
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 11.02.16
Сообщений: 5847
Вот намного интереснее:

Вверх ногами
«Радонам» - такой позывной был у экипажа «Союза-23» Вячеслава Зудова и Валерия Рождественского - фатально не везло с самого начала: они летели в долгую командировку на орбитальную станцию «Салют-5». Но отказала система сближения. ТАСС осторожно заявил: «...Экипаж завершает полет и готовится к возвращению на Землю...» Я, тогда только утвержденный собкором «Комсомолки» в «космическом» Казахстане, маялся на пункте слежения в Целинограде, честно говоря, уже передав в редакцию репортаж о благополучном приземлении космонавтов. Ближе к полуночи на пункте слежения началась суета: корабль угодил в озеро...
Вспоминает Вячеслав Зудов:
- Мы сначала даже не поняли, что приземлились, настолько мягко «сели»... Когда же открыли одно из дыхательных отверстий, обнаружили воду. Откуда? И тут с борта поискового самолета сообщают - вы в озере Тенгиз. Признаюсь, раньше я и слыхом не слыхивал про этот водоем, но оказалось, что угодили мы не в какую-то степную лужу - Тенгиз среди пятнадцати крупнейших озер страны. Но это была только первая неприятность для и без того расстроенных космонавтов. «Союзы» в отличие от американских «Аполлонов» не были предназначены для посадки на воду. Как корабль себя поведет? И точно: через несколько минут соленая вода замкнула контактное реле, командующее запасной парашютной системой. Над аппаратом взметнулся огромный, площадью более пятисот квадратных метров, купол. И тут же опал. Холодная вода пропитала ткань, и она пошла на дно, потянув за собой спускаемый аппарат. Двухтонная капсула, словно поплавок, перевернулась люком вниз, в воду, двигателями мягкой посадки вверх. Космонавты оказались пристегнутыми в ложементах вверх ногами...
Целинникам не дали спасти экипаж
Мы пробивались к Тенгизу сквозь снежную пургу. Дело в том, что как раз накануне вдруг ударил мороз. Задул сильный ветер, над не успевшей остыть водой озера поднимался густой туман. Когда мы приехали, на берегу уже вовсю полыхали костры. Местные жители из ближайшего совхоза, возбужденные и хмельные, суетились у воды. У тракториста Вячеслава Наполова в тот день родилась дочь, а тут еще космонавты с неба упали! Мороз стоял градусов, наверное, за двадцать. Целинники - народ ушлый: в мгновение ока они разобрали заборы вокруг собственного жилья и огородов, разложили на берегу громадные костры, которые стали ориентирами для вертолетчиков. Но ночь, густой туман, порывистый ветер не позволяли «вертушкам» приблизиться к бултыхающемуся аппарату. Другие схемы спасения Москва категорически отвергала: опыта вызволения корабля из воды не было. Прилетевшей команде ничего не оставалось, как ждать улучшения погоды. И тогда трезвее других оценили обстановку подвыпившие сельчане. Они на руках приволокли из поселка большую лодку и стали решительно спускать ее на воду:
- Спасать ребят надо, замерзнут! И тут военные, разозленные вынужденным бездельем, нашли выход энергии. Они принялись оттеснять от воды самоуправцев: на лодке спасать не положено... Стенка пошла на стенку. Чуть было не дошло до рукопашной. В это время в спасательной капсуле температура медленно, но верно падала.
Вспоминает Вячеслав Зудов:
- Мы выключили все приборы, даже на радиосвязь с группой поиска выходили лишь в строго определенное время. Синтетические скафандры, надетые на голое тело, лишь помогали быстрее замерзнуть. Полезли в аварийный запас, нашли нож и, искромсав ткань, стянули их с себя. Потом минут пятнадцать влезали в шерстяные спортивные костюмы. Ощущение было, будто мы вдвоем забрались вверх тормашками в платяной шкаф и там переодеваемся. Вспоминает Валерий Рождественский: - Прошел час, второй, третий... Но видим - никто не торопится извлекать нас. А воздух заканчивается - вентиляция залита водой. Холод внутри был собачий. Мы чувствовали себя кильками в консервной банке, которую по ошибке засунули в морозильную камеру... И эти свои ощущения стали выдавать совсем не в цензурных выражениях.
Вспоминает Вячеслав Зудов:
- Мы старались «дышать через раз». Ждем. Терпение уже на исходе. Вдруг снаружи стук, и мы услышали: «Ребята, вы живы?» Наконец-то! Но это, оказывается, на резиновой лодке приплыл командир одного из вертолетов - Чернявский. Из Москвы поступила команда: «Спасать экипаж!». А поскольку вертолет он поднять в воздух не мог, то, как дисциплинированный офицер, решил выполнить команду по-другому. - Выходите, я вас довезу до берега! - предложение было заманчивое, но невыполнимое. Ведь люк, через который мы могли бы выбраться, был под водой. Да и лодка у «спасателя» была одноместной. Очень быстро Чернявский понял, что и сам оказался в западне: уйти не сможет, так как до берега далеко, и сил грести против ветра у него не хватит. Он привязал лодку к капсуле и тоже стал ждать. Нас, замерзавших, стало трое. Тем временем на металлических частях внутри корабля появилась изморозь, мы ею растирали виски, чтобы не потерять сознание.
Жаркие дела в холодном небе
Ближе к утру на Тенгиз привезли аквалангистов и стали ждать погодного «окошка». Когда оно появилось, корабль с космонавтами был в ледяной воде уже десятый час. Наконец опытные пилоты Николай Кондратьев и Олег Нефедов зависли на вертолете над капсулой. Прежде подняли на борт обмороженного Чернявского. Потом аквалангисты закрепили трос к стренге спускаемого аппарата. Несколько километров до берега вертолет с болтающимся на привязи грузом преодолевал еще час. Врачи гадали: насколько обморожен экипаж. Сельчане притащили флягу с самогоном: «Это для космонавтов». Каким же громовым «ура» мы встретили на земле замерзших и измученных ребят, вывалившихся из своей «консервы»!
Валерий ВОЛОДЧЕНКО.
Каюсь, тогда, 25 лет назад, «Комсомолка» опубликовала мой репортаж о благополучном приводнении космического корабля в расчетную точку... Что было потом? Первым делом, придя в себя, космонавтам пришлось самим спасать исполнительного вертолетчика Чернявского: его хотели выгнать «за самоуправство» из авиаотряда. Мол, если бы не летчик, совсем кранты были бы - уверяли они начальство... А через месяц космонавтам присвоили звание Героев Советского Союза. Правда, медали забыли вручить вовремя, и потом в свидетельствах, вероятно, впервые в истории этой награды, пришлось подтирать дату.
ЛИЧНЫЕ ДЕЛА
Вячеслав ЗУДОВ Родился 8 января 1942 года. Летчик военно-транспортной авиации. Зачислен в отряд космонавтов в 1965 году. В 1976 году совершил единственный полет в космос на корабле «Союз-23». Отчислен из отряда космонавтов в 1987 году. Сейчас занялся бизнесом.
Валерий РОЖДЕСТВЕНСКИЙ
Родился 13 февраля 1939 года. По образованию военный инженер-кораблестроитель, водолазный специалист. В 1965 году зачислен в отряд космонавтов. В 1976 году совершил единственный полет в космос на корабле «Союз-23». Участвовал в разработке тренажеров комплекса «Мир». Отчислен из отряда космонавтов в 1986 году. Сейчас на пенсии. ИЗ ДОСЬЕ «КП» Зачем на орбиту летал водолаз? После падения «Союза-23» в Тенгиз в Звездном шутили: «А куда еще, как не в воду, он мог упасть, когда в экипаже - единственный в отряде космонавт-водолаз?» По поводу водолаза - чистая правда. В середине 60-х академик Челомей начал разрабатывать военную орбитальную станцию - «Алмаз». Во-первых, объект должен был уметь вести ближний бой на орбите: а вдруг американским космическим кораблям взбредет в голову нас атаковать? Во-вторых, при необходимости и бомбу на территорию супостата сбросить. В-третьих, вести наблюдение за объектами противника. Пока конструкторы ваяли свое детище, Центр подготовки космонавтов набирал тех, кому в будущем следовало обслуживать милитаристское детище. При отборе кандидатов рассуждали довольно просто. Раз из космоса будут наблюдать за шахтами с ракетами, значит, нужен ракетчик - а кто лучше его разберется в хитросплетениях вражеских частей? Раз будем отслеживать флот - берем моряка. Да еще такого, который в подводных лодках понимает. Так в отряд поступил старший инженер-лейтенант, профессиональный водолаз Валерий Рождественский. Правда, в ЦПК его быстро переодели в летную форму. Представляете, как бы задымили мозги у американцев, если бы они узнали, что у нас к полету в космос готовится военный моряк! Стартовавшая в 1974 году станция «Салют-3» на самом деле была военным «Алмазом». К ее корпусу привинтили специальный пулемет, внутри смонтировали особый фотоаппарат, аппаратуру для инфракрасного наблюдения и прочие полезные в разведывательном деле вещи. На этой же станции космонавты Павел Попович и Юрий Артюхин отработали систему спуска полученной информации в специальных капсулах. (В случае необходимости именно эти капсулы можно было начинить смертоносным зарядом, превратив в бомбу.) «Салют-5», к которому стартовали Зудов и Рождественский, тоже на самом деле был «Алмазом». На нем для космонавтов-разведчиков даже был канал для оперативной передачи важной информации на Землю. Какие задачи ставились экипажу - вполне понятно. Вот только состыковаться им со станцией не удалось... И корабль, видимо, чувствуя, что вода для Рождественского родная стихия, не нашел ничего лучшего, как отыскать в сухой казахской степи водоем и бухнуться в самую его середину.
Александр МИЛКУС.

Это сообщение отредактировал Терик - 20.06.2024 - 10:02
 
[^]
AtreidesI
20.06.2024 - 10:18
1
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 29.04.15
Сообщений: 4682
Цитата (quelektr @ 19.06.2024 - 15:45)
Цитата (gor3 @ 19.06.2024 - 15:14)
То есть я правильно понял, что в СССР корабли разрабатывали идиоты? И запускали тоже?

Сложно верится в те же запасы воздуха. Ну бред же, должно быть всего в достатке, а варианты просчитаны.

На немногочисленных потомственных конструкторов приходилось много политически подкованных энтузиастов от сохи, как и везде.
Да они старались, но в отличие от америки -за копейки и разрываясь между проблеммами космоса и политикой партии.

Ну конечно же такие простые и элементарно работающие машины как атомные реакторы, корабли и ракеты разрабатывали идиоты и неумехи. Вчера сохой в поле работали, сегодня у кулюмана чертили. Особенно в 1960 - 70-е faceoff.gif

Ведь не было никакого обучения в школах, техникумах, ВУЗах, практики и опыта работы в опытных коллективах в течении 20-30 лет.

Это в Штатах, Японии ракеты ,самолеты и атомные проекты создавали сразу исключительно инженеры с опытом в 50 лет из инженерных династий.
И никаких ошибок, аварий, катастроф не было в принципе. На святом Западе всё только хорошо было.

P.S. Ты зачем этот стандартный бред про партию, панельки, соху приписал? faceoff.gif
 
[^]
AtreidesI
20.06.2024 - 10:26
1
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 29.04.15
Сообщений: 4682
Цитата (Майорзапаса @ 20.06.2024 - 09:52)
quelektr
Цитата
Сами никогда больших денег не видели и народных просрали много.

В конце 60х годов запуск одной ракеты в космос сто́ил примерно 100 миллионов рублей, а они в значительной части случаев были бракованными.
Сколько миллиардов было выкинуто на ветер при запусках на Луну и на Венеру! Там бо́льшая часть ракет отработали не так, как надо.

Какой процент запусков советских ракет был неудачным? Какой процент брака?
Сколько было неудачных и удачных советских лунных запусков и на Венеру?

Сколько было удачных и неудачных американских запусков и миссий на Луну, Марс и других?

Сколько американцы народных денег выбросили на Лунную миссию? Для чего они туда летали вместо того, чтобы потратить их на своих граждан? Так ведь? dont.gif

Сколько народных денег с 90-х тратится на яхты, бизнесджеты и тачки? Они же ценнее космических и прочих научных программ?
 
[^]
AtreidesI
20.06.2024 - 10:32
-1
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 29.04.15
Сообщений: 4682
Цитата (quelektr @ 19.06.2024 - 15:45)
На немногочисленных потомственных конструкторов приходилось много политически подкованных энтузиастов от сохи, как и везде.
Да они старались, но в отличие от америки -за копейки и разрываясь между проблеммами космоса и политикой партии.

А вот у Святого Илона Маска в его космической программе сколько неудачных запусков было недавно? dont.gif

У него разве конструкторы и сборщики, прямиком из НАСА живут в панельках и копейку получают? cool.gif
 
[^]
Майорзапаса
20.06.2024 - 10:39
-1
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 20.07.21
Сообщений: 16838
AtreidesI
Цитата
Какой процент запусков советских ракет был неудачным? Какой процент брака?
Сколько было неудачных и удачных советских лунных запусков и на Венеру?
 
[^]
Майорзапаса
20.06.2024 - 10:43
0
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 20.07.21
Сообщений: 16838
AtreidesI
Цитата
Сколько американцы народных денег выбросили на Лунную миссию? Для чего они туда летали вместо того, чтобы потратить их на своих граждан? Так ведь?

Америка была богатой страной, СССР - бедной.
И поэтому американцы могли себе позволить тратить бешеные деньги на космос , а мы не должны были этого делать.
Страна, закупаюшая пшеницу у своих идеологических врагов, страна, в которой народ бунтует из-за резкого подъема цен на мясо и масло - должна сначала решить свои внутренние экономические проблемы, а потом уже ввязываться в космическую гонку.
 
[^]
megadimon
20.06.2024 - 11:05
1
Статус: Offline


Юморист

Регистрация: 11.12.09
Сообщений: 488
Цитата (AlexJew @ 19.06.2024 - 22:05)
А просто обрезать стропы запасного парашюта и хер с ним, или ткань больно дорогая и секретная?

ну во первых их там овер дохуя, под водой всех не видно, во вторых это не просто парашют, это космос детка
 
[^]
и7ветер
20.06.2024 - 13:05
1
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 22.11.13
Сообщений: 8612
Цитата (Майорзапаса @ 20.06.2024 - 09:49)
Цитата (gor3 @ 19.06.2024 - 15:14)
Цитата (amv32 @ 19.06.2024 - 14:48)
Экипаж не заметил ничего необычного, но ЦУП обнаружил, что в 300 метрах от станции запасы топлива КК оказались почти исчерпаны. У «Союза» осталось только топливо для возвращения.

Чтобы избежать дальнейших неприятностей, в ЦУПе решили, что нужно как можно быстрее вернуть космонавтов на Землю, не позже, чем через два витка. Ситуация осложнялась тем, что запасы кислорода на борту КК оставались минимальными.

То есть я правильно понял, что в СССР корабли разрабатывали идиоты? И запускали тоже?

Почитайте Н.П.Каманина, во многом так и было, эту самую систему "Игла" критиковали, браковали, снова дорабатывали и снова она не работала, начиная с 60-х годов.

Читая Каманина надо помнить, огромную долю бардака внес он лично, и потому изо всех сил пытается раздуть чужие проблемы и затушевать свои. Я бы его спросил насчет березового шпона. Кто санкционировал ЭТО? Кто людей убил? Изрядное трепло товарищ Каманин, увы...
 
[^]
Майорзапаса
20.06.2024 - 13:13
-1
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 20.07.21
Сообщений: 16838
Цитата (и7ветер @ 20.06.2024 - 13:05)
Цитата (Майорзапаса @ 20.06.2024 - 09:49)
Цитата (gor3 @ 19.06.2024 - 15:14)
Цитата (amv32 @ 19.06.2024 - 14:48)
Экипаж не заметил ничего необычного, но ЦУП обнаружил, что в 300 метрах от станции запасы топлива КК оказались почти исчерпаны. У «Союза» осталось только топливо для возвращения.

Чтобы избежать дальнейших неприятностей, в ЦУПе решили, что нужно как можно быстрее вернуть космонавтов на Землю, не позже, чем через два витка. Ситуация осложнялась тем, что запасы кислорода на борту КК оставались минимальными.

То есть я правильно понял, что в СССР корабли разрабатывали идиоты? И запускали тоже?

Почитайте Н.П.Каманина, во многом так и было, эту самую систему "Игла" критиковали, браковали, снова дорабатывали и снова она не работала, начиная с 60-х годов.

Читая Каманина надо помнить, огромную долю бардака внес он лично, и потому изо всех сил пытается раздуть чужие проблемы и затушевать свои. Я бы его спросил насчет березового шпона. Кто санкционировал ЭТО? Кто людей убил? Изрядное трепло товарищ Каманин, увы...

Ну, понятно, что в книге он описа́л себя как белого рыцаря на белом коне, а вокруг - все пидарасы, но про космическую отрасль СССР он пишет достаточно жёстко и объективно. Вот такой вот парадокс. Он как бы и всегда в курсе, и всегда немного в стороне, то есть решений он принимать не мог, хоть и был главным по космосу в те годы.
А что там за "березовый шпон"?
 
[^]
Archimedis
20.06.2024 - 20:16
1
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 15.03.18
Сообщений: 5030
Вот, всё-таки не зря командирами большинства экипажей ставили за@бистых и по-хорошему упёртых мужиков! Посмотрите на статистику стыковок Союзов со станциями Салют (и Алмаз, но они тоже Салют). Пока отладили систему стыковки, половина экипажей пролетела мимо. А на станцию попадали только те, кто мог в нужный момент, когда ещё не поздно, отключить автоматику нахрен и стыковался вручную. Иногда лишняя вера в автоматику только вредит работе. По крайней мере тогда так было.
 
[^]
Serg435
22.06.2024 - 01:13
0
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 28.11.13
Сообщений: 7046
до рассказали бы чем закончилась история с Салютом-5
 
[^]
Майорзапаса
22.06.2024 - 06:22
-2
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 20.07.21
Сообщений: 16838
Archimedis
Цитата
Иногда лишняя вера в автоматику только вредит работе. По крайней мере тогда так было.

Каманин, кстати, считает упор на автоматику в космической программе СССР одной из причиной её отставания от американской.
У "них" астронавты всё делали сами, у нас пытались всё доверить автоматике, а та же система стыковки "Игла" косячила постоянно.
 
[^]
и7ветер
23.06.2024 - 19:43
1
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 22.11.13
Сообщений: 8612
Цитата
А что там за "березовый шпон"?

Позновато сюда зашел... все равно отвечу) Парашют в отсек не заходил. И тут какой то гений предложил парашют загнать по прокладкам, да не каким-нибудь, а из березового шпона, молотками. По шпону парашют залез. Под молотками, ага. При нагревании из шпона вышел лигнин, сильнейший клей, есть у дерева такое свойство, так делают лигностон. Парашют намертво приклеился, не вышел, люди погибли. Каманин, тварь, не мог об этом не знать, без его санкции такое сделать было нельзя. Оценкам ситуации от этой мрази верить не стоит.
 
[^]
Понравился пост? Еще больше интересного в Телеграм-канале ЯПлакалъ!
Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии. Авторизуйтесь, пожалуйста, или зарегистрируйтесь, если не зарегистрированы.
1 Пользователей читают эту тему (1 Гостей и 0 Скрытых Пользователей) Просмотры темы: 12595
0 Пользователей:
Страницы: (2) 1 [2]  [ ОТВЕТИТЬ ] [ НОВАЯ ТЕМА ]


 
 



Активные темы






Наверх