Редкие кадры и архивные снимки 23.12.20

[ Версия для печати ]
Добавить в Telegram Добавить в Twitter Добавить в Вконтакте Добавить в Одноклассники
Страницы: (9) 1 [2] 3 4 ... Последняя »  К последнему непрочитанному [ ОТВЕТИТЬ ] [ НОВАЯ ТЕМА ]
SESHOK
23.12.2020 - 19:33
18
Статус: Offline


Великий Визирь

Регистрация: 28.07.13
Сообщений: 363613
26 Рубка капусты. Оренбургская губ., 1900 - 1905 год



Редкие кадры и архивные снимки 23.12.20
 
[^]
SESHOK
23.12.2020 - 19:34
10
Статус: Offline


Великий Визирь

Регистрация: 28.07.13
Сообщений: 363613
27 Позитано, Италия. 1959 год. (фотограф Луис Марден)



Редкие кадры и архивные снимки 23.12.20
 
[^]
SESHOK
23.12.2020 - 19:34
20
Статус: Offline


Великий Визирь

Регистрация: 28.07.13
Сообщений: 363613
28. “Пapeнь дapит пpинцecce Диaнe букeт цвeтoв c пoмoщью cвoиx дpузeй. Лондон, 7 июня 1989”


Редкие кадры и архивные снимки 23.12.20
 
[^]
SESHOK
23.12.2020 - 19:34
55
Статус: Offline


Великий Визирь

Регистрация: 28.07.13
Сообщений: 363613
29
Невыдуманные истории...

Режиссер ленты Надежда Кошеверова вспоминала, как в 1944-м, возвращаясь из эвакуации, встретила Янину Жеймо на вокзале. Та сидела в уголке — такая маленькая, растерянная. А ведь рост у актрисы — 147 см.

Двумя годами ранее ее супруг, считая Янину погибшей, женился на другой. Когда выяснилось, что актриса жива, он не стал ничего менять и не отдал ей детей. Женщина была на грани самоубийства. На вокзале Надежда Кошеверова взглянула на нее и неожиданно предложила: «Яничка, вы должны сыграть Золушку…»

Евгений Шварц написал сценарий специально для Жеймо.

29 мая 1945 года его зачитали и обсудили на худсовете «Ленфильма». Художник Николай Акимов создал прекрасные эскизы, а также макет королевского замка высотой 100 см.
Замок в картине мы видим благодаря комбинированным съемкам именно этого макета. Экспозицию на экране с помощью доступной тогда технологии потом совместили с актерами. Художник прорабатывал все декорации и костюмы для съемки на цветной немецкой пленке. Но сняли на черно-белую.

Атмосфера Ленинграда 1945-го меньше всего подходила для сцен балов и эпизодов с нарочитой роскошью. Декорации и костюмы шили всем миром. Платья — из занавесок и скатертей, антикварную мебель приносили из дома. Часть платьев были трофейными — привезли из оперного театра в Берлине. Сложным стал подбор костюмов для Золушки и феи.

В 1946-м Фаина Раневская снималась в ленте «Весна» в Праге, откуда привезла лампу в виде луны, украшенную бисером. Абажур от нее и стал головным убором феи.
Янина Жеймо сильно похудела за годы войны. Ее направили в санаторий, поставив задачу набрать 5 кило. Актриса не хотела и даже горько иронизировала по поводу стройности из-за военного голода.

Многих смущал возраст Янины — 37 лет. Василий Меркурьев, сыгравший отца, в жизни был старше актрисы всего на 5 лет. Пробы прошли и другие претендентки на роль Золушки, но режиссеры отстояли свою протеже. Лишь подобрали 34-летнего Алексея Консовского на роль принца, чтобы пара смотрелась гармонично.

Фею сыграла Варвара Мясникова, ранее известная по роли Анки-пулеметчицы в фильме «Чапаев» (1934 год). 11-летнего Игоря Клименкова, ставшего пажом, нашли в Ленинградском Доме пионеров. Мальчишка прошел пробы с 25 тысячами других претендентов. Он вспоминал: «Янина Жеймо вела себя как обычная девчонка, в перерыве между съемками мы залезали с ней в карету-тыкву и болтали. Я лузгал семечки, Золушка курила. С ней было легко и просто, я был по-детски влюблен…»

Сложно представить другого актера в роли короля, которого сыграл Эраст Гарин. По воспоминаниям очевидцев, иногда он появлялся в гримерной слегка подшофе, не находил какой-нибудь части своего костюма и начинал ругаться. «Эраст, ты — хам, ты видишь, здесь ребенок», — возмущалась Фаина Раневская, указывая на мальчика-пажа, и шлепала Гарина по физиономии. Конечно же по-доброму.

Фаина Георгиевна, сыгравшая мачеху, тоже была исхудавшей и не походила на сытого домашнего тирана. В кадре ей клеили нос, а за щеки набивали вату. Многие хлесткие реплики Фаина Раневская придумывала сама. Со сценаристом возникали регулярные споры. Она импровизировала: «Жалко, королевство маловато, разгуляться мне негде! Стану королевской свахой, поссорюсь с соседями, тогда и территорий прибавим!»
Интерьеры бального зала и других помещений выстроили осенью на «Ленфильме». Павильоны не отапливались, актеры в шикарных нарядах укутывались в телогрейки, тулупы, сбрасывая их по команде: «Мотор!».

Завистников у авторов ленты хватало. Писали доносы.

Еще на этапе подготовки дважды хотели закрыть производство из-за неблагонадежности всей съемочной группы. Сорежиссер Михаил Шапиро женат на родственнице Троцкого Жанне Гаузнер. Актер Василий Меркурьев женат на дочери уничтоженного Мейерхольда, усыновил трех детей репрессированного брата и двух осиротевших ребят после расстрела их родителей. Художник Акимов — ученик белоэмигранта Анненкова. Алексей Консовский — из семьи врагов народа, расстреляны отец и брат. И так далее по всему списку.

После съемок в Риге 24 сентября 1946-го состоялся худсовет, где просматривали отснятое.
Режиссер Ян Фрид метил в авторы костюмированных исторических комедий. В режиссерах «Золушки» видел прямых конкурентов и выступил со словами: «Дегенеративен Гарин, который никак не вызывает симпатии, неприятен принц — рахитик с разжиженными мозгами».

Эраста Гарина не раз вызывал к себе директор «Ленфильма» и заявлял: «Вы играете ненастоящего короля! Глава государства не может так себя вести!» Несмотря на препоны, картину впервые показали в 1947-м в Доме кино в Ленинграде. Премьера была действительно мировой.

28 ноября 1947 года ленту демонстрировали в Финляндии, 23 декабря — в Австрии, 24 марта 1948-го — во Франции, 13 ноября 1949-го — в Швеции, 24 марта 1951-го — в Японии.


.....когда спустя много лет Надежду Кошеверову спросили,почему она больше не снимает сказки, то она ответила: Посмотрите в глаза Золушки! В них сказка! А в глазах нынешних молодых актрис- рубли,как в кассовом аппарате...

Татьяна Бандура Невыдуманные истории..


Редкие кадры и архивные снимки 23.12.20
 
[^]
SESHOK
23.12.2020 - 19:35
30
Статус: Offline


Великий Визирь

Регистрация: 28.07.13
Сообщений: 363613
30 Однако...
"— Чем я только ни битая!
Кочергой — битая, поленом — битая, об печку — битая!..
О, вот печкой — не битая"(С).




Редкие кадры и архивные снимки 23.12.20
 
[^]
SESHOK
23.12.2020 - 19:35
8
Статус: Offline


Великий Визирь

Регистрация: 28.07.13
Сообщений: 363613
31 Фонтан льда

В 1917 году в Детройте (США) зимой стояли сильнейшие морозы. Было холодно настолько, что на бульваре Вашингтон фонтан (его в те годы не выключали на зиму) превратился в сплошную глыбу льда: струи постепенно замерзали, пока не образовали гигантскую сосульку. Кстати, случалось такое довольно часто, поэтому фонтан превратился в местную достопримечательность и со временем даже попал на открытки.



Редкие кадры и архивные снимки 23.12.20
 
[^]
SESHOK
23.12.2020 - 19:35
35
Статус: Offline


Великий Визирь

Регистрация: 28.07.13
Сообщений: 363613
32 Устройство неваляшки

Нет никакого колокольчика. На самом деле всё так:
В нижней сфере закреплен цилиндр из плотного картона.
На дне цилиндра расположен балласт, по окружности которого вставлены металлические прутья.
В центре на проволоке подвешена круглая металлическая пластина.
Звук образуется при ударе пластины о прутья.

А вы разбирали в детстве машинки, куклы и всякую фигню?



Редкие кадры и архивные снимки 23.12.20
 
[^]
SESHOK
23.12.2020 - 19:35
8
Статус: Offline


Великий Визирь

Регистрация: 28.07.13
Сообщений: 363613
33 Разрушения в Анкоридже после землетрясения. Аляска, 27 марта 1964 года.


Редкие кадры и архивные снимки 23.12.20
 
[^]
SESHOK
23.12.2020 - 19:36
11
Статус: Offline


Великий Визирь

Регистрация: 28.07.13
Сообщений: 363613
34 "Шеф, у нас проблемы!"

Вездеход транс-антарктической экспедиции (1955 - 1958 гг) попал в разлом между льдами Антарктики.

Транс- антарктическая экспедиция Британского Содружества (CTAE) 1955–1958 гг. Была первой экспедицией, достигшей Южного полюса по суше за 46 лет, ей предшествовали только экспедиция Амундсена и экспедиция Скотта в 1911 и 1912 годах.



Редкие кадры и архивные снимки 23.12.20
 
[^]
SESHOK
23.12.2020 - 19:36
28
Статус: Offline


Великий Визирь

Регистрация: 28.07.13
Сообщений: 363613
35 Однако, сказочная история (или классическая мелодрама) о женской верности и любви и о том, что деньги – это не всегда главное…

Кстати, автор – тот самый режиссер «Пиратов XX века», Борис Дуров. Итак, мачо-красавец, передовик-лесоруб (деньги шальные, немалые) спасает девушку от маньяка-алкаша с ножом. Девушка Лида, увидев эту сцену, влюбляется тут же, но на дискотеке появляется соперница, красавица блондинка-бухгалтер Марта.

Парень моментально отдает ей сердце и попадает под каблук бизнес-леди. Его босс, директор лесхозяйства, не обращая внимания на тяжелые метеоусловия, гонит парня на работу, напоминая о возможной потере текущей выгоды для домохозяйства. Бизнес-леди наносит решительный удар: «Сдохни, но сделай для семьи!..Ты – мачо или где?».

Покорный супруг кладет на плечо бензопилу и… попадает под удар подпиленной сосны. Итог – инвалидность, парализация ног. Бизнес-леди вскоре, собрав чемодан, убегает, но узнав от нее страшную новость, влюбленная Лида возвращается к лесорубу. Окружает его заботой и не дает покончить самоубийством …

В общем, создается новая семья, а при известии, что у них будет ребенок, лесоруб встает с инвалидной коляски…Хэппи-энд…

Фильм «Не могу сказать «прощай» (1982), с музыкой Е. Геворкяна и участием молодого Сергея Минаева занимает четвертое место в советском кинопрокате… Пародия?.. Агитка?..

Да нет, просто доказательство того, что советские люди уже давно не ходили строем. И интересовались не производственными показателями, а обычными человеческими взаимоотношениями…



Редкие кадры и архивные снимки 23.12.20
 
[^]
SESHOK
23.12.2020 - 19:36
8
Статус: Offline


Великий Визирь

Регистрация: 28.07.13
Сообщений: 363613
36 Артистка цирка Харриет Ходжини сидит на борту грузовика, помогая Отто Гриблингу, цирковому клоуну, нанести его грим.1935 год



Редкие кадры и архивные снимки 23.12.20
 
[^]
SESHOK
23.12.2020 - 19:36
14
Статус: Offline


Великий Визирь

Регистрация: 28.07.13
Сообщений: 363613
37 Маколей Калкин возле Всемирного торгового центра во время съемок фильма «Один дома 2: Затерянный в Нью-Йорке», 1992 год



Редкие кадры и архивные снимки 23.12.20
 
[^]
SESHOK
23.12.2020 - 19:37
4
Статус: Offline


Великий Визирь

Регистрация: 28.07.13
Сообщений: 363613
38 Колоризированное фото, Франция начала ХХ века.



Редкие кадры и архивные снимки 23.12.20
 
[^]
SESHOK
23.12.2020 - 19:37
43
Статус: Offline


Великий Визирь

Регистрация: 28.07.13
Сообщений: 363613
39 Маленькая девочка и её питомец, на выставке животных, Калифорния, США, 1936 год



Редкие кадры и архивные снимки 23.12.20
 
[^]
SESHOK
23.12.2020 - 19:37
36
Статус: Offline


Великий Визирь

Регистрация: 28.07.13
Сообщений: 363613
40 Видать были прецеденты!



Редкие кадры и архивные снимки 23.12.20
 
[^]
SESHOK
23.12.2020 - 19:37
15
Статус: Offline


Великий Визирь

Регистрация: 28.07.13
Сообщений: 363613
41 Нужно выглядеть стильным в любой ситуации, 1920-е



Редкие кадры и архивные снимки 23.12.20
 
[^]
SESHOK
23.12.2020 - 19:37
48
Статус: Offline


Великий Визирь

Регистрация: 28.07.13
Сообщений: 363613
42 Мини в Mini, 1960-е.


Редкие кадры и архивные снимки 23.12.20
 
[^]
SESHOK
23.12.2020 - 19:38
12
Статус: Offline


Великий Визирь

Регистрация: 28.07.13
Сообщений: 363613
43 Тренировка астронавтов программы "Аполлон" в Аризоне



Редкие кадры и архивные снимки 23.12.20
 
[^]
SESHOK
23.12.2020 - 19:38
61
Статус: Offline


Великий Визирь

Регистрация: 28.07.13
Сообщений: 363613
44 Армен Джигарханян с мамой



Редкие кадры и архивные снимки 23.12.20
 
[^]
SESHOK
23.12.2020 - 19:38
32
Статус: Offline


Великий Визирь

Регистрация: 28.07.13
Сообщений: 363613
45 Кадр из к/ф "Служебный роман".

12 октября 1976 года в Москве неожиданно выпал снег, покрывший белыми шапками ещё зелёные деревья, это было сказочно красиво. Первоначально в фильме не планировалось подобной сцены, но режиссёр Эльдар Рязанов решил не упускать этот каприз природы и удлинил фильм на 3,5 минуты.

Отменив павильонные съемки Рязанов с оператором снимали и снимали Москву со всех возможных ракурсов, пока не растаял тот сентябрьский снег. Чтоб удлинить фильм и оправдать эти кадры со снегом осенью и заснеженной Москвой, Рязанов специально вставил песню " У природы нет плохой погоды"



Редкие кадры и архивные снимки 23.12.20
 
[^]
SESHOK
23.12.2020 - 19:39
31
Статус: Offline


Великий Визирь

Регистрация: 28.07.13
Сообщений: 363613
46

"У многих актёров есть фильм, который сыграл самую важную роль в их жизни. Для меня это «Перекрёсток».

Именно после этой ленты меня полюбили зрители. Интересно, что до сих пор появляются новые поклонники этого фильма, для меня это точка отсчёта, моя визитная карточка.
Поэтому я могу сказать с уверенностью, что режиссёр картины Дмитрий Астрахан перевернул мою жизнь"..

22 декабря отмечает день рождения Анна Легчилова, актриса и режиссер.



Редкие кадры и архивные снимки 23.12.20
 
[^]
SESHOK
23.12.2020 - 19:39
36
Статус: Offline


Великий Визирь

Регистрация: 28.07.13
Сообщений: 363613
47 Молодой Адриано Челентано.


Редкие кадры и архивные снимки 23.12.20
 
[^]
SESHOK
23.12.2020 - 19:39
60
Статус: Offline


Великий Визирь

Регистрация: 28.07.13
Сообщений: 363613
48 Она родилась в Париже. Отец — француз, известный математик, профессор Сорбонны. Мать — испанка, филолог.

Ее воспитанием занимались мать и четыре гувернантки. Англичанка, которую она не любила за высокие требования по гимнастике. Немка учила немецкому языку, и потом Вера любила читать по-немецки. Француженка преподавала хорошие манеры, светские привычки. И еще была гувернантка, ответственная за ее наряды.

С четырех лет Веру обучали музыке. Педагогом был великий французский пианист Альфред Корто. В четырнадцать она играет с самым знаменитым в мире оркестром под управлением Артуро Тосканини. От ее исполнения Бетховена приходит в восторг Ромен Роллан. В те же четырнадцать начала концертировать, объездила всю Европу и Америку. В пятнадцать закончила Парижскую консерваторию и поступила в Венскую академию музыки.

В ее распоряжении лучшие концертные залы Европы. После гастролей в Америке самая крутая фирма в мире — «Стейнвей» — предложила Вере Лотар играть на своих роялях и доставляет инструмент на любой концерт, даже в малодоступные горные районы Швейцарии. А в знак благодарности за согласие и рекламу «Стейнвей» дарит ей свои рояли. Это поистине царские подарки.

Кстати, у Ярослава Кирилловича Голованова я прочла: «…качество роялей «Стейнвей» зависит от травы, где паслись овцы, из шерсти которых сделан фетр на ударяющих по струнам молоточках». Ну значит, европейское и американское турне… успех, успех, успех… она молода, красива, богата, счастлива… влюбленные молодые люди…

Она выбрала не совсем молодого, совсем не богатого. Выбрала нерасчетливо, безрассудно, просто потому что полюбила. Как скажет потом ее друг, режиссер Владимир Мотыль: пошла за чувствами. Отец ее имел тягу ко всему русскому. Он и детям своим дал русские имена — дочь назвал Верой, сына — Дмитрием. И ввел ее в круг своих друзей. Там она и встретила будущего мужа — Владимира Яковлевича Шевченко, инженера-акустика, создателя смычковых инструментов, «русского Страдивари». Его отец эмигрировал из России после революции 1905 года. Володя был тогда подростком. А в 1917-м отец вернулся на родину. Сына же оставил в Париже продолжать образование.
Владимир Яковлевич мечтал вернуться в свою страну. И вот наконец добился разрешения вернуться. И приехали они с Верой в Ленинград, о господи, в 1937 году. Он, она и двое его сыновей от первого брака.

Поселили их в крохотную комнату в общежитии, работы не было, жить не на что. Он подрабатывал где мог. Она продавала свои парижские платья. По законам того страшного времени все отнеслись к ним очень подозрительно. Впрочем, нет, не все. Заступничество великой пианистки Марии Вениаминовны Юдиной позволило Вере Лотар-Шевченко получить «соответствующую исполнительскую категорию» и начать работать в Ленинградской государственной филармонии.

В 1941 году, перед войной, Владимира Яковлевича Шевченко арестовали.
Со всей своей французской отвагой и темпераментом, в котором бурлила мамина испанская кровь, Вера кинулась в НКВД и стала кричать, путая русские слова и французские, что муж ее — замечательный честный человек, патриот, а если они этого не понимают, то они — дураки, идиоты, фашисты и берите тогда и меня… Они и взяли. По статье «сто шешнадцать пополам».

И будет Вера Лотар-Шевченко тринадцать лет валить лес. В Тавде Свердловской области.
Узнает о смерти мужа в лагере и детей в блокадном Ленинграде. Не сразу узнает.
Многие годы пишет мужу в никуда. Строчка из одного ее письма мужу — из лагеря в лагерь: «Мы еще будем жить настоящей жизнью». Сволочи! Знали же — был еще тот учет и контроль! — что нет ее мужа в живых. Первые два года в лагере умирала. А потом сказала себе: раз не умерла, значит, надо жить. Следовала завету Бетховена всем страждущим: Stirb oder Auf! Умри или Будь!

• * *
Освободилась в Нижнем Тагиле. И прямо с вокзала в драной лагерной телогрейке из последних сил бежала поздним вечером в музыкальную школу, дико стучала в двери, умоляя о «разрешении подойти к роялю»… чтобы… чтобы «играть концерт»…
Ей разрешили. И тут она первый и последний раз в жизни испытала страх. Никак не могла решиться дотронуться до клавишей. Пальцы пианиста деревенеют, если он не играет даже один день. А она тринадцать лет не прикасалась к роялю. Ей казалось: вот Шопена сможет играть, а Баха не сможет… смогла и Шопена, и Баха… а вот Бетховена не сможет… смогла и Бетховена…

У закрытой двери, не смея зайти, рыдали навзрыд педагоги. Было же понятно, откуда она прибежала в драной телогрейке. Играла почти всю ночь. И заснула за инструментом. Потом, смеясь, рассказывала: «А проснулась я уже преподавателем той школы». Директор музшколы — Мария Николаевна Машкова — была первым человеком, кто пригрел и приютил ее в Нижнем Тагиле. Взяла на работу иллюстратором, поселила прямо в школе. Вера Августовна играла детям любую классику, о которой на уроке говорил педагог.

Счастливые те дети! Кого слушали…

На первую свою зарплату возьмет напрокат кабинетный рояль. На вторую: сошьет себе черное концертное платье в пол. Явно для филармонических стен, хотя до них было ох как далеко. А потом, скопив денег, купит шубу. После лагерной или с чужого плеча одежды — это ж такое женское счастье идти по снежному Тагилу в новой теплой элегантной шубке.

И вот как-то поздним вечером догоняют ее два бандита, нож к горлу и говорят: «Раздевайся! Гони шубу!» «Чего?! — вместо того чтобы испугаться, впала во гнев Вера Августовна. — Это моя первая одежда после лагеря!» Бандиты растерялись: «А ты где сидела? Кто был начальником?» Разговорились, нашли общих знакомых. Потом они галантно проводили ее домой и сказали: «Извини, не знали. Ходи в своей шубе спокойно. Больше тебя в этом городе никто не тронет!» А когда через несколько лет перед первым ее концертом в Уральской консерватории ведущая заглянет в гримерку, чтобы проверить, прилично ли выглядит Лотар-Шевченко, и, удивленно-одобрительно оценив то самое черное в пол платье, удалится — Вера Августовна скажет, улыбаясь: «Она думает, я из Тагила. Она забыла, что я из Парижа».

Кстати, о Париже. Ее звали туда вернуться. Там оставались родственники. Но она неизменно отказывалась. Объясняла: «Это было бы предательством по отношению к тем русским женщинам, которые поддерживали меня в самые трудные годы в сталинских лагерях».

В 1957 году ее нашел старший сын Владимира Шевченко Денис. Он выжил в блокадном Ленинграде. Потом ушел на войну. После войны продолжил дело отца — стал мастером-акустиком, создателем смычковых инструментов. И тоже был очень талантлив — получил Большую золотую медаль Международного конкурса альтов в Италии.

В 1965 году о Вере Лотар-Шевченко рассказал в «Комсомольской правде» Симон Соловейчик. А позже много писал о Вере Августовне мой друг и коллега Юрий Данилин, который в те годы был собкором «Комсомолки» по Западной Сибири.
Последние шестнадцать лет своей жизни Вера Лотар-Шевченко жила в Академгородке под Новосибирском.

* * *

Она не просто восстановится после лагеря как музыкант, но и начнет активную гастрольную деятельность. Москва, Ленинград, Одесса, Омск, Свердловск, Чита, Хабаровск, Красноярск, Львов, Киров, Киев… Иногда к ней возвращалось французское легкомыслие.

Как-то в предновогодний вечер Вера Августовна прикатила к Данилину в корпункт «Комсомольской правды» на такси (двадцать пять километров от Академгородка) и с порога объявила: «Будем кутить!» «Давайте здесь», — предложил Данилин, понимая, что такое предпраздничная ночь в городе. Но понимание реалий ее никогда не интересовало. «Здесь надо работать, а не кутить», — сказала она о корпункте.

И вот они поймали на улице какую-то случайную, но дорогую машину и долго, долго ездили по городу в поисках романтического места. Вдруг — кафе «Волна». «Что значит — «Волна»?» — спросила Лотар-Шевченко. Странно, но при абсолютном знании почти всех европейских языков русский ей не очень давался. Данилин хотел честно признаться, что ничего хуже этого гадюшника в Новосибирске нет, но измотанный водитель закричал радостно: «Это море такое, брызги, вода, фейерверк…» — и высадил их. Грязная забегаловка, синюшные лица, дым коромыслом. Она оглядывается и говорит удивленно: «Здесь нет рояля». «Господи, — подумал Данилин, — хорошо, если посуду моют хотя бы раз в день».

Вера Августовна в старенькой каракулевой (той самой!) шубке, которая, впрочем, смотрится на ней, как горностаи. Она всегда умела быть заметной. Вот и пьянчужки в «Волне» вдруг притихли и с какой-то почтительной тревогой на нее посматривают. Женщин в зале вообще мало. А такой они не видели никогда. Лотар-Шевченко царственно подходит к барной (якобы) стойке, ведет там короткие переговоры и говорит, обращаясь непосредственно к посетителям: «Месье! Есть водка (показывает, высоко поднимая вверх, две бутылки). Нужен рояль!»

От столиков поднимаются два «месье», ни слова не говоря берут бутылки «Посольской» и уходят в ночь. «Навсегда», — думает Данилин, зная местные нравы. И ошибается.
Уже минут через двадцать все прильнули к окнам и видят, как через трамвайные пути те два «месье» катят приличного вида кабинетный рояль. Выменяли на водку у сторожа соседнего Дворца культуры. Не «Стейнвей», конечно, но вполне пригодная «Эстония».
И вот в новогоднюю ночь в промышленном районе Новосибирска в кафе «Волна» играют Брамса! И — как!!!

Явилась вся кухня, вышли швейцары, гардеробщики. И все стоя благоговейно слушают музыку. Полтора часа никто не шевельнулся. С ума сойти! Не «Волна», а зал Дворянского собрания. И провожая их, ручку все Вере Августовне целуют, и машину находят, и трогательно прощаются. «Нет, не знаю я своего города!» — думает Данилин. Не знаем мы своей страны, своего народа — добавлю я от себя.

* * *

Разговариваю с Натальей Алексеевной Ляпуновой, биологом, генетиком, доктором наук. Ее отец — Алексей Андреевич Ляпунов — знаменитый математик, из тех, кто вопреки мракобесию отстаивал у нас кибернетику как науку. С Верой Лотар-Шевченко они познакомились в Академгородке. «Вера Августовна не любила рассказывать о лагере. Но если все-таки вспоминала — только хорошее. Пять лагерей сменила. А все рассказы ее — какие там замечательные люди! Вот в одном лагере начальник был приличный человек. И там сидело много музыкантов, кстати, очень знаменитых. И начальник придумал создать в лагере оркестр. Какие-то струнные они нашли, духовые, даже на гребенке играли.

Классику, между прочим. И Вера Августовна для каждого написала партитуру и сама дирижировала. Рояля, конечно, не было. Но на ней весь оркестр держался. Освоила баян, аккордеон. И ее там очень любили. К ней невозможно было плохо относиться — она была беззащитна и вся в музыке. Потом кто-то донес на того начальника лагеря, его убрали. Но Веру Августовну и после него спасали как могли — перевели на какое-то время с лесоповала на кухню. На мытье посуды. «Это было счастьем, — вспоминала она, — руки в теплой воде!»

* * *

На ее концерты в Москве и Петербурге билеты в первый ряд не продавали. Места здесь — всегда! — предназначались для тех, с кем она сидела в сталинских лагерях. Пришел — значит, жив. Пальцы у Веры Августовны до конца жизни были красные, корявые, узловатые, гнутые, изуродованные артритом.

И еще — неправильно сросшиеся после того, как их на допросах переломал («не спеша, смакуя каждый удар, рукоятью пистолета») старший следователь, капитан Алтухов.
Фамилию эту она помнила потом всю жизнь и никогда его не простила. Это при ее-то привычке держаться только за хорошее и доброе! Нет, все правильно: надо уметь прощать и уметь не прощать.

* * *

Так вот: продолжим о людях. Живя в Академгородке, Вера Августовна все выходные проводила в семье Ляпуновых. «Мама смазывала ей руки облепиховым маслом, — рассказывает Наталья Алексеевна, — папа говорил с ней, к ее счастью, по-французски, а я всегда сопровождала ее на концерты. У папы не было музыкального слуха, но он специально для Веры Августовны купил в наш дом рояль, не «Стейнвей», конечно, но приличный Bekker. И часто она на нем играла. Вообще в быту была человек неприспособленный. Рассказывала мне: «Натусь, я ставлю курицу сварить на кухне и ухожу играть к себе в комнату, играю, играю, пока дым вовсю из кухни не пойдет, ну тогда иду и выбрасываю почерневшую кастрюлю с курицей».

Зато она научила меня делать сыр камамбер, без которого как француженка жить не могла: «Заворачиваете в полиэтилен плавленый сырок «Дружба», кладете на теплую батарею и забываете. Через три месяца от батареи начинает идти очень французский запах, сыр покрывается плесенью — вот вам и камамбер…» И смеялась при этом так счастливо, как будто не было пяти лагерей, тринадцати лет на лесоповале… Такая детскость души…»

А потом ей купили новенький «Стейнвей». Говорят, сын Владимира Шевченко — Денис — прислал из Москвы. Но ее не-музыкальные пальцы не успели к нему прикоснуться. 10 декабря 1982 года Вера Августовна Лотар-Шевченко умерла. В декабре 2006 года в Новосибирске состоялся первый Международный конкурс пианистов памяти Веры Лотар-Шевченко. Так основатель конкурса Юрий Данилин перевел Веру Августовну с нелегального положения на легальное.И огромное спасибо Фонду Ельцина, который стал учредителем конкурса и очень помогал и помогает.

Многие годы на могиле Лотар-Шевченко стоял обелиск со звездой. Как будто она — родственница Марксу, Энгельсу и Ленину. Ну не было в местной погребальной конторе других надгробий. Артем Соловейчик, сын Симона Соловейчика и главный редактор газеты «Первое сентября», установил на могиле новое надгробие. На белом мраморе выбиты слова Веры Августовны: «Жизнь, в которой есть Бах, благословенна…»

В сентябре 2007 года лауреаты Международного конкурса пианистов памяти Веры Лотар-Шевченко играли в Париже. В стенах ее родной школы — зале Корто. А Вера Августовна смотрела с афиш на родные улицы. В этом году впервые французская Высшая школа музыки им. Альфреда Корто с радостью объявила о начале официального сотрудничества с Международным конкурсом пианистов памяти Веры Лотар-Шевченко.

Директор школы Франсуаза Ноэль-Марки сказала, что ценности, которые несет в себе конкурс и ее учебное заведение, совпадают. И главная средь этих ценностей — креативность. Качество — в высшей мере присущее Вере Лотар-Шевченко. А всего несколько лет назад, когда первые победители конкурса играли в Рахманиновском зале нашей консерватории в память о Вере Лотар-Шевченко, французский посол, помню, плакал. И говорил сквозь слезы, что во Франции ее никто уже не помнит.

* * *

В лагере зэки кухонным ножом вырезали для нее на нарах фортепианную клавиатуру. И она по ночам играла на этом безмолвном инструменте Баха, Бетховена, Шопена. Женщины из барака уверяли потом, что слышали эту беззвучную музыку, просто следя за ее искореженными работой на лесоповале пальцами и лицом. Я думаю, та клавиатура на лагерных нарах, тот самый необычный музыкальный инструмент ХХ века — это и был настоящий «Стейнвей».

Из сети


Редкие кадры и архивные снимки 23.12.20
 
[^]
SESHOK
23.12.2020 - 19:40
39
Статус: Offline


Великий Визирь

Регистрация: 28.07.13
Сообщений: 363613
49 «Красота – это состояние души. Я всегда говорю, что самое важное – не быть красивой, а чувствовать себя красивой. И это, скорее, идет от внутренней зрелости, чем от внешних данных».
— Моника Беллуччи



Редкие кадры и архивные снимки 23.12.20
 
[^]
SESHOK
23.12.2020 - 19:40
15
Статус: Offline


Великий Визирь

Регистрация: 28.07.13
Сообщений: 363613
50 В подарок мужу?
Владимир Богданов, 1990-е, Москва



Редкие кадры и архивные снимки 23.12.20
 
[^]
Понравился пост? Еще больше интересного в Телеграм-канале ЯПлакалъ!
Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии. Авторизуйтесь, пожалуйста, или зарегистрируйтесь, если не зарегистрированы.
1 Пользователей читают эту тему (1 Гостей и 0 Скрытых Пользователей) Просмотры темы: 43483
0 Пользователей:
Страницы: (9) 1 [2] 3 4 ... Последняя » [ ОТВЕТИТЬ ] [ НОВАЯ ТЕМА ]


 
 



Активные темы






Наверх