10 часов 19 декабря 1947 года. Катастрофа
19 декабря 1947 года пароход "Генерал Ватутин" в 10 часов 10 минут подходит к кромке сплошного льда напротив причалов Нагаевского порта и, находясь на расстоянии не более 300 метров от них делает разворот кормой к порту.
Во время разворота судно ударяется носом о кромку льда, после чего, по словам очевидцев, из его носовой части начинает идти густой черный дым. Через несколько минут на пароходе раздается незначительной силы взрыв. Левый борт в области третьего трюма отваливается и становятся видны шпангауты. "Генерала Ватутина", объятого пламенем, начинает нести к пирсам, по направлению к танкеру "Советская нефть". Капитан пытается развернуть пароход и вывести его за пределы порта.
Очевидцы показывают, что всё время, пока горел "Ватутин", судовая команда принимала меры к тушению пожара.
В 10 часов 25 минут на пароходе "Генерал Ватутин" происходит взрыв огромной силы. Почти одновременно со взрывом "Генерала Ватутина" от детонации произошел взрыв капсюлей, находящихся в носовой части парохода "Выборг". В результате оба парохода вскоре и почти одновременно затонули.
Из числа команды парохода "Генерал Ватутин" никто живым не обнаружен и не найдено тел убитых.
От взрыва "Генерала Ватутина" образовалась волна воды со льдом до 10 метров высотой, которая дошла до порта и нанесла некоторые повреждения трем пароходам, стоящим у причала, а взрывной волной были повреждены палубные надстройки на остальных четырех пароходах.
Взрыв был чудовищной силы. Через четыре дня после катастрофы военные водолазы обследовали дно бухты в том месте, где погиб "Генерал Ватутин". В результате взрыва на дне образовался котлован длиной до 100 метров, шириной 40 метров и глубиной 7 метров. В котловане обнаружены отдельные части парохода, разбросанные на площади до 150 метров.
Пароход "Kailua", после передачи СССР по ленд-лизу – "Выборг".