Корабль «Васа» флота его величества Густава Адольфа

[ Версия для печати ]
Добавить в Telegram Добавить в Twitter Добавить в Вконтакте Добавить в Одноклассники
Страницы: (7) 1 [2] 3 4 ... Последняя »  К последнему непрочитанному [ ОТВЕТИТЬ ] [ НОВАЯ ТЕМА ]
P376
30.07.2017 - 14:27
2
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 9.04.14
Сообщений: 36776
В 1664 г. швед Альбрехт фон Трейлебен предпринял вторую попытку спасти часть оборудования с Васы. Из меди и бронзы был изготовлен большой колокол высотой почти в человеческий рост. Вместо языка колокола на тросах была подвешена тяжелая платформа, на которой располагался водолаз, а в нижней части колокола по его наружному периметру на цепях были прикреплены тяжелые грузы.
В таком виде колокол погружали на глубину до 30 м. воздух оказывался в верхней части колокола, сжатый примерно в четыре раза. В течение 20-33 мин человек, дыша этим воздухом, мог работать под водой. Он лежал на платформе и, пользуясь различными крючками и петлями, пытался зацепить пушку или какое-нибудь оборудование Васы.
Работа была чрезвычайно трудной, водолазы задыхались от недостатка воздуха, трудиться им приходилось почти в полной темноте, в ледяной воде. Несмотря на примитивность водолазного сооружения, водолазам удалось поднять на поверхность более 50 пушек. Поднять крупный корабль на поверхность техника того времени, разумеется, еще не позволяла.
После этого интерес к Васе был окончательно утрачен. Точное место гибели корабля тоже забыли. И неизвестно, сколько бы еще лет или столетий лежал на грунте корабль, если бы не случайная находка, которая вновь вызвала интерес к затонувшему кораблю.

Это сообщение отредактировал P376 - 30.07.2017 - 14:44

Корабль «Васа» флота его величества Густава Адольфа
 
[^]
P376
30.07.2017 - 14:27
6
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 9.04.14
Сообщений: 36776
В 1920 г. одно судно на рейде Стокгольма зацепило якорем какое-то подводное препятствие. Поблизости оказался водолазный бот, спустили водолаза, и тот установил, что якорь зацепился за старинную бронзовую пушку, а рядом на грунте их лежало еще шесть. Специалисты без труда определили, что это были пушки шведского корабля "Рикснюкельн", современника Васы, который в годы тридцатилетней войны (1618-1648) возвращался из Польши имея на борту много раненых воинов, но ударился о скалу и затонул.
Неожиданная находка усилила интерес к морской истории Швеции. Снова на свет появились документы, датированные семнадцатым веком, причем на многих из них фигурировал не только корабль Рикснюкельн, но и Васа.

Это сообщение отредактировал P376 - 30.07.2017 - 14:44

Корабль «Васа» флота его величества Густава Адольфа
 
[^]
P376
30.07.2017 - 14:28
2
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 9.04.14
Сообщений: 36776
А еще через тридцать лет, уже в начале пятидесятых годов нашего века, эти документы попали в руки подводному археологу-любителю Андерсу Францену. Тщательно изучив старинные документы, он сумел определить примерное место гибели Васы и таким образом существенно сузить район поиска.
Археолог-энтузиаст посвятил себя поискам затонувшего корабля Васа. Каждое лето Францен брал свою моторную лодку и целыми днями прочесывал акваторию Стокгольмского порта, делая промеры примитивным ручным лотом - веревкой с привязанным грузом.
Обследовав таким образом значительную площадь, он обнаружил у входа в нынешнюю Стокгольмскую верфь подводный холм. Правда, этот холм давно был нанесен на карты, но его очертания на карте были даны очень приближенно.

Корабль «Васа» флота его величества Густава Адольфа
 
[^]
P376
30.07.2017 - 14:28
4
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 9.04.14
Сообщений: 36776
Тщательно вычерчивая контуры подводного возвышения, Францен все больше убеждался, что это и есть Васа. Скептики смеялись над молодым энтузиастом, убеждая его, что это всего лишь останки некогда взорванного старого дока. Но Францен продолжал свои поиски, и летом 1955 г. ему удалось поднять со дна кусочек почерневшего дуба. Некоторое время спустя под воду спустился друг Францена водолаз Пэр Эдвин Фельтинг. В кромешной тьме, посреди поднятого со дна ила, Фельтинг руками нащупал деревянный борт, а в нем - прямоугольные вырезы.
Тут уже даже руководство военно-морскими силами Швеции начало проявлять к работам археолога-любителя интерес. На помощь Францену прислали группу водолазов которые в 1958 г. подняли со дна пушку Васы.
Теперь никаких сомнений в том, что Францен нашел останки флагманского корабля Густава II Адольфа, уже не оставалось.

Корабль «Васа» флота его величества Густава Адольфа
 
[^]
P376
30.07.2017 - 14:28
4
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 9.04.14
Сообщений: 36776
Предстояло решить только один вопрос: стоило ли ценой огромных финансовых затрат (около 6 млн. шведских крон) и с немалым риском для людей предпринять попытку поднять корабль? Представляет ли корабль большую ценность для ученых, окупит ли он себя как музейный экспонат и, главное, не рассыплется ли он в труху сразу же после подъема?
И снова Андерс Францен оказался на высоте. Он представил убедительные досазательства того, что Васа является идеальным объектом для подводной археологии. И действительно, судно совершенно новое, только что построенное, с полной оснасткой и вооружением, не совершившее ни одного рейса. Под воду оно ушло быстро, без малейшего повреждения.
Балтийское море - идеальное кладбище деревянных кораблей, поскольку его вода практически пресная, а, как известно, в пресной воде не живут рачки-древоточцы, которые за 300 лет полностью уничтожили бы деревянный корпус в любого соленом море.

Корабль «Васа» флота его величества Густава Адольфа
 
[^]
P376
30.07.2017 - 14:28
4
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 9.04.14
Сообщений: 36776
Андерс Францен считал, что корабль превосходно сохранился. Васа - не только памятник кораблестроения XVII в. Установленные на корабле скульптуры, резьба по дереву, выполненная при изготовлении многих конструкций, - это великолепные произведения искусства. поэтому ценность старинного корабля несоизмерима ни с какими финансовыми затратами.
Доводы Андерса были настолько убедительны, что вскоре в Швеции образовался комитет по подъему Васы во главе с Эдвардом Класеном, директором Стокгольмской верфи. Водолазная фирма "Нептун" взяла на себя обязательство все подводные работы произвести бесплатно.
К концу 1958 г. водолазы фирмы "Нептун" произвели около 850 погружений. Теперь картина уже полностью прояснилась: корабль лежал на грунте почти в вертикальном положении, погруженный в ил по самую ватерлинию, на глубине 32 м.

Корабль «Васа» флота его величества Густава Адольфа
 
[^]
P376
30.07.2017 - 14:29
5
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 9.04.14
Сообщений: 36776
Оставалось только выбрать способ подъема. Это было непросто. Никто не мог ручаться за прочность корпуса, так долго пролежавшего под водой. Некоторые предложенные способы подъема удивляли своей оригинальностью: например, заполнить корпус шариками для пинг-понга или, еще лучше, заморозить корабль, чтобы он, как льдина, всплыл на поверхность.
В конце-концов остановились на способе, еще более старом, чем сам корабль Васа (во всяком случае, его описал шведский епископ, живший в середине XVI в.: "Для того, чтобы поднять затонувшее судно, нужно скрепить между собой деревянными брусьями несколько лодок заполнить их водой, чтобы они скрылись под поверхностью привязать к ним лежащее на грунте судно, затем откачать воду из лодок, и они всплывут, увлекая за собой судно".

Корабль «Васа» флота его величества Густава Адольфа
 
[^]
P376
30.07.2017 - 14:29
2
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 9.04.14
Сообщений: 36776
Все было сделано в полном соответствии с рекомендациями средневекового епископа, только вместо нескольких лодок использовали два 30-метровых понтона грузоподъемностью 2400 т. Чтобы подвести под корпус подъемные тросы, под днищем, пользуясь мощными гидромониторами прорыли шесть туннелей длиной 20 м. шириной 1 м, высотой 0,75 м и в каждый из этих туннелей уложили по два 6-дюймовых троса. Летом 1959 г. понтоны притопили и привязали к ним концы тросов, опоясывавших корпус Васы.
20 августа 1959 г. в 12 ч дня заработали осушительные насосы, и в 16 ч Васа, весившая в то время примерно 700 т, приподнялась над грунтом на 2 м. Участники операции очень боялись, что корпус не выдержит нагрузки но Васа не подвела, и в этом очень помог мощный киль толщиной 600 мм. Корабль развернули носом к берегу и начали медленно буксировать на более мелкое место так что корпус все время оставался на глубине около 2м над грунтом.

Корабль «Васа» флота его величества Густава Адольфа
 
[^]
P376
30.07.2017 - 14:29
3
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 9.04.14
Сообщений: 36776
Буксировку производили только в дневное время, а к вечеру корабль снова опускали на дно. Так за 18 суток Васу переместили на 457 м в сторону берега и опустили на грунт на глубине 16 м, так что палуба почти выходила на поверхность. На этом первый этап уникального судоподъема был закончен.
Теперь, когда затонувший корабль "переехал" на меньшую глубину, водолазы начали закрывать и заделывать многочисленные отверстия в корпусе и прежде всего пушечные порты, а также трещины, появившиеся из-за того, что железные болты и гвозди, соединяющие некоторые конструкции, проржавели и разрушились.
Особенно пришлось повозиться с палубой: на протяжении веков не месте гибели Васы находилась якорная стоянка, и в верхней палубе обнаружили около 400 впившихся якорей.

Корабль «Васа» флота его величества Густава Адольфа
 
[^]
P376
30.07.2017 - 14:30
1
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 9.04.14
Сообщений: 36776
Сразу нужно было решить и другую задачу: как только корпус поднимется над поверхностью воды, он начнет быстро обсыхать, а это приведет к его разрушению. Значит, до начала последней стадии подъема должно быть построено особое закрытое помещение, где будет находиться корабль, защищенных от губительного действия наружного воздуха.
Заключительный этап подъема начался 4 апреля 1961 г. Предварительно сдвоенные 6-дюймовые тросы заменили одинарными 9-дюймовыми, а под кормовую оконечность подвести дополнительный, седьмой трос. Вновь заработали насосы, и 24 апреля 1961 г. в присутствии десятков тысяч зрителей, радио- и телерепортеров, кинооператоров из-под воды появились на поверхности две фигуры, изображавшие рыцарей, а вскоре всплыла и вся надстройка. А еще через 10 дней судно отбуксировали в сухой док размерами 22 x 58 м и поставили на большой понтон из железобетона, на котором из алюминия и стекла предварительно был сооружен специальный павильон - постоянная резиденция Васы.

Корабль «Васа» флота его величества Густава Адольфа
 
[^]
P376
30.07.2017 - 14:30
4
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 9.04.14
Сообщений: 36776
В этом павильоне круглосуточно поддерживается высокая влажность - 85%, постоянная температура, днем и ночью работают 12 вентиляторов производительностью 10 000 м3/м.
Прежде всего корабль нужно было пропитать полиглюколем - специальным раствором, который, попадая в полости и трещины древесины, цементирует ее, предотвращая дальнейшее разрушение. Для этого над кораблем и в его помещениях установили 367 рожков, подающих распыленный полиглюколь. Отделяемые конструкции и обломки погрузили в специальные ванны, заполненные тем же раствором.
Затем весь корпус покрыли тонким слоем специального защитного пластика. Обработке подвергались не только деревянные конструкции и изделия, но также поднятые с морского дна ткани, стеклянные сосуды, керамика и т. д.

Корабль «Васа» флота его величества Густава Адольфа
 
[^]
P376
30.07.2017 - 14:30
2
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 9.04.14
Сообщений: 36776
Параллельно с консервацией велась реставрация возвращенного к жизни корабля. Собственно говоря, ремонтно-реставрационные работы начались еще тогда, когда корабль был на дне: водолазы заделывали пробоины, заменили тысячи проржавевших болтов новыми. Труд предстоял титанический: из поднятых 25 тыс. предметов 14 тыс. представляло собою обломки и отдельные детали "россыпью", для которых нужно было найти на корабле место.

Корабль «Васа» флота его величества Густава Адольфа
 
[^]
P376
30.07.2017 - 14:31
3
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 9.04.14
Сообщений: 36776
Из рангоута подняли часть грот-мачты и фок-мачту. Бизань-мачта бесследно исчезла. Полностью был утрачен палубный настил верхней палубы. На всякий случай уже после подъема Васы тщательно обследовали весь грунт на участке 100 X 40м, а кроме того, и прилегающие участки на 15м во все стороны.
Эти поиски оказались плодотворными. В иле нашли носовую фигуру - того самого знаменитого льва, который ослепительно сверкал на солнце при спуске Васы. Подняли бот очень прочной конструкции (длиной 12 м, шириной 3 м) с килем и плоским днищем, на котором было восемь пар весел и парус. А всего после подъема Васы на дне нашли еще примерно 3,5 тыс. деталей, обломков конструкций, оружия, предметов быта XVII в.

Корабль «Васа» флота его величества Густава Адольфа
 
[^]
P376
30.07.2017 - 14:31
1
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 9.04.14
Сообщений: 36776
При реставрации Васы незаменимую помощь оказали старые плотники, специалисты по деревянному кораблестроению. Им показывали найденные детали и кусочки, и они чаще всего безошибочно определяли, что это и в каком месте корабля та или иная деталь должна находиться.
Очень трудно было разобраться в парусном вооружении. Из десяти парусов Васы сохранилось шесть, но он были в плачевном состоянии. К счастью, сохранилась опись парусов по кораблю Тре Крунор, заказанном Густавом II Августом вместе с Васой, поэтому из уцелевших кусочков удалось собрать часть парусов, а остальные пришлось изготовлять заново.

Корабль «Васа» флота его величества Густава Адольфа
 
[^]
P376
30.07.2017 - 14:31
1
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 9.04.14
Сообщений: 36776
Пока самой большой утратой являются корабельные пушки. Как мы знаем, основную часть их подняли в XVII в. Затем 53 пушки продали в Германию, и судьба их до сих пор неизвестна.
Зато в предметах быта, приборах, инструментах, поднятых со дна моря, недостатка не было. В распоряжение специалистов попали и навигационных приборы, и хирургические ножи, и одежда моряков первой половины XVII в., и кухонная утварь.

Корабль «Васа» флота его величества Густава Адольфа
 
[^]
P376
30.07.2017 - 14:32
4
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 9.04.14
Сообщений: 36776
При изучении материалов о Васе ученые получили ценнейшие сведения о кораблях шведского королевского флота времен 30-летней войны.
В частность, специалисты узнали, что командование Васы и других военных кораблей брало на себя заботу о содержании матросов только во время походов. Суточный рацион был более чем скромным: солонина, соленая рыба 3,2 л воды на человека. Но и этот скудный паек отменялся, как только корабль возвращался в порт; на берегу каждый матрос должен был сам заботиться о своем пропитании.
Ни гамаков, ни тем более коек для матросов не предусматривалось. Спали не раздеваясь по нескольку месяцев прямо около пушек. Врача на Васе не было, зато штатом предусматривался цирюльник, которому вменялось в обязанность во время сражения перевязывать раненых.

Корабль «Васа» флота его величества Густава Адольфа
 
[^]
P376
30.07.2017 - 14:32
1
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 9.04.14
Сообщений: 36776
Таким образом, Васа - это не только памятник корабельного искусства первой половины XVII в., но и богатейший источник знаний для этнографов, историков, искусствоведов и многих других специалистов. И, разумеется, корабль, вошедший в наш век из далекого прошлого, вызывает живейший интерес у жителей Швеции и многочисленных туристов.
Музей Васы представляет собой П-образный комплекс, в центре которого расположен павильон исторического корабля. Организаторы музея постарались развернуть экспозицию таким образом, чтобы посетители увидели корабль полностью: снаружи и изнутри, не повредив при этом его конструкции и оборудование. По всему кораблю установлены телекамеры, чтобы посетитель смог видеть любое внутреннее помещение.
В одном из залов музея демонстрируются фильмы, посвященные постройке Васы ее гибели, а в заключение показывают уникальные кинокадры о подъеме Васы.

Корабль «Васа» флота его величества Густава Адольфа
 
[^]
P376
30.07.2017 - 14:32
3
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 9.04.14
Сообщений: 36776
В одном из залов музея демонстрируются фильмы, посвященные постройке Васы ее гибели, а в заключение показывают уникальные кинокадры о подъеме Васы.
В других залах экспонируются различные предметы и приборы, найденные при подъеме Васы, образцы одежды и обуви, навигационные приборы, оружие и т. д.
На сегодняшний день Васа - самый древний парусный корабль, которым могут любоваться наши современники, а беспримерный подъем и реставрацию Васы можно смело считать одним из удивительных технических свершений XX столетия.

Корабль «Васа» флота его величества Густава Адольфа
 
[^]
P376
30.07.2017 - 14:33
2
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 9.04.14
Сообщений: 36776
Он действительно огромен и поражает воображение даже современного человека. Его ребра-шпангоуты и соединяющие их бимсы, его килевые крепления сделаны из мощных брусьев, а обшивка выглядит так, как если бы ее поставили совсем недавно.
Больше всего пострадало кованое железо, испорченное ржавчиной. Однако изделия из кожи, ткани, золота, серебра, меди, бронзы, чугуна, даже дерева, всего двадцать четыре тысячи предметов, пострадали в незначительной степени. Достаточно сказать, что даже шесть 150-литровых бочек пороха волне могли быть использованы после просушки по назначению. Обнаружились также кое-какие книги, судовые журналы, Библия, документы, письма.
Корабль был великолепен - на украшения королевского фрегата казна отпустила много золота. Корма и нос имели свыше 700 резных позолоченных скульптур. Офицерские помещения, находившиеся на всех пяти палубах кормовой части, были сплошь покрыты резьбой, как снаружи, так местами и изнутри.
«Васа» занял достойное место в музее.

Корабль «Васа» флота его величества Густава Адольфа
 
[^]
P376
30.07.2017 - 14:33
2
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 9.04.14
Сообщений: 36776
Музей Васа
Судно получило статус исторического памятника. В конце 1961 года его разместили в здании и стали показывать туристам. Но помещение было узким, а максимальная дистанция до парусника составляла всего лишь 5 метров. Поэтому невозможно было увидеть его целиком.

В 1988 году решили открыть новый, более просторный музей. И 16 августа 1990 года на стокгольмском острове Юргорден открыли музей Васа, который функционирует по сей день. В новом здании хороший обзор со всех сторон и на разных уровнях. Туристы валом валят, чтобы полюбоваться на парусник, которому более 300 лет. В мире нет больше ничего подобного. А поток людей с 1961 года исчисляется 29 млн. человек.

Корабль "Васа" не смог послужить своему народу в далёком XVII столетии. Но зато в XXI веке он добросовестно служит Швеции, принося её казне ощутимый доход. Это наглядный пример связи времён и уважения к древним традициям. Именно они и стали причиной второго рождения корабля, казалось бы канувшего в вечность безвозвратно.

Корабль «Васа» флота его величества Густава Адольфа
 
[^]
P376
30.07.2017 - 14:34
1
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 9.04.14
Сообщений: 36776
К 2007 году в музее побывало более 25 млн посетителей.

Корабль «Васа» флота его величества Густава Адольфа
 
[^]
P376
30.07.2017 - 14:34
1
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 9.04.14
Сообщений: 36776
...

Корабль «Васа» флота его величества Густава Адольфа
 
[^]
P376
30.07.2017 - 14:34
0
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 9.04.14
Сообщений: 36776
...

Корабль «Васа» флота его величества Густава Адольфа
 
[^]
P376
30.07.2017 - 14:35
0
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 9.04.14
Сообщений: 36776
...

Корабль «Васа» флота его величества Густава Адольфа
 
[^]
P376
30.07.2017 - 14:36
1
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 9.04.14
Сообщений: 36776
...

Корабль «Васа» флота его величества Густава Адольфа
 
[^]
Понравился пост? Еще больше интересного в Телеграм-канале ЯПлакалъ!
Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии. Авторизуйтесь, пожалуйста, или зарегистрируйтесь, если не зарегистрированы.
1 Пользователей читают эту тему (1 Гостей и 0 Скрытых Пользователей) Просмотры темы: 22939
0 Пользователей:
Страницы: (7) 1 [2] 3 4 ... Последняя » [ ОТВЕТИТЬ ] [ НОВАЯ ТЕМА ]


 
 



Активные темы






Наверх