Вот как дело было. Человек в Канаде обитает, дал разъяснения.
Отсутствие сходства Третьяка со статуей сразу бросилось в глаза, а сам Владислав Александрович назвал образ вратаря собирательным. Однако «собирательный» он был разве что у создателей статуи, а у вратаря с картины At he Crease, написанной в 1972 году канадским художником, есть реальный прототип и зовут его Деннис Кемп.
Деннис никогда не играл в НХЛ, а пиком его карьеры были те самые Guelph Biltmore Mad Hatters, в составе которого на одной из тренировок художник Кен Дамби и написал свою знаменитую картину. Кстати, героем картины помимо Кемпа мог бы стать и другой вратарь, но в тот день с командой тренировался лишь Деннис.
Это был ноябрь 1972 года и хоккей с началом Суперсерии-72 50 лет назад превратился в религию в Канаде. Художник Кен Дамби всегда любил хоккей, но впечатлившись успехом Канады на Summit Series заявился на тренировку «Сумасшедших шляпников». Когда тренировка завершилась, 19-летнего Кемпа попросили задержаться на несколько минут, чтобы помочь. Когда он согласился, Данби вышел на лед, настроил камеру и начал фотографировать. Молодой страж ворот не имел ни малейшего понятия, кто это, поэтому постарался, чтобы снимки просто выглядели максимально натурально.
«Я подумал, что этому парню нужны хорошие фото, поэтому я начал стараться изобразить ситуации, которые могли бы быть в игре, - вспоминает Кемп. - В один из моментов у меня и получился такой низкий присед, будто бы я пытаюсь найти шайбу в скоплении игроков».
Как рассказывал Кемп, он в играх не делал ничего подобного, так как был обычным стенд-ап вратарем «старой школы». Очень скоро Дамби закончил фотографировать и покинул лед, а Кемп забыл об этом случае. Он продолжил играть за Mad Hatters, но разрыв подколенного сухожилия отправил его в лазарет на два месяца, после чего его отравили на дивизион ниже набирать форму.
Играя Брантфорде Кемп начал тесно общаться с тренером той юниорской команды, которого звали Уолтер Гретцки. Тренер часто возил его на тренировки и игры, а его маленький сын порой выходил на лед и отрабатывал с Кемпом броски, пока игроки возились у других ворот.
С того дня в конце октября 1972 прошел почти год, когда Кемп, гуляя по улицам Брентфорда, не увидел страницы журнала Hockey News, где была была фотография картины под названием At the Crease. Деннис, конечно же, узнал себя.
«Я был немного шокирован, — признался он, но, как ни странно, почти никому не сказал. Он просто не думал, что люди поверят ему. А когда он рассказал друзьям, те действительно подняли Кемпа насмех.
Со временем изображение стало очен популярным, тысячи копий оказались в ресторанах, на стенах спален, на катках и почти везде, где только можно себе представить. Можно с уверенностью утверждать, что нет изображения вратаря в мире, которое тиражировалось бы так много. Данби так и не раскрыл имя Кемпа, а сам Деннис хранил молчание в течение 35 лет.
Сын Кена Дамби Райан был одним из первых трех человек, которые когда-то увидели работу в студии своего отца. Дамби-старший всегда говорил, что на картине не должен быть изображен какой-то конкретный человек. Он должен был представлять образ каждого вратаря.
Тем не менее, в Канаде не утихали споры, кто стал героем картины. Одни уверяли, что это был Кен Драйден, вторые рвали глотки за Тони Эспозито, а Дамби намеренно не дал имя вратарю на картине, потому что это искусство. После смерти художника в 2007 году Уэйн Гретцки раскрыл имя репортелу Рэнди Босуэллу, ведь он сам в детстве регулярно бросал на тренировках тому самому Кемпу.
Сейчас Деннису Кемпу, почти ровеснику Третьяка, 69 и он живет в Альберте, выйдя на пенсию с работы на добыче полезных ископаемых. Та самая маска, в которой Кемп снимался для будущей картины, до сих пор хранится у него дома вместе с благодарственной запиской с автографом Дамби. Возможно, сейчас маска Кемпа — одна из самых узнаваемых в истории хоккея и после смерти владельца она займет достойное место в зале хоккейной славы в Торонто.
Размещено через приложение ЯПлакалъ