Названия нот, которые мы знаем сегодня (до, ре, ми, фа, соль, ля, си), происходят из средневековой Европы, а точнее из латинского гимна, посвящённого святому Иоанну Крестителю. Нотная система была упрощена и стандартизирована в XI веке монахом Гвидо д’Ареццо. Он использовал первые слоги строк гимна для обозначения музыкальных ступеней. Вот текст гимна:
> Ut queant laxis
Resonare fibris
Mira gestorum
Famuli tuorum,
Solve polluti
Labii reatum,
Sancte Ioannes.
Объяснение:
Ut — стала первой нотой (позже заменена на "до" для удобства пения).
Re — от "Resonare".
Mi — от "Mira".
Fa — от "Famuli".
Sol — от "Solve".
La — от "Labii".
Si (или Ti в некоторых системах) — от "Sancte Ioannes" (первые буквы).
Эти названия стали основой для всей западной музыкальной системы. Нота Ut была заменена на До позже, в XVI веке, вероятно, из-за влияния итальянского языка и большей удобности произношения.
Интересно, что в других культурах система именования нот может быть совсем другой, но основа их всех — система звукорядов и тонов, общая для всего мира.