вот рецензия с пресс-показа
©
http://kg-portal.ru/movies/vremjapervyh/reviews/5308/ , Вероника Кулакова
Одним из главнейших предметов гордости россиян (согласно опросу «Левада-Центра») наряду с победой в Великой Отечественной является освоение космоса. Эту-то гордость и эксплуатирует новый фильм Дмитрия Киселёва (режиссёра «Чёрной молнии» и «Лондонграда») «Время первых». Причём эксплуатирует довольно изящно и ненавязчиво.
18 марта 1965 года в 10:00 по московскому времени «Восход-2» стартовал с космодрома «Байконур». В 11:34:51 Алексей Леонов покинул шлюз и оказался в открытом космосе. Там он находился 12 минут 9 секунд. На этом факты из официально представленной советскому народу хроники заканчиваются. После выхода космонавта, привязанного к шлюзу пятиметровым плохосгибаемым фалом, телевизоры всего Союза стали показывать (очевидно, положив основу традиции) великий русский балет. Согласно официальной хронике, полёт корабля «Восток-2» прошёл без внештатных ситуаций. На деле же в этой операции всё, что могло пойти не так, пошло не так. Между выходом Леонова в космос и благополучным завершением операции было 26 часов полёта и ещё двое суток после приземления в тайге, без связи и обогрева, именно про эти «потерянные» данные и рассказывает фильм Киселёва.
Главные роли опытного военного лётчика Павла Беляева и его напарника Алексея Леонова исполнили Константин Хабенский и Евгений Миронов соответственно. Актёры больше года тренировались, чтобы выполнять космические трюки без помощи каскадёров. В итоге они провели в спортзале свыше 4000 часов. Тем не менее, чтобы наилучшим образом «вписать» актёров в космическое пространство, потребовалось создавать их «цифровых дублёров». Гениального конструктора Сергея Королёва сыграл Владимир Ильин. Примечательно, что сам Леонов был консультантом картины — координировал работу команды в процессе создания фильма и одобрил результат: «В фильме есть моменты, когда даже мне страшно. В жизни я выполнял задачу, не сильно задумываясь об опасности».
Идея создания фильма про космонавтов-героев посетила Евгения Миронова после просмотра документальной ленты: «Леонов — величайший герой, каких сейчас не хватает современным кино и литературе». Космонавтам пришлось преодолеть несколько внештатных ситуаций, таких как раздув скафандра, нехватка кислорода на запланированный выход в открытый космос, микротрещина в космическом корабле и много чего ещё. «Уже на восьмой минуте в открытом космосе я почувствовал, что фаланги рук вышли из перчаток. Ступни ног свободно болтались в сапогах», — вспоминал Леонов. Тимур Бекмамбетов (здесь он выступает в качестве продюсера) и Евгений Миронов были настолько потрясены разговором с Леоновым, что сразу решили взяться за производство фильма.
Для «Времени первых» были построены два полноразмерных макета «Восхода-2». Правда, они повторяли корабль только снаружи; к начинке киношников не допустили — это всё ещё государственная тайна. Также на площадке было искусственное Солнце — 50-килограммовый вращающийся прожектор. К слову, освещение в картине выглядит вполне реалистичным. Декорации также воссоздали прототипы с документальной точностью; особого внимания заслуживают центр управления полётами и тренировочные реалии космонавтов.
Одними из сложнейших с точки зрении съёмок оказались сцены в тайге. Съёмочная группа работала в долине реки Усьвы, что в Пермском крае, почти в том же месте, куда в действительности приземлились космонавты в тридцатиградусный мороз. До места съёмок вся команда добиралась с помощью оборудования для скалолазания за полтора часа.
От такой масштабной отечественной картины ждёшь толстого слоя патриотизма и величественного аккомпанемента, как это получилось с «Викингом». Тем не менее во «Времени первых» с патриотизмом не перегнули. Фокус смещён не на великое прошлое, а на конкретных людей, а именно на двух космонавтов, на их дружеские отношения, взаимные подколы и обиды. Также в фильме много откровенно комедийных моментов, при этом отлично вписанных в сюжет и не нарушающих общего героического эпоса. Особенно хороши космические перепалки главных героев. А вот музыка получились слегка громоздкой, но картину это не сильно портит.
На пресс-показе рядом сидела дама, которая перед началом фильма выразила надежду, что сейчас окунётся в по-коммунистически безоблачные величие и пафос СССР. Предупреждение для её единомышленников: не ждите, что фильм оправдает ваши ожидания. Он и вполовину не такой «совковый», как даме хотелось бы. Ключевые моменты, такие как непосредственный выход в космос, радиовещание Левитана и развевающиеся красные серпомолоты, конечно, придают картине советский колорит, но немало здесь и едкой иронии в адрес былой доктрины, шуточек Королёва по поводу того, кто сядет, если космонавты приземлятся в Китае, и забавных эпизодов со звонками Брежнева. Словом, посреди вереницы космических хорроров и напыщенного историзма случился перерыв на космический саспенс без перегибов и уважительную ностальгию без раболепия, где настоящие герои не несут напыщенно корону своего величия, а могут и повздорить, и пошутить.
Это сообщение отредактировал RoberArtois - 31.03.2017 - 17:55