По многочисленным просьбам форумчан (в т.ч. в этой
http://www.yaplakal.com/forum7/topic1699070.html?hl= теме и в этой
http://www.yaplakal.com/forum1/topic1695101.html?hl= тоже) выкладываю статью в недооформленном после сканирования виде. Пробелы, опечатки, дефисы, бардак с римскими.
Алексей АЛЕКСЕЕВ, д.и.н.
"Славянские корни на Кавказе"
Статья публиковалась в т.ч. в альманахе "Ветер странствий", откуда я её и сфоткал.
Из всех областей знаний история, пожалуй, наиболее поцчинена политике. Недаром ее считают партийной наукой. Политика же есть выражение экономических интересов правящих классов или, если угодно, правящих элит. Тех или иных народов. С этой точки зрения и надо Рассматривать и сравнивать историю, написанную в разные времена. Достоверными источниками для исследователей служат археологические находки, летописи и архивы. Все остальное, в том числе и подбор введенных в научный оборот достоверных фактов, может оказаться продуктом умозаключений заинтересованных или купленных специалистов. Французы, например, убеждают своих сограждан‚ что Наполеон нес в Россию свет
Просвещения, а русские вполне резонно считают его ПОХОД грабительским. Аналогично по-разному видели отношения России и кавказских народов Российская империя, СССР и различные круги национапьных автономий Кавказа. Нет четкой трактовки кавказской истории лишь в руководстве Российской Федерации поскольку стремление новорусской элиты
обогащаться за счет раздела страны еще не вполне преодолено, И национальная, в том числе и кавказская, политика государства твердо не провозглашена.
Тем не менее, чтобы с пониманием ориентироваться в хитросплетениях геополитики, необходимо знать поцлинную историю взаимоотношений кавказских и славянских народов, поскольку именно в ней скрыты корни нынешних событий. До 1917 г. Россия объединила под своей властью и спасла от уничтожения многие небольшие народности (в том числе и кавказские), не имевшие собственной государственности. Царская Россия отнюдь не была для них тюрьмои, как утверждали в СССР. Ограничения, наложенные царской властью, касались в основном прав знати. Положение же крестьян и прочего мирного населения мало отличалось от положения русского народа.
Развитие российской государственносги, как указывает в майском номере «Ориентира» за 2004 г. В. Матвеев, происхоцило в условиях конструктивного сотрудничества, а не во взаиморазрушающей борьбе народов, как это было в Британской и подобных империях. Дореволюционная Россия способствовала объединению народов в единую нацию на принципах единства целей при сохранении самобытности.
Провозглашение в СССР национальных автономий на первых порах дало мощный толчок развитию национальностей за счет материального, научного и образовательного потенциала центра. Однако по мере ослабления политической воли союзного руководства ориентация национальньх элит становилась все более националистической.
В ущерб общенародным и общегосударственным приоритетам началось необоснованное выпячивание национальных особенностей и интересов. Этому во многом способствала и официальная историческая наука, приукрашвая исгорию многих народов СССР и умалчивая при этом о темных и мрачных сторонах исконного быта и неблаговидных поступках в отношении соседей. Одновременно преувеличивался вклад малых народов в общегосударственную науку, культуру, экономику, завышались воинские и иные заслуги их представителей. Разумеется, перераспределение заслуг и соответствующих им благ происходило за счет их истинных творцов. В то же время незаслуженные почести кружили головы и развращали умы.
Для интересующего нас региона эту ситуацию метко обрисовал историк и краевед М. Боргустанский: «На Кавказе чем меньше народ, тем история его более древняя и славная. Поэтому русским и казакам истории не досталось вовсе». Создавшееся положение вполне устраивает правящую страной финансовую олигархию: униженный, теряющий национальную гордость и самоидентификацию русский народ легче грабить, а накопившееся недовольство удобно направить на кавказские и азиатские народы, прибравшие к рукам всю торговлю в России при попустительстве той же олигархии. К этому надо прибавить и чеченскую войну, развязанную ради отмывания денег, но вышедшую из-под контроля организаторов.
В этой связи вряд ли можно рассчитывать, что историкам выделят средства на правдивую оценку новых и переосмысление известных фактов. Пользуясь этим, сепаратистски настроенные круги в последние десятилетия всё решительнее объявляют славян пришлым элементом, появившимся на Кавказе в ХVIII-ХIХ вв. после «завоевания» его Россией, и на том основании призывают к вытеснению русских и России с Кавказа. Могущество этих кругов видно из того, что среди участников теракта в Беслане оказалось несколько террористов, «по непонятным» причинам отпущенных на свободу.
Местной прессой тиражируются фантастические утверждения о родстве некоторых народов с древними цивилизациями Центральной Америки и тому подобные выдумки. И хотя честные ученые из числа самих кавказцев опровергают такие измышления, их материалы публикуются малыми тиражами в специальной и практически нечитаемой литературе (О.М. Давудов. О фальсификации истории Дагестана / Северныи Кавказ. Историко-археологические очерки и заметки. Материалы исследований по археологии России №3. М.: 2000). В средствах же массовой информации контрпропаганда практически не ведется по уже упомянутой причине. А это необходимо, чтобы уберечь народы Кавказа от развязывания Второй Кавказской войны.
Но обратимся собственно к истории. Используя хорошо известные факты, автор представляет свою спорную и для многих непривычную точку зрения. По данным археологии и официальной истории, около трех тысяч лет назад Предкавказье оказалось заселенным племенами кобанской археологической культуры. Это были оседлые племена, строившие каменные и глиняные жилища, укрепления вокруг поселков и мостившие улицы. Академик Б.А. Рыбаков и его последователи утверждают, что предки нынешних народов Кавказа - славян, алан и адыгов соседствовали в Предкавказье с давних времен. Предки славян появились на Кавказе, видимо, не позднее середины 3 Тысячелетия до н. э.; адыги, вероятно, после вытеснения скифами киммерийцев - в VII в. до н.э. Скифы владели Северным Кавказом и Причерноморьем с VII по III вв. до н.э. Среди них древние авторы отмечают скифов-кочевников И скифов-землепашцев‚ сколотов. Скорее всего, сколотами греческие и иные источники называют наших предков-славян, входивших в состав скифского государства. Племена предков современных осетин, алан, имевших, вероятно, сарматские корни, стали выделяться на Северном Кавказе во II в. до н. э. К потомкам скифов, киммерийцев и сармат относились и другие племена, жившие по соседству с аланами. До недавних пор историки не рассматривали иные племена вне аланского союза, а славян не упоминали вообще. Однако‚ по мнению академика Б.А. Рыбакова, в начале нашей эры на Северном Кавказе существовало государство Русколань, соотносящееся с черняховской
археологической культурой, носителями которой были славяне. О том же писал и М.В. Ломоносов, называя русколан роксоланами. В Трояновы века (I-IV в. н.э.) Русколань переживала период расцвета. Согласно арийскому (иранскому)‚ нартскому и готскому эпосам, последний правитель славянского государства Русколань Бус Белояр (в нартской традиции Баксан) и его ближайшие сподвижники были казнены готами в конце IV в., а памятник с могилы Белояра хранится в 12-м зале Исторического музея в Москве под несоответствующим названием. Подробнее об этом мы расскажем ниже.
После разгрома Русколани готами на ее месте возникло государство Алания и ряд славянских племенных объединений, сохранявших, как и Алания, вечевой уклад (военная демократия). 0 последних сообщают нам карты, составленные шпионами Римского Папы. К северу от Кавказа ими отмечены черкассы - предки нынешних казаков.
К началу VIII в. хозяином равнин Северного Кавказа становится Хазарский каганат. Славяне и другие племена Северного Кавказа попадают к ним в вассальную зависимость, но территории аланских племен остаются свободными. В этот период аланы контролируют перевалы на Великом шелковом пути и потому становятся желанными союзниками всех окрестных народов. Тогда же под влиянием Византии в долинах Кубани, Теберды и Зеленчука строятся монументальные высокохудожественные христианские храмы.
В 965-967 гг. величайший полководец раннего Средневековья русский князь Святослав с небольшим войском уничтожил одно из крупнейших государств той эпохи - Хазарский каганат. Блестящим стратегическим маневром, захватив врасплох правящую верхушку, Святослав штурмом взял столицу Хазарии - Итиль. После этого «лоскутная» империя рухнула как карточный домик. Не принуждаемые каганатом кочевые племена свободно пропустили Святослава на юг в Предкавказье, а народы Кавказа - на запад к Черному морю и к устью Днепра.
Очевидно, выбирая столь непростой путь домой в Киев из района нынешней Астрахани, Святослав рассчитывал встретить дружественное население бывшей Русколани. Иначе его войско разделило бы нечальную участь полчищ царя Дария, уничтоженных в тех же краях скифами практически без боя измором. Подтверждает наличие здесь дружественного славянского населения и существование Тмутаракани, основанной тем же Святославом. Кто, как не славяне, могли встретить так своего Киевского князя и целых 250 лет признавать его власть! Отделенное от Киева дикой кочевой степью княжество не только не требовало для своего сохранения войск из митрополии, но и само активно участвовало во внутренней политике Руси. В этот период Алания, существовавшая одновременно с Тмутараканью, достигает наивысшего могущества. Аланское войско наводит ужас на все Закавказье и Переднюю Азию, но с Тмутараканью в конфликты не вступает. В 1030-1032 гг. русы совершили морской набег на Ширван. Их дружины прошли к
морю через горные перевалы. При сопротивлении алан это было бы невозможно.
Впервые татаро-монголы появились на Кавказе в 1222 г., а в 1236-1239 гг., после разгрома Киевской Руси, они вхоцят в глубинную Аланию и после полуторамесячной осады захватывают столицу. Последний аланский город Дадаков (на месте современного с. Эльхотово) пал в 1278 г. Нашествие Золотой Орды привело к опустошению равнин, переселению тюркоязычных племен в горы и длительной изоляции их сообществ. Опустевшие аланские и славянские земли заняли адыгские племена, среди которых выделились черкесы и кабардинцы.
Формирование большинства современных народов Кавказа завершилось в ХV-ХVI вв. после распада Золотой Орды.
Подтвержлается это и археологами, установившими существование высокоразвитых родственных культур на Северном Кавказе с 3-го тысячелетия до н. э. по XII-XIII вв. Этническое разнообразие населения, характерное для современного Кавказа, отмечается ими позднее, лишь после нашествия войск Золотой Орды и Тамерлана. Не исчезает после татарского нашествия и славянское население, упоминаемое во многих источни ках под прежним именем «черкассы». От этого слова происходят названия казачьих столиц Черкассы и Новочеркасск, а также Черкасские переулки в Москве и знаменитая черкеска. Отметим, что современные черкесы называют себя адыгами к черкассам отношения не имеют.
По документам ХVI в., в 1553 г. кабардинцы и гребенские казаки «били челом» русскому царю о принятии их в подданство.
Это говорит о немалой роли славянского населения на Кавказе в те времена.
Некоторые авторы считают казаков потомками крестьян бежавших от крепостной зависимости в ХV-ХVII вв., однако
трудно представить, что при распространенной на Кавказе и не изжитой до сих пор работорговпе беглецы-одиночки могли бы сохранить свободу. Конечно же, их встречало организованное воинское сообщество. Ныне древнее славянское население Кашкай, пргшшцавшес беглецов и переселенцев из Центральной России‚ известно как терские и кубанские казаки.
С середины XVIв., после разгрома Иваном Грозным Казанского и Астраханского ханств, возникшая на территории Алании Кабарда попадает в сферу российских стратегических интересов и становится союзником в борьбе с могущественными тогда крымскими татарами. На её северных границах появляются первые поселения служилых казаков. Вероятно, на службу шли жившие здесь гребенские казаки. В те годы Россия ещё не могла выделять значительные силы для охраны дальних рубежей. Ведь даже Смоленск был ещё спорным пограничным городом.
До середины XVIII в. вся история Кабарды состоит из набегов крымско-турецких войск и их союзников. Русско-кабардинско-казачья коалиция успешно отражает их, не давая захватывать территорию. В 1774 г. турки, потерпев в войне с Россией полный разгром, заключают Кючук-Каинарджийский мир. По нему Кабарда добровольно и официально присоединяется к России. В целях обороны новых южных границ Россия укрепляет Кавказскую оборонительную линию. К 1793 г. образуется Кубанское казачье войско. В начале ХIХ в. основывается Кисловодск и появляются первые курорты Кавказских Минеральных Вод.
В 1804-1812гг., через 30 лет после заключения Кючук-Кайнарджийского мира, кабардинские князья и духовенство, забывшие о страданиях предков, под влиянием Турции поднимают антироссийский мятеж. Причиной тому стало урезание их властных полномочий,неизбежное при переходе в любое подданство. Мятеж был подавлен с излишней дестокостью, вызвавшей осуждение царя Александра I. Чтобы смягчить мятежные настроения, он вернул кабардинским князьям большинство привилегий и дал право ношения российских воинских званий и наград. Но, не смотря на это, непрерывно следуют мятежи, набеги, заговоры. Смягчающие шаги царской власти были восприняты не как милость сильнейшего, а как проявление слабости. Народы Северного Кавказа имели богатый опыт общения с Русью и Россией - со славянским и русским населением, с одной стороны, и Турцией, Ираном, татарами и нагайцами - с другой. Турки и иранцы немедленно уничтожали всех сопротивлявшихся вместе с семьями, да и кочевые племена предпочитали по отношению к побеждённым безжалостное "секирбашка". Оказавшись "за гранью дружеских штыков", местная знать вскоре забыла об этом. Русские с их уживчивостью и гуманизмом оказались теми, кого, казалось бы, можно не бояться. Вот типичный пример. Во время русско-турецкой войны (1878-1888гг.) было подавлено восстание чеченцев. Казнили только зачинщиков. В аналогичной ситуации во Франции в период наполеоновских войн были полностью уничтожены малые народы - пикардийцы, фламандцы, гасконцы и др. А в Америке из 20 миллионов индейцев, мало отличавшихся в отношениях с переселенцами от народов Кавказа, уцелело не более 40 тысяч. В то время как в России число только одних чеченцев возросло с 4 до 900 тысяч. С 1816 г. А.П. Ермолов, став наместником, положил начало государственной политике на Кавказе. Верно оценив особенности психологии горских народов, генерал действовал по принципу «одна казнь сохранит сотни русских от гибели и тысячи мусульман от измены». Он подчинил общины и их правителей российской администрации, передвинул укрепленные линии ближе к горам и начал прибегать к тактике «выжженной земли». Мятежную знать вешали на арбах, непокорные аулы уничтожались, а работорговцев казнили без промедления. Но одновременно освобождаются от крепостной зависимости поддерживающие Россию крестьяне. На земли выселенных мятежных сообществ заселяются казенные русские и украинские крестьяне, разделяющие враждующие между собой племена, а в городах для создания культурной местной среды открываются школы для аманатов - детей примирившейся знати. Заметим, что при всем этом условия жизни горского населения в XIX в. и его правовой статус мало отличались от положения русских крестьян и ремесленников. Что же касается знати, то достаточно вспомнить царских министрой и генералов кавказского происхождения и то, что богатейшие нефтяные месторождения принадлежали не русской, а местной буржуазии. Известно ли что-нибудь подобное в пределах Британской, Французской или Испанской империй? С 1922г. советская власть образует на Кавказе Кабардино-Балкарскую АО и другие национально-территориальные объединения. Несмотря на голод в России, правительство оказывает автономии помощь в первую очередь хлебом и промтоварами. Новая власть решительно пресекает угоны скота, кровную месть и другие преступления. Подавляется межнациональная рознь и происки реакционного духовенства. отделение церкви ОТ государства способствует быстрому развитию просвещения. Фактически «с нуля» создается промышленность. Расцвет туризма и альпинизма в те годы свидетельствует о том, что в горах наступил долгожданный мир. Война пришла на Северный Кавказ в середине августа 1942 г. Немцы, взяв Черкесск и Невинномысск, начали наступление к перевалам ГКХ. Ставка Верховного главнокомандующего недооценила опасность прорыва врага через перевалы. Малочисленные, не обученные войне в горах отряды, двигаясь с юга, не успели занять все важные перевалы. Прижатые к горам с севера, измотанные в боях, отступающие части не смогли сдержать противника и ушли в Закавказье. Здесь-то и проявились издержки новой национальной политики. В то время, когда тысячи кабардинских, балкарских и карачаевских мужчин сражались на фронтах (20 участников войны из Кабардино-Балкарии стали Героями Советского Союза), нашлись люди, использовавшие приход оккупантов в своекорыстных целях. По данным НКВД СССР, в Кабардино-Балкарии упоминается 47 бандгрупп, в Карачаевской автономной области - около 500 семей главарей бандформирований.
Под «горячую руку» Советское правительство возложило вину предателей на народы в целом и в 1944 г. отправило их в ссылку. Пострадали даже орденоносцы-фронтоники.
Однако считать эту акцию необычной для того перибда неверно. Перед началом войны во Франции были отправлены в лагеря все немцы, а в США - все японцы.
Ни те ни другие не предпринимали никаких действий против стран, где они проживали. Выступления же представителей кавказских народов стали предательским ударом в спину русскому народу, отдавшему все силы в борьбе с фашизмом.
Но как бы ни оценивались действия государства, их не следует относить на счёт русскогонарода. Русские пострадали от репрессий не меньше других народов СССР. А если сравнить число репрессированных, то именно русский народ окажется на печальном первом месте. Ещё в 1920-е гг. были репрессированы казаки. По постановлению правительства было уничтожено 3.5миллиона человек. Расстреливали даже детей с 4-х летнего возраста. Земли казаков были переданы горцам. После 1957г. репрессированные народы возвращаются к местам прежнего проживания. Власти прилагают усилия, чтобы не допустить национальных конфликтов. Направляются значительные средства на развитие сельских районов, образование и здравоохранение. Лишь казаки в отличие от горцев не получают назад ни своей земли, ни компенсации, ни официальной реабилитации.
Одним из приоритетных направлений хозяйственного развития Кавказа становится туризм. Сооружается множество туристских баз и приютов, открывается канатно-кресельная дорога на горе Чегет. Строится Эльбрусская маятниковая канатная дорога, в 1976г. организуется Кабардино-Балкарский заповедник, а к концу 1980-х создается национальный парк "Приэльбрусье". Курортами становятся горные районы Домбай, Архыз и Цей.
После распада СССР на Кавказе резко возрасла безработица, а вместе с ней и преступность, особенно молодёжная. Распространилась наркомания. Но и в этих условиях туризм остался одним из немногих устойчивых источников дохода населения. Несмотря на трудности, продолжают работать турбазы и альплагеря, строятся и улучшаются дороги. А кабардинцы, балкарцы и карачаевцы остаются приветливыми и гостеприимными людьми. В то же время в среде "новых кавказцев" усилились стремления к отделению от России, подогреваемые посулами из-за рубежа. Однако опыт Чеченской Республики показал неспособность "новых кавказцев" создать нормальное государство. Промышленность и сельское хозяйство были мгновенно разграблены. Нефтеперерабатывающий завод, который мог обеспечить безбедное существование всей Чечни, был закрыт, оборудование уничтожено. Население оказалось в дикой нищете и бесправии. Огромные суммы денег, попавшие в Чечню криминальным путём, не принесли народу счастья. Всё, даже пенсии, было присвоено бандитами.
Народы Кавказа не захотели повторить чеченский опыт. Вторгшиеся в Дагестан бандиты не встретили широкой поддержки и потерпели поражение.
С XXVIII в. народы Кавказа во многом живут за счёт России. Интересы же России на Кавказе скорее военно-стратегические, чем экономические. Если не Россия, так другие страны неизбежно распространять свою власть на Кавказе. При этом интересы народов Кавказа вряд ли будут учитываться. Поэтому горские народы заинтересованы в мире и стабильности больше всех.