Гражданина Российской Федерации, прилетающего на Чукотку перед выходом в зал выдачи багажа встречает пограничный наряд, который требует предъявить паспорт. Пограничникам нужно убедиться, что вы не иностранный гражданин. Это первый пограничный правовой беспредел.
Чукотский АО в правовом отношении уникальный субъект Российской Федерации. Кроме пограничной зоны (ныне отменённой), Чукотка ещё является территорией с регламентированным посещением для иностранных граждан. Таких территорий в России чуть меньше двух десятков, включая Московскую область. Регламентированные территории - это военные базы и иные секретные объекты. Закрытые территории - явление нормальное и понятное, они есть во многих государствах. Закрытые территории всегда точечные, локальные, скажем 5 кв.км или какой-нибудь космодром - 200 кв. км. Важно понимание закрытости этих территорий: военные базы - понятно, завод по производству космических кораблей - понятно, оленьи пастбища и сопки - не понятно. Чукотский АО - единственный субъект РФ, который полностью, весь целиком, является регламентированной территорией. "А что у вас охраняют?" - задают наивный вопрос туристы. А чёрт его знает, край географии, наверное. Ни военных баз, ни секретных производств на Чукотке нет. Есть Билибинская АЭС, можно было бы сделать локальную регламентированную территорию, но нет, "регламентирован" весь округ.
Пограничную зону отменили, "регламентированную территорию" оставили. А это значит, что иностранцы должны получать специальное разрешение на посещение. Когда была погранзона, у пограничников всё было просто и понятно - проверяй всех и отсекай иностранцев, требуя с них специальные пропуска. А как вычленить иностранца из потока граждан прилетевших на самолёте? Механизм сегрегации не придумали, поэтому по-старинке, поставили "шлагбаум" и проверяют всех подряд. Не может весь субъект быть регламентированным, не правильно это. Регламентированность, как и отменённая погранзона это военно-политический атавизм советской эпохи. Просто никому из местных властей и уж тем более федеральных дела нет до организации нормальной правовой базы функционирования территории.
Не об иностранцах речь, пусть их проверяют, выписывают пропуска, да хоть на полиграфе тестируют. Речь о нас, гражданах России. Почему, в стране, в которой заявлено главенство закона, а в Конституции прописано право на свободное перемещение у меня должны при выходе из самолёта проверять документы? Пограничники! Где правовая основа для этого?
При дальнейшем путешествии по Чукотке, а это авиация и море (на единственном регулярном теплоходе), при посещении того или иного населённого пункта пограничники снова требуют предъявить паспорт. В предъявлении паспорта нет ничего сложного. Достал, показал. В данном случае важно другое - нормативная база, точнее её отсутствие. Нет такого закона, чтобы внутри страны гражданин должен был пограничникам показывать документ удостоверяющий личность. Деятельность не опирающаяся на закон - беспредел и жизнь по понятиям.
В январе 2019 года я начал реализацию краеведческого видеопроекта "Вся Чукотка". Цель проекта - снять видеорепортажи о всех населённых пунктах Чукотки. Самое удобное время для путешествий - зима, потому что появляется транспортная альтернатива - передвижение от посёлка к посёлку по земле (снегоход, ТРЭКОЛ и т.п.). В большинстве населённых пунктов, в которых были пограничники, "вежливые люди" пытались собрать сведения о том куда, зачем и т.п. Акцентирую: я родился и живу на Чукотке, имею чукотскую прописку, путешествую по территории, которая в правовом отношении для гражданина РФ ничем не отличается от Рязани или Тюмени. Какое юридическое право у пограничников собирать сведения о моём перемещении и передвижении? Никаких, но они собирали. И не мало удивлялись, когда я отказывался говорить, куда я собираюсь ехать и откуда и с кем приехал.
- Мы "ведём" тебя, - сказал мне один пограничник, - передаём сведения о твоём перемещении из одного пункта в другой. Разумеется не только тебя, у нас на сегодняшний день ещё энное количество людей на учёте.
То что государство, в лице тех или иных структур, следит за гражданами своей страны, дело ясное и отчасти понятное. Для этого есть компетентные органы. Но какое отношение к слежке имеют пограничники? Мотивация, что граница проходит по морю, мягко говоря не аргумент. В Сочи, который в плане приграничья - аналог Чукотки, пограничники не отслеживают перемещение граждан из Адлера в Хосту. Хотя в плане географии Чёрное море в сто тысяч раз удобнее для пересечения морской границы нежели Берингово море: надул матрац и айда в Турцию. И это я уже не говорю про Санкт-Петербург и Калининград. В Благовещенске и вовсе Амур переплыть, но там на берегах Амура пляжи. Без пограничников. Презумпцию невиновности никто не отменял - гражданин может сколь угодно долго ездить вдоль границы, но пока он её незаконно не пересёк, нет поводов его допрашивать и собирать о нём информацию. По крайней мере открыто.
https://basov-chukotka.livejournal.com/447089.htmlСписок регионов с ограниченным доступомВыдержка ибо много текста. Текст тут
https://base.garant.ru/104408/#friends 1. Камчатский край - части полуострова Камчатка, ограниченные линиями: Ивашка - Воямполка - Вулкан Ключевская Сопка - мыс Сивучий (за исключением южных склонов вулкана, названных населенных пунктов и восточного побережья полуострова шириной 20 километров); ...
3. Приморский край - прибрежная полоса шириной 20 километров на участке мыс Четырех Скал - мыс Южный. ...
Часть побережья, ограниченная с востока линией Ливадия - Анисимовка, с севера железной дорогой Анисимовка - Шкотово (за исключением названных населенных пунктов и железной дороги). ...
4. Красноярский край - территория в границах оз.Половинное - Казанцево - Мессояха - Мадуйка - оз.Дюпкун (за исключением портов Дудинка, Игарка и судового хода по реке Енисей). ...
5. Оренбургская область - территория южнее автомобильной дороги Оренбург - Илек, ограниченная с юго-запада и востока р.Илек и железной дорогой Чингирлау - Соль-Илецк - Оренбург (за исключением названных городов, автомобильной и железной дорог). ...
6. Нижегородская область - территория в границах Первомайский - Пурех - Чистое - Красная Горка - Володарск - Дзержинск - Первомайский (за исключением названных населенных пунктов). Разрешается проезд транзитом по железной дороге и автомобильным транспортом по автомобильной дороге Гороховец - Нижний Новгород с заездом в гг.Володарск и Дзержинск. ...
7. Республика Мордовия - территория, ограниченная с севера границей республики и р.Мокша, линией Старый Город - Русское Караево - Жегалово - Берещино Нижегородской области (за исключением названных населенных пунктов и автомобильной дороги). ...
8. Мурманская область и Республика Карелия - береговая полоса Кольского полуострова шириной 10 километров от мыса Крестовый до р. Воронья, район к западу от р. Воронья, ограниченный с юга и запада автомобильной дорогой Туманный - Кола, железной дорогой Кола - Печенга и линией Печенга - бухта Долгая Щель (за исключением названных населенных пунктов, автомобильной, железной дорог и г. Мурманска с проездом в него по железной дороге, автомобильным транспортом от Колы и транзитом по автомобильной дороге Р-21 "Кола";...
9. Архангельская область и Республика Коми - прибрежная полоса шириной 25 километров Приморского района к западу от р.Северная Двина до пос.Летний Наволок; ...
Острова Новая Земля южнее линии: залив Русская Гавань - мыс Миддендорфа.
10. Свердловская область - часть территории западнее железной дороги Нижний Тагил - Ивдель, ограниченная с севера р.Ивдель, с юга линией Кушва - Серебрянка (за исключением железной дороги и названных населенных пунктов).
11. Челябинская область - территория, ограниченная с севера границей области, линией с. Полдневая (Полевской городской округ, Свердловская область) - ст. Маук - с. Тюбук - г. Касли - г. Кыштым - с. Аргаяш - дер. Карагайкуль - с. Тюбук - дер. Космакова (Сысертский городской округ, Свердловская область) (за исключением названных населенных пунктов). ...
12. Ленинградская область - острова Финского залива (за исключением острова Гогланд), прибрежная полоса шириной 20 километров от реки Нарва до населенного пункта Малая Ижора.
13. Московская область - части районов, ограниченные: Одинцовского - линией Успенское - Жаворонки - Одинцово - Барвиха; Балашихинского - с запада линией Никольское - Трубецкое - Балашиха - Кучино - Томилино (за исключением Горьковского шоссе); Мытищинского - с юга Московской кольцевой автодорогой и линией совхоз Нагорное - Бородино - Волково - Перловка (за исключением названных населенных пунктов и автомобильной дороги); Солнечногорского - с юго-запада Пятницким шоссе и линией Коростово - Подолино - Брехово (за исключением названных населенных пунктов и Пятницкого шоссе); Подольского - с запада Симферопольским шоссе и линией Алтухово - Романцево - Мещерское - Столбовая (за исключением названных населенных пунктов и Симферопольского шоссе); Щелковского - с юго-востока Щелковским шоссе и линией Долгое-Ледово - Оболдино - Щитниково (за исключением названных населенных пунктов и Щелковского шоссе.
14. Калининградская область - Балтийский муниципальный район (за исключением частей территории: первая - примыкающая к бассейнам N 3 и 4 Балтийской военно-морской базы, общей площадью 29,52 га, северо-западной точкой границы которой является точка, расположенная на береговой линии бассейна N 3 в 30 м юго-западнее поворота цементной дороги, проходящей вдоль берега. От этой точки граница проходит 80 м в северо-западном направлении и, не доходя 8 м до пешеходной дорожки, меняет свое направление на северо-восточное, проходя 135 м до угла каменного забора воинской части. ...
тут портянка перечислений пздц15. Волгоградская область - часть Палласовского района, ограниченная с севера и востока линией точка 45 километров севернее пос. Маяк Октября - точка 67 километров севернее пос. Отгонный - точка 20 километров южнее пос. Отгонный - северная оконечность озера Боткуль.
16. Астраханская область - район к востоку от железной дороги Волжский - Ахтубинск - Харабали - Акколь (за исключением указанной железной дороги).
17. Чукотский автономный округ. уточнений нет, я так понимаю - тупо весь.
18. Ямало-Ненецкий автономный округ: территория, ограниченная линией Усть-Кара - Аксарка - Холмы - Вынгапуровский - Халясавэй - Тибейсале, до береговой линии реки Таз, по урезу воды Тазовской губы, Обской губы, пролива Малыгина, Карского моря, Байдарацкой губы (за исключением населенного пункта Усть-Кара и судового хода по реке Обь, а также береговой полосы полуострова Ямал и прилегающей к ней территории шириной 30 километров от мыса Поруй до реки Тамбей). ...
19. Республика Северная Осетия - Алания - территория, ограниченная с юга и запада участком автомобильной дороги Р-217 "Кавказ" от административной границы Республики Северная Осетия - Алания до с. Карджина, участком автомобильной дороги А-164 "Транскам" от с. Карджина до г. Ардона, линией, соединяющей г. Ардон, села Кадгарон, Новая Саниба, Гизель, участком автомобильной дороги А-162 Владикавказ - Алагир от с. Гизель до г. Владикавказа, автомобильной дорогой А-161 Владикавказ - Нижний Ларс - граница с Грузией (за исключением названных участков автомобильных дорог Р-217, А-164, А-162 и автомобильной дороги А-161, аэропорта Владикавказ (Беслан), гг. Владикавказа, Беслана, Ардона, сел Эльхотово, Карджина, Кадгарона, Новой Санибы, Гизели, станицы Змейской). ...
Это сообщение отредактировал ПРИМа25 - 22.10.2021 - 09:42