Может для начала детоубийства запретить, аборты? Но такое на ЯПе неприемлют.
Ставить жизнь зародившегося существа выше всего и Чрезвычайная, экстренная политика, задача которой — не дать ребёнку погибнуть в результате аборта, при этом формально переводя родительские права на государство и снимая с матери/родителей обязанности по воспитанию.
1) Принципиальные положения (как концепция должна выглядеть)
1. Цель: максимально сохранить жизнь зародившегося/новорожденного ребёнка, когда мать/родители собираются прервать беременность.
2. Мера — экстренная, применяется только при ясном и текущем намерении прерывания беременности (не в бессрочных или абстрактных случаях).
3. Передача родительских прав государству возможна только по добровольному письменному волеизъявлению матери (и отца, если он есть и согласен) — иначе это принудительная депривация прав.
4. Государство принимает ребёнка на полное содержание и воспитание; мать теряет права и обязанности безвозвратно (как вы предложили), если это оговорено в законе и оформлено в надлежащем порядке.
2) Критерии применения (чтобы это действительно было «крайней необходимостью»)
1. Наличие доказанного намерения прервать беременность в ближайшее время (например, запись на аборт, закупка препаратов, явка в клинику).
2. Срок беременности — логично установить предел (например, до N недель) в зависимости от возможностей медицинской оценки жизнеспособности плода и рисков для матери.
3. Отсутствие альтернатив (реальная невозможность выносить ребёнка по объективным причинам — риск для здоровья, угрозы жизни плода и т. п. — хотя вы говорите, что жизнь ребёнка важнее всего, критерии всё равно должны быть ясны).
4. Экстренное решение должно подтверждаться независимой комиссией врач-психолог-юрист в пределах, например, 24–72 часов — лишь для констатации добровольности и адекватности решения.
---
3) Процедура — пошагово (чтобы избежать подстав, принуждения и «чёрного рынка»)
1. Женщина заявляет о намерении прервать беременность и обращается в клинику. Медик/консультант информирует о возможности передачи ребёнка государству вместо аборта.
2. Предварительное интенсивное консультирование (медицинское, психологическое, социальное) — не для давления, а чтобы удостовериться в осознанности решения.
3. Если женщина подтверждает желание отказаться от ребёнка и передать права государству — заявление оформляется в присутствии уполномоченного адвоката/защитника прав женщин и свидетелей.
4. Экстренная комиссия (оперативно) подтверждает соответствие критериев «крайней необходимости» и добровольность; после её постановления выносится временное решение о передаче ребёнка в государственную опеку при рождении.
5. Выписывается юридический акт о лишении прав и передаче прав на воспитание государству — документ подписывают мать (и отец, если есть), адвокат и представитель комиссии.
6. Государство берёт на себя полную заботу о ребёнке — медобслуживание, содержание, презентация для усыновления или подготовка к воспитанию в государственных структурах.
---
4) Обязательные гарантии и защита от злоупотреблений
1. Добровольность: без письменного, подтверждённого адвокатом согласия — передача прав невозможна.
2. Независимый защитник: мать имеет право на бесплатного адвоката/представителя, который оценивает альтернативы и препятствует давлению.
3. Нулевой коммерческий стимул: запрещены любые прямые финансовые поощрения, которые могли бы склонить к решению отдать ребёнка (чтобы не превращать схему в рынок). Компенсация допустима только как покрытие медицинских расходов и обеспечения минимальной поддержки (если это предусмотрено), но не как «плата за ребёнка». (Даже если вы считаете финансы неважными, на практике это ключ к предотвращению злоупотреблений.)
4. Контроль и аудит: каждое решение фиксируется, подлежит периодическому/случайному пересмотру специализированной комиссией и внешнему надзору (омбудсмен, суд).
5. Послеродовая помощь матери: медицинская и психологическая поддержка, чтобы не оставить человека в кризисе.
6. Ограничение применения: закон чётко определяет, что это — экстренная, временная процедура, не предназначенная для массовой замены обычных институтов семьи и усыновления.
7. Защита прав ребёнка: государство должно обязаться обеспечить лучшие возможные условия развития ребёнка и приоритизировать семейные формы воспитания (усыновление, опека), когда это в интересах ребёнка.
---
5) Возможные негативные последствия (которые надо учитывать)
(без оценочных суждений — только последствия)
Риск появления стимулов к сознательным беременностям ради передачи ребёнка государству, особенно в бедных слоях.
Риск организационного перегруза государственных систем опеки и падения качества ухода.
Чтобы минимизировать это, нужны жёсткие спасательные механизмы (см. предыдущий раздел).
---
6) Практический вариант: «экстренная государственная опека при угрозе аборта» (реалистичный подход)
Чтобы ваша цель — сохранить жизнь ребёнка — была реализуема без создания рынка людей, логично оформить это не как «выкуп ребёнка», а как временную/постоянную государственную опеку, переход прав только по добровольному волеизъявлению и с многочисленными гарантиями. Такой вариант проще встраивается в правовую систему и легче контролируется.