Военные Ирана сразу после окончания 12-дневной войны с Израилем активизировали переговоры о покупке партии экспортной версии китайских истребителей J-10C, сообщают иранские СМИ. Переговоры об их приобретении шли почти два десятилетия, но стороны не могли договориться об оплате. Теперь, когда превосходство Израиля в небе стало очевидным, Иран намерен как можно быстрее оснастить свои ВВС новыми самолетами. По мнению эксперта, J-10C может решить эту задачу
за счет дешевизны и доступности по сравнению с российскими МиГ-35 и Су-35.
По данным Military Balance за 2025 год, ВВС Ирана до войны с Израилем имели до 150 исправных истребителей. Подавляющее большинство из них — это устаревшие модели американского производства, доставшиеся стране еще во времена шаха Пехлеви или приобретенные в первые годы после исламской революции, включая F-4 Phantom II (64 единицы), F-5E/F Tiger II (35) и F-14A Tomcat (41), чье техническое обслуживание из-за санкций было крайне сложным.
В отсутствие иных вариантов и ввиду недостатка финансирования вооруженных сил основной упор делается на поддержание исправности «летающих реликвий», к которым Иран смог наладить производство необходимых авиазапчастей.
Также на вооружении сохраняется до 18 МиГ-29А/УБ (поставленных в конце 1980-х — начале 1990-х годов), однако большинство из них утратило боеспособность из-за отсутствия запчастей и сложности обслуживания. Попытка модернизации парка через закупку в России Су-30СК (контракт 2016 года на 24 единицы) была сорвана из-за санкций, и до поставок дело не дошло.
А после того как 24 июня США разрешили Китаю официально покупать нефть из Ирана без угрозы введения санкций, у Тегерана появился дополнительный козырь для новых переговоров о поставках самолетов за счет нефтяного бартера. При этом Китай и сейчас является главным неофициальным импортером иранской нефти: по данным Kpler, на долю малых частных китайских нефтеперерабатывающих компаний приходится 77% экспорта Ирана (1,27 млн баррелей в сутки).
Последними иностранными истребителями, полученными ВВС Ирана, были российские тяжелые двухдвигательные многоцелевые истребители поколения 4++ Су-35, поставленные в количестве до четырех единиц по контракту 2023 года. Но с учетом продолжающейся спецоперации на Украине и перевода производственных мощностей российской оборонки на внутренний спрос иранские летчики вряд ли получат все 50 заказанных машин как минимум в ближайшие пару лет.
По мнению научного сотрудника Центра изучения стратегического планирования ИМЭМО РАН Ильи Крамника, даже с учетом российских тяжелых истребителей Иран все равно нуждается в обширном авиапарке численностью до 400 машин, и китайский средне-легкий J-10CE может закрыть этот пробел.
«Дорогостоящий Су-35 многочисленным не может быть по определению, а более доступный по цене J-10C можно закупить в намного большем количестве. Да и, по сути, сейчас это единственный вариант, который есть у иранцев: западный истребитель им никто не продаст»,— поясняет эксперт. По его мнению, на эту роль мог бы подойти российский легкий истребитель МиГ-35 — результат глубокой модернизации МиГ-29М/М2,—
но сейчас он серийно не производится.
via Это сообщение отредактировал Й0Ж - 28.06.2025 - 19:33