Александр Дугин является не только одним из сильнейших русских геополитических экспертов, что-то народ очень мало знает о русском философе?! Именно его философское движение заслуживает уважения! На мой взгляд это самый сильный философ в России и постсоветском пространстве минимум за последние 100 лет.О написанных А. Дугиным книгах, я так понял, геополитики ЯПа даже не считают важным упоминать;_).
На мой взгляд безссмысленно тут это постить, но я сегодня не такой как всегда;_)
Идеология и смысл жизни(тезисы доклада АГД)
Раздел 1. Идеология (понятие и уточнения)
Идеология – учение (наука) об идеях. Казалось, бы все отлично. Но это не так. Мы имеем дело с концептом Нового времени. «Идея» здесь не платоновская, а номиналистская, пропущенная через Локка, Беркли и т.д. – то есть предикат индивидуального мыслящего (вполне картезианского) субъекта. У Платона и платоников идея является не предикатом, а усией, сущностью, субстантивном, ипокейменоном. Человек как феномен является предикатом идеи.
И Дестют де Траси и Маркс понимали это именно так. Поэтому «идеология» есть систематизированная человеческая (даже классовая – буржуазная и пролетарская) рациональность.
Идеология есть «ложное сознание». Идеология есть отчуждение мышления. Она классовая и буржуазная, как минимум Нового времени. Пролетарская идеология все еще идеология, то есть все еще ложное сознание. Она прекратит быть такой (по Марксу) только при коммунизме, когда идеология станет наукой.
Идеология ближе к тому, что Хайдеггер называет «картиной мира» или Weltanschauung, «мировоззрение». Это результат расщепления бытия на то, что смотрит и на то, на что смотрит тот, кто смотрит. Это Vor-stell а значит и Ge-Stell.
Идеология как Ge-Stell есть техника. Она состоит в установлении моделей доминации, то есть овеществляет волю к власти через саморазвертывание в обществе. Общество идеологично, так как в нем устанавливаются разнообразные иерархии – политические, религиозные, эпистемологические, аксиологические и т.д. Все техники сводятся к идеологии как к своей матрице.
Раздел 2. Смысл (понятие и уточнения)
В разных логико-философских системах смысл помещается в разных топосах. У Фреге есть треугольник
Знак (имя)
Вещь (денотат) Смысл (концепт)
В платонической философии смысл есть идея. Она предшествует вещи и выражается через знак. Знак есть опора смысла-идеи, и отсюда он становится символом и магическим инструментом, влияющим на вещь.
Реализм дает более умеренную версию, в нем смысл есть форма (морфэ) вещи, то есть эйдос. В вещи (индивидууме) проявляется вид. Вид есть смысл вещи.
Аналитическая философия (ранний Витгенштейн) стремится элиминировать смысл. Оставив соответствие знака и денотата (доведенной до логического предела номинализм). Это – кульминация Ge-Stell, триумф техники. Комната Серла. Смысл как «мистификация». Идеология нацелена на упразднение смысла. Цифровой мир современного потребления, ИНН – это триумф идеологии.
В структурализме смысл рождается из контекста и коннотативной игры. Поздний Витгенштейн: языковые игры.
Раздел 3. Жизнь (понятие и уточнения)
Жизнь биос и зоэ (Кереньи). Биос как частная жизнь, зоэ как стихия жизни.
У неоплатоников жизнь есть ноэтическое понятие, это зона истечения бытия за свои границы, проодос в Нусе, переход от космоса интиллигибелей (ноэт) к космосу интеллективов (ноэр). Эта ноэтическая жизнь, персонифицированная в Июнгах «Халдейских оракулов», есть ноологический прообраз души в мире феноменов.
У Ницше жизнь есть бытие и воля к власти.
Философия жизни от Дильтея и Бергсона до Клагеса противопоставляется рациональности (то есть тому, чем сущностно является идеология). То есть либо идеология, либо жизнь.
Раздел 4. Смысл жизни (понятие и уточнения)
При всей банальности выражения, остается не до конца ясным, что в нем имеется в виду.
С позитивистской точки зрения, такая постановка абсурдна. Жизнь есть автореферентная данность. То есть в рамках либеральной парадигмы жизнь не может иметь смысла, равно как ив се остальное, только порядковый номер, ИНН.
Смысл у жизни может быть только там, где он вообще признается. А значит, там, где жизнь имеет либо цель (телос), то есть является энтелехийной; либо символическое измерение, то есть указывает на что-то иное (как время у Платона есть развернутая вечность).
Если мы берем платонизм, то жизнь есть развертывание духовного содержания, представленного созерцающему духу. Это и в индивидуальном и во всеобщем. Человеческая жизнь и жизнь человечества – два масштаба общего процесса: динамического повествования о структуре вещного Нуса. Значит, жизнь нужна как книга, читаемая умом.
Если мы берем реализм (аристотелизм), то жизнь есть движение к цели, к естественному месту. Это место есть ее цель и смысл.Так мы получаем эсхатологию. В Коране сказано: «человек спит, умирая он просыпается». Смысл жизни становится эксплицитным лишь в смерти. Это бытие-к-смерти Хайдеггера.
А что такое жизнь в структурализме? Это игра содержаний и комбинаторика цитат. Жизнь одного человека состоит из цитат, повторяющих события из жизни других людей. Чаще всего жизнь есть строгий шаблон, и строго повторяет одно и то же – различия в деталях как раз чаще всего бессмысленны.
Иррационализм витализма Бергсон или Клагес) пытается сказать, что жизнь есть нечто большее… Но это значит, что они отказываются рационально концептуализировать ее смысл.
Раздел 5. Идеология и смысл жизни (понятия и уточнения)
Сводим все к единому узлу. Что получаем?
Структуры «ложного сознания», закрепляющие собой доминантную систему рациональности, с одной стороны. Именно это и только это заложено в идеологии. И обязательно навязчиво и социально. Классическая модель отчуждения.
Символическое или телеологическое измерение динамического процесса (с другой стороны). Другие философские версии лишают жизнь смысла.
Идеология противоположна жизни как стихии: это заложено в формуле Клагеса «Geist als Widersacher der Seele». И здесь все ясно.
Но противоположна ли она смыслу жизни?
Смысл жизни обнаруживает свою онтологическую природу только тогда, когда мы обращаемся к чему-то большему, чем жизнь, к сверх-жизни. То есть жизнь может иметь смысл, только в том случае, если есть нечто большее, чем она. То есть, если мы постулируем позитивно нагруженную бытием смерть. Как это соотносится с отчужденной рациональностью?
На уровне технической рациональности, Ge-Stell и «калькулирующего сознания» (Хайдеггер) никак. Более того, триумфом идеологии является лишение жизни смысла, превращение ее в эффективный технический протокол.
Мы можем как-то соотнести эти понятия, только совершив обратный ход против течения, которое привело идеи к тому плачевному состоянию, в котором они оказались в англосаксонском номинализме, и соответственно, в семантическом контексте Нового времени. Если мы рассмотрим идеологию как подлинное учение о идеях, как ноологию, предполагающую систематизацию контемплативного ясновидения идей, как экстатическую науку «рапта», вос-хищения/по-хищения. На ноологии можно построить общество, это будет Платонополис.
В этом случае идеология как ноология станет матрицей, обращающей к себе экзальтированную стихию осмысленной жизни. Это вполне может иметь не только религиозное, но и чисто политическое выражение, если сама политика будет осмыслена в ее изначальном, а не техническом значении.
10. Резюме: ваша жизнь будет оставаться полностью бессмысленной ровно до того момента, пока у власти не окажемся мы.