# Дмитрий Некрасов
Пока все радуются твитам Трампа о нефтяной сделке, я искренне не могу понять как озвученные параметры 10-15 миллионного сокращения добычи могут быть достигнуты в принципе и как они могут повлиять на физический избыток нефти на рынке в ближайшие пару месяцев.
Единственное понятное звено это собственно КСА и всякие Катары, Кувейты, ОАЭ. Они реально способны относительно безболезненно и оперативно снизить добычу даже на 5 млн баррелей в день
Со всеми остальными ситуация сложнее. Да простят меня нефтяники за профанацию и упрощения, но если объяснять совсем на пальцах, то у монархий залива много месторождений с естественным давлением в пласте. Можно скважину заткнуть заглушкой и нефть перестала идти, а потом заглушку снять и нефть пошла. Нефтеналивные терминалы расположены недалеко от месторождений, добыча сконцентрирована на нескольких крупных месторождениях, тепло.
Российская ситуация отличается практически по всем параметрам. (Понятно что в России совершенно разные месторождения с разными условиями, но если говорить в среднем).
Во-первых если скважину заглушить, то она может тупо замерзнуть (многие вообще в вечной мерзлоте пробурены) и восстанавливать ее потом иногда дороже, чем новую пробурить. Во-вторых, на значительной части месторождений, особенно в Западной Сибири, давление в пласте нагнетается за счет закачивания в пласт газа или воды (с одних скважин закачивают в пласт с других выходит нефть). И остановка/последующий запуск подобной системы заметно сложнее процесса открыть/закрыть заглушку. В третьих, есть разветвленная система нефтепроводов, в которых технологически нежелательно снижать объемы прокачки ниже определенного уровня.
Помимо указанных геолого-технологических факторов крайне важным является структура собственности в отрасли. В монархиях залива у каждой страны есть единая государственная нефтяная компания, которая при необходимости снизить объемы производства снижает их ровно на тех скважинах, где это экономически/технологически/геологически более целесообразно. В России напротив несколько крупных частных компаний плюс мелочевка. У всех этих компаний совершенно разные месторождения с совершенно разной геологией и стадией добычи.
Как решать кто и сколько снизит добычи? Строго пропорционально? Это не эффективно с точки зрения интересов страны. По решению правительства исходя из того где потери ниже? Есть сомнения в беспристрастности правительства, да и правовая база не понятна. В целом правовая база для принудительного сокращения добычи нефти отсутствует.
А что делать с месторождениями, на которых уже сделан большой объем капвложений и они должны запуститься завтра? (Кто будет завтра вкладывать в отрасль, если таким сегодня скажут «не запускайтесь ваши убытки – ваши проблемы»). А что делать с теми старыми месторождениями, с которых если сегодня уйти то завтра оставшаяся там нефть будет навсегда потеряна?
В общем, мне честно не понятно как РФ планирует снижать добычу без серьезных потерь и неизбежного административного дуболомства. А если по договоренности ОПЕК+США+РФ нужно снизить 10 млн добычи в совокупности, то на долю РФ пропорционально должно прийтись порядка 2 млн баррелей снижения . Если план в том, что сегодня надо снизить два миллиона, а осенью опять их запустить, то экономически честно лучше не снижать.
Еще менее понятно как в такой сделке в принципе может участвовать США.
Во-первых неясно зачем. Как минимум в 2019 году США оставались нетто-импортером нефти (есть и экспорт, но импорт больше). Понятно, что в условиях текущего падения спроса на нефть, внутриамериканская добыча превысит внутриамериканский спрос. Однако этот дисбаланс частично может быть разрешен введением импортных пошлин на нефть с одновременной закупкой нефти в резервы. Как минимум можно предположить, что для США не целесообразно пропорциональное с ОПЕК сокращение добычи.
Во-вторых, не ясно как это все может быть сделано юридически с учетом, полностью частной отрасли с сотнями игроков, антитрестовского законодательства и много чего еще.
В-третьих, совершенно не понятно как распределять пропорции сокращения фактически. Даже в России можно собрать 4-5 крупнейших игроков, на которых приходится львиный объем добычи и сказать «вы ребята сокращаете пропорционально». Решение не оптимальное, но все-таки в рамках больших компаний всегда найдутся какие-то малоэффективные скважины для закрытия.
В США же сотни игроков с абсолютно разными условиями добычи. У одних только хорошие месторождения, у других только плохие. У третьих плохие, но цены на нефть захеджированы по 50 долларов за баррель на полтора года вперед. И даже имея себестоимость заметно выше рыночных цен, такая компания может еще долго добывать нефть получая прибыль.
И последнее. Я плохо понимаю как любое решение о сокращении добычи может решить проблему переизбытка нефти в ближайшие пару месяцев.
Потребление нефти упало уже сегодня и останется на этом уровне ближайшие месяцы. Добыча превышает потребление на несколько миллионов баррелей в день уже несколько недель. Нефтехранилища и танкеры заполнены под завязку уже сегодня, оставшиеся резервы складирования стремительно исчерпываются. Разливать лишнюю нефть в море или на землю нельзя. Сжигать тоже нежелательно.
Цены нефтяных фьючерсов (именно их мы видим в новостях как цену нефти) уже сегодня сильно оторвались от реальных цен спотовых сделок. В то время, когда фьючерсы Brent колебались около 25 долларов, реальные танкеры с реальной российской нефтью продавались в Роттердаме по 13 долларов за баррель. Это означало, что компания добывшая нефть в Сибири должна была доплатить 1,5-2 доллара на налоги и логистику, чтобы эту нефть у нее забрали на скважине. На отдельных месторождениях в Канаде практика, что компания доплачивает потребителю, забирающему у нее нефть, продолжается уже не первую неделю.
Естественным рыночным образом при текущих ценах добыча завтра не снизится. Сланцевые добытчики как правило не обладают экономически эффективной возможностью заглушить и потом снова запустить скважину. Они просто не будут бурить новые скважины, но еще много месяцев качать из старых, особенно там, где цены на нефть захеджированы. Большинство традиционных нефтедобытчиков буду вести себя аналогично.
Политическое административное решение о снижении добычи в силу своей сложности и крайней болезненности не может быть быстро принято и уж тем более уж тем более быстро реализовано нигде кроме монархий залива. Вся система очень инертна.
Я все это говорю не к тому, что сделки не будет. Надеюсь будет и для России сделка в текущих условиях рациональна. Однако подобная сделка будет весьма болезненна и вряд ли способна как-то решить проблему текущего переизбытка физической нефти на горизонте 2-3 месяцев.