Если он такой богатый то почему разбазаривает территорию страны?
https://newsland.com/post/7122129-kitai-ann...eredela-granitsКак пишут, возле столицы Таджикистана красуется надпись, которая красноречиво говорит о влиянии Поднебесной в этой среднеазиатской стране: «Помощь Китая для общего будущего».
Эти слова обычно красуются на зданиях и автобусах, покупка которых идёт за счет кредитов и грантов, выдаваемых Пекином.
Одним из ярких примеров является новое помещение парламента Таджикистана. Строительство этого комплекса идёт за счет китайского гранта в размере 250 миллионов долларов.
Китай выделил ещё 120 миллионов долларов на строительство новой столичной мэрии.
Теоретически все это происходит без каких-либо условий, но в этом есть сомнения.
Цифры внешнего долга Таджикистана очень красноречивы.
Из 3,3 миллиарда долларов, которые Таджикистан задолжал международным кредиторам по состоянию на начало 2022 года, 60 процентов — 1,98 миллиарда долларов — приходится на государственный Экспортно-импортный банк Китая, более известный как Эксимбанк.
Неудивительно, что основная часть ежегодных выплат по долгу Таджикистана предназначена для Китая.
Из $131,9 млн, погашенных Таджикистаном в 2021 году, $65,2 млн в той или иной форме достались Китаю. Почти 22 миллиона долларов из суммы, выплаченной Китаю, представляли собой начисленные проценты [такими темпами долго они будут долги возвращать - прим. Об этом не говорят].
С точки зрения процентных платежей, только еврооблигации, выпущенные Министерством финансов Таджикистана в 2017 году, обошлись стране дороже с точки зрения выплаты по ним процентов в 2021 году.
Китайские кредиты обычно выделяются для строительства или капитального ремонта транспортной инфраструктуры или энергетических проектов. Работы чаще всего выполняются силами китайских компаний.
Поскольку китайские долговые соглашения окутаны тайной, определение условий и даже размера кредита затруднено.
Например, Эксимбанк в 2014 году согласился предоставить кредит для завершения строительства железной дороги Вахдат-Яван, соединяющей центр и юг страны. Когда маршрут Душанбе – Куляб, частью которого является участок Вахдат-Яван, был открыт президентом Эмомали Рахмоном в августе 2016 года, все таджикские государственные СМИ отметили, что завершение проекта обошлось в 985 миллионов сомони (125 миллионов долларов по курсу того времени). При этом государственное информационное агентство "Ховар" не сообщило, откуда взялись деньги на строительство, и кто занимался этим строительством.
Но в начале 2015 года первый заместитель министра финансов Таджикистана Джамолиддин Нуралиев сообщил журналистам, что Эксимбанк предоставил кредит в размере порядка 68 миллионов долларов по льготным ставкам для завершения строительства железной дороги Вахдат-Яван. Сообщается, что тендер на контракт был передан государственной Китайской железнодорожной строительной корпорации даже без видимости процесса открытых торгов [по факту деньги перешли из Эксимбанка прямо Китайской железнодорожной строительной корпорации - прим. Об этом не говорят].
Другим важным проектом, в основном финансируемым Эксимбанком, была грандиозная работа, начавшаяся в 2006 году и завершившаяся в 2013 году, по капитальному ремонту высокогорной дороги Душанбе-Чанак, которая соединяет столицу и северную Согдийскую область. Вклад пекинского кредитора в этот раз составил почти 290 миллионов долларов. В очередной раз контракт получила китайская компания – инжиниринговая компания China Road and Bridge Corporation, это означает, что деньги фактически остались в Китае, а у Таджикистана только долги и дорога [и минимум мультипликативного эффекта от этого инфраструктурного строительства - прим. Об этом не говорят].
Как сообщил китайским государственным СМИ в 2019 году руководитель China Road and Bridge Corporation, его компания построила в Таджикистане 728 километров дорог на общую сумму 779 миллионов долларов.
Трасса Душанбе-Чанак, несомненно, является благом для таджикских автомобилистов, хотя многие водители ворчат по поводу того, что они обязаны платить за проезд компании, зарегистрированной на Британских Виргинских островах. Какая часть этих собранных пошлин, если таковая имеется, идет на обслуживание внешних долгов, остается загадкой, как и многое другое, что связано с китайским долгом.