Очень интересно написано Кто такая Матильда.Кстати за долго до того как решили снять фильм.
До перестройки балерина Кшесинская была почти не
известна нашему народу. О ней вспоминали лишь в связи с
роскошным дворцом на Кронверкском проспекте в Ленин
граде, где в марте — июле 1917 г. находился штаб большеви
ков, а в последующие годы — Музей Октябрьской револю
ции. Сейчас в большой моде «возвращение утраченного».
О Кшесинской издаются книги, снимаются телефильмы.
Жизнь Матильды как будто специально создана для книг и
кино — блестящая карьера балерины, романы с наследни
ком престола и великими князьями. Но, увы, никто не
вспоминает о главном романе Кшесинской — романе с
Военным ведомством.
Матильда Кшесинская родилась 19 августа 1872 г. по
старому стилю, или 1 сентября по новому, в местечке Лиго-
во в 13 верстах от Петербурга, где ее родители снимали на
лето дачу. Отец ее Адам-Феликс Кшесинский служил тан
цовщиком в Императорских театрах на вторых ролях, где
обычно исполнял польские танцы краковяк, мазурку и т. д.
Мать Матильды до свадьбы также была балериной. Как пи
сала сама Кшесинская в «Воспоминаниях»: «У моих родите
лей было четверо детей, из которых один умер в младенчес
ком возрасте. Трое из оставшихся в живых пошли на сцену.
Моя старшая сестра Юлия была очень красива и великолеп
но исполняла характерные танцы; она выступала под име
нем Кшесинской 1-й. Ее считали гордостью театра и всегда
давали лучшие роли. Мой брат Юзеф был очень талантлив и
считался ведущим танцовщиком»1. Но почему-то ряд совре-
1
Кшесинская Матильда. Воспоминания. — Смоленск: Русич, 1998.
С. 17.
69 менных авторов, включая Балязина, считают, что у Кше-
синских было 13 детей.
Естественно, что Матильда, согласно семейной тради
ции, поступила в Императорское театральное училище. За
мечу, что Матильда росла умной и развитой девочкой. О
таких А.П. Чехов писал, что они «с двенадцати лет научи
лись не замечать этих несносных мужчин».
О своих увлечениях Матильда вскользь упоминает в
«Воспоминаниях»: «Четырнадцатилетней девочкой я стала
кокетничать с молодым англичанином Макферсоном. Я не
была в него влюблена, но мне нравилось флиртовать с кра
сивым и элегантным юношей». В итоге «англичанин на
прочь забыл о своей невесте. После этого я стала получать
от него любовные письма и цветы: Но очень скоро это раз
влечение мне надоело. И все же его свадьба с этой девушкой
расстроилась. Это был первый грех, который я взяла на
душу»1.
23 марта 1890 г. в Императорском театральном училище
состоялся выпускной спектакль, на котором присутствова
ли Александр III и другие члены «августейшей фамилии».
После спектакля состоялся торжественный обед. Алек
сандр III усадил Кшесинскую рядом с собой, пожелал ей
быть «украшением и славой нашего балета». С другой сто
роны от Матильды он посадил своего наследника — Ники
(будущего Николая II) и при этом, улыбаясь, сказал: «Смот
рите, только не флиртуйте слишком».
Ники правильно воспринял совет отца, но несколько
минут думал, как начать разговор. «Перед каждым прибо
ром стояла обычная белая кружка. Наследник престола по
смотрел на нее и, обращаясь ко мне, спросил:
— Наверняка дома вы не пьете из таких кружек?»2
Так начался роман.
1
Там же. С. 24, 25.
2
Там же. С. 37.
70 Следует заметить, что в те времена Императорский
балет представлял нечто вроде коллективного гарема для се
мейства Романовых. Гораздо проще перечислить великих
князей, не имевших любовниц актрисок, чем наоборот.
Иногда романы затягивались, и у многих великих князей
создавались вторые семьи. Так, у великого князя Констан
тина Николаевича с балериной Анной Кузнецовой было
пятеро детей, получивших фамилию Князевы. У великого
князя Николая Николаевича (старшего) от балерины Ека
терины Числовой было четверо детей, получивших фами
лию Николаевы. Великий князь Николай Николаевич был
главнокомандующим русской армией на Балканах в ходе
русско-турецкой войны 1877—1878 гг. Бездарный полково
дец, он стал героем офицерских анекдотов типа: «Вещий
Олег взял Константинополь и прибил щит к его вратам, а
Николай Николаевич хотел прибить к вратам Стамбула
панталончики Числовой, да турки не дали» и др.
Тут я сделаю маленькое отступление. Сейчас развелось
много «интеллигентов-образованцев», которые с высоты
своего образования (как-никак закончили советские вузы),
брезгливо морщась, любят говорить: зачем собирать сплет
ни и копаться в чужой личной жизни? Увы, пороки или
даже маленькие слабости сильных мира сего очень часто
оборачиваются бедствием или даже катастрофой для мил
лионов людей. А что касается балеринок и их байстрюков,
то они не только не стеснялись своих похождений, но и пи
сали мемуары, давали интервью. Западные историки даже
составили генеалогические древа для Числовых — Николае
вых и К01.
Юные гвардейские плейбои великий князь Сергей Ми
хайлович (внук Николая I) и его сослуживцы по полку Во-
ронцов и Шереметев организовали «картофельный клуб».
Во Франции такой «картофель» называли «клубничкой».
1
Скотт Стаффан. Романовы. — М.: Захаров, 2000. С. 289.
71 Вскоре в «картофельный клуб» вступает и наследник пре
стола, будущий император Николай II. В его дневнике по
являются частые упоминания о походах за «картофелем».
Малечка Кшесинская оказалась вкусной картофелиной,
и роман с цесаревичем Николаем затянулся на несколько
лет.
Надо отдать должное Кшесинской — роман романом, а
театр театром. Она постепенно становится одной из звезд
русского балета.
В 1892 г. Матильда на сцене Мариинского театра уже
танцует главные роли. 17 января 1893 г. она танцевала Авро
ру в «Спящей красавице» и удостоилась похвалы от самого
Петра Ильича Чайковского.
Увы, роман с наследником не перешел в роман с импе
ратором. За несколько недель до смерти императора Алек
сандра III, 7 апреля 1894 г., цесаревич Николай был помол
влен с принцессой Алисой Гессен-Дармштадтской, при
переходе в православную веру получившей имя Александры
Федоровны. Матильда была в отчаянии: «Что я испытала в
день свадьбы государя, могут понять лишь те, кто способен
действительно любить всею душою и всем своим сердцем и
кто искренне верит, что настоящая, чистая любовь сущест
вует». Но утешение пришло немедленно в лице товарища
Николая по «картофельному клубу» великого князя Сергея
Михайловича. Кшесинская написала в мемуарах: «Много
лет спустя я узнала, что Ники просил Сергея следить за
мной».
Великий князь Сергей Михайлович был красивым
высоким блондином и большим оригиналом. В огромном
отцовском дворце он любил ездить на велосипеде по анфи
ладам комнат, в 1914—1917 гг., находясь при Ставке Вер
ховного главнокомандующего, с большим увлечением за
нимался разведением овощей. Сергей Михайлович в глазах
Кшесинской обладал двумя большими достоинствами —
72 во-первых, ему подчинялись все Императорские театры, а
во-вторых... мы скажем чуть позже.
Для Сергея Михайловича Кшесинская стала поистине
роковой женщиной. Он любил ее всю жизнь и до последне
го дня носил подаренный ею золотой медальон.
Казалось, Кшесинская должна быть счастлива. Но, увы,
она начинает новый роман в свой бенефис 13 февраля
1900 г. по случаю 10-летия пребывания ее на сцене Мари-
инского театра. Ее избранник — великий князь Андрей
Владимирович, внук Александра II. Кстати, Андрей Влади
мирович был на 6 лет моложе балерины.
А как же великий князь Сергей? Истерики, драмы? Нет,
ничуть не бывало. Помните у Толстого: «Элен представи
лась новая еще в ее карьере задача: сохранить свою близость
отношений с обоими, не оскорбив ни одного. То, что пока
залось бы трудным или даже невозможным для другой жен
щины, ни разу не заставило задуматься графиню Безухову».
Матильда переплюнула Элен Безухову. Она не только со
хранила обоих любовников, Элен, как помните, умерла от
аборта, а Кшесинская 18 июня 1902 г. родила сына Влади
мира сразу от двух великих князей. Так, по крайней мере,
она уверила их обоих. Сергей Михайлович до последней
минуты жизни считал ребенка своим.
Значение Кшесинской в театре непрерывно растет. И,
наконец, 15 апреля 1901 г. окончательно решается вопрос —
кто хозяин Мариинского театра. Кшесинской поручается
ведущая роль в балете «Камарго», где она должна была тан
цевать в пышной юбке с фижмами. Матильда решила, что
при ее маленьком росте фижмы ей не пойдут. Однако ди
ректор театра запретил изменять утвержденный костюм.
Матильда побежала к Николаю II. Вопрос о фижмах был
решен Высочайшим повелением. Директор театра князь
Волконский, между прочим — Рюрикович, потомок удель
ных рязанских князей, вынужден был уйти в отставку, а
вместо него директором был назначен Владимир Теляков-
ский. Но и ему пришлось несладко. Вот что Теляковский
писал в дневнике 3 января 1907 г.: «Матильда Кшесинская,
73 не служа уже в труппе, продолжает не только распоряжаться
в балете, но и нагоняет страх на начальствующих лиц вроде
балетмейстера и главного режиссера. Какой же может быть
порядок в подобной труппе, и что это за яд — сожительство
артисток с великими князьями!»
15 ноября 1910 г.: «Неужели это театр, неужели это ис
кусство и неужели этим я руковожу? Все довольны, все рады
и прославляют необыкновенную, технически сильную,
нравственно нахальную и циничную, наглую балерину, жи
вущую одновременно с двумя великими князьями и не
только этого не скрывающую, а, напротив, вплетающую и
это искусство в свой вонючий, циничный венок людской
падали и разврата».
12 декабря 1910 г.: «Сегодня во время представления
Крупенскому надо было видеть Кшесинскую. Когда он сту
чал к ней в уборную, то вел. кн. Сергей Михайлович, кото
рый был там, спросил, кто это, женщина или мужчина, и,
узнав по голосу, что это Крупенский, сказал: «Крупенскому
можно». Когда Крупенский вошел, то увидел Кшесинскую
в одной рубашке перед сидящим великим князем. Чистая
идиллия!!! Все, все просто».
Бедная мать-одиночка становится богатейшей женщи
ной России. Уже в 1895 г. Кшесинская покупает загородный
двухэтажный дворец в Стрельне. Балерина капитально от
ремонтировала дворец и даже построила собственную
электростанцию. «Многие мне завидовали, так как даже в
императорском дворце не было электричества», — с гордос
тью отмечает Кшесинская.
Балерина, ее современница, рассказывала: «О ее доме в
Стрельне ходили легенды. Сколько юных танцовщиц, начи
нающих дебютанток прошли через этот дворец! Балерин со
бирали в огромном зале... Гасли свечи, в темноте открыва
лись двери, и толпа молодых великих князей радостными
жеребцами врывалась в комнату — это называлось «Похи
щение сабинянок». «Живые картины» продолжались до
утра в бесконечных комнатах, где уединялись похитители и
похищенные». Во дворце в Стрельне шла большая карточ-
74 ная игра, там раздавались концессии, ворочали миллиона
ми. На день рождения Матильды в Стрельне накрывались
столы на 1000 персон. И ради такого праздника даже меня
лось железнодорожное расписание.
Весной 1906 г. Кшесинская покупает участок земли на
углу Кронверкского проспекта и Большой Дворянской
улицы и заказывает проект дворца архитектору Александру
фон Гогену. К началу 1907 г. двухэтажный дворец закончен.
Его длина 50, а ширина 33 метра. О дворце писали — все
было построено и обставлено по желанию и вкусу Кшесин-
ской: зал — в стиле русский ампир, салон — в стиле Людо
вика XVI, спальня и уборная — в английском стиле и т. д.
Стильную мебель поставил известный французский фабри
кант Мельцер. Люстры, бра, канделябры и все прочее,
вплоть до шпингалетов, было выписано из Парижа. Дом с
прилегающим садом — маленький шедевр фантазии Ма
тильды Кшесинской. Вышколенные горничные, француз
ский повар, старший дворник — георгиевский кавалер,
винный погреб, конные экипажи, два автомобиля и даже
коровник с коровой и женщиной-коровницей. Любила Ма
тильда попить молочка. Был, разумеется, и большой зим
ний сад.
Маленький штрих из личной жизни Матильды. Вот для
нее снимается «прекрасная дача в Нижнем Мисхоре», и она
едет в Крым. Внешне это выглядит как выезд высочайшей
особы. «Мне пришлось закупить весь спальный вагон, уп
латив полную стоимость билетов. Людей со мной ехало
много: горничная, камердинер Вовы и два его гувернера,
Щедрин и Пфлюгер, мой лакей и два повара. Всего нас
было девять человек, а по приезде мы нашли еще одного ра
ботника для кухни. Он оказался таким милым, что мы
потом забрали его в Петербург»1, — как писала сама Кше
синская в «Воспоминаниях».