Херсон будет и останется украинскимЧто эта морда пиздит...
"18 июня 1778 года Екатериной II был подписан указ об основании крепости и верфи[8] и уже 19 октября 1778 года были заложены крепость, верфь и город, получивший название Херсон в честь Херсонеса Таврического[6][9].
Херсону было суждено стать колыбелью и первой базой Черноморского флота, экономическим и политическим центром края. Основателем города, а впоследствии его генерал-губернатором был фаворит императрицы Екатерины II, известный государственный и военный деятель Г. А. Потёмкин[10]. Строительство крепости и города было возложено на генерал-цейхместера И. А. Ганнибала.
Очаковские ворота и крепостные валы, 1784 г.
Также в Херсоне началось строительство Черноморского флота. Под руководством А. Н. Сенявина был построен первый командный пункт и казармы для матросов. Именно по предложенной им схеме (строить на верфи корпуса судов, спускать их в лиман и уже там оснащать орудиями, мачтами и такелажем) строили корабли в Херсонском адмиралтействе вплоть до его ликвидации в 1827 году. 16 сентября 1783 года со стапелей адмиралтейской верфи был спущен на воду первый большой корабль — 66-пушечный, первый линейный корабль Черноморского флота Российской империи, «Слава Екатерины».
В строительстве крепости и города вместе с рабочими участвовали солдаты и матросы. В соответствии с планом крепость была окружена земляными валами, в два слоя облицованными камнем, и рвом, который при необходимости можно было заполнить водой из Днепра. Внутри крепости были построены адмиралтейство, арсенал, военный собор, монетный двор, дворец Потёмкина и ряд других сооружений[11]. С 1 февраля 1784 г. главным строителем крепости и города стал инженер-полковник Н. И. Корсаков (1749—1788).
В 1787—1791 годах строительством укреплений города руководил А. В. Суворов[8], в дальнейшем генерал-губернатор утвердил продолжение строительства укреплений по проекту И. М. Дерибаса (который был назначен командующим Херсонскими десантными войсками).
В 1790 году здесь был открыт первый черноморский литейный пушечный завод. В конце XVIII века Херсон сыграл важную роль в развитии внутренних и внешних экономических связей России. Через Херсонский порт осуществлялась торговля с Францией, Италией, Испанией и другими странами Европы. Во время путешествия по Югу императрицы Екатерины II херсонской крепостью были удивлены даже иностранцы.
Карта Херсона в конце XIX в.
После устройства Николаевского порта (куда перевели адмиралтейство) и основания в 1794 году Одессы значение Херсона как порта и верфи снизилось[6].
В 1803 году Херсон стал центром Херсонской губернии[6][9]. Немаловажную роль в то время в судьбе города сыграл Эммануил Осипович де Ришельё, ставший в 1805 году генерал-губернатором Новороссийского края, который принял решение о направлении налога с торговли вином в Новороссии на развитие Херсона, тем самым сохранив его значение и роль регионального центра. Были утверждены герб и флаг города.
Свято-Екатерининский собор, построенный по указу Потёмкина. В нём он был похоронен в 1791
В 1813 году основано первое уездное училище — казённое начальное заведение, через два года — губернская мужская гимназия. В 1834 году открыто училище торгового мореплавания, в 1874 — земское сельскохозяйственное училище. В 1838 году в городе появилась первая газета — «Херсонские губернские ведомости».
До 1850-х годов Херсон был центром заготовки шерсти и переработки сельхозпродукции[11], в 1850-е годы началось развитие промышленности[9] — был построен первый чугунолитейный механический завод[9], также в 1859 году в городе действовали 11 шерстомоек, 10 салотопок, 6 свечно-сальных предприятий, 2 лесопильных завода, 10 кирпичных заводов[11].
После 1861 года начался экономический рост. Во второй половине XIX века построены театр, библиотека, созданы археологические и природоведческие музеи.
Могила Потёмкина в Херсоне в Екатерининском соборе
С распространением крупнотоннажных судов и пароходов значение мелководного Херсонского порта (глубина подходов в котором не превышала 2,6 м) продолжало снижаться[11], и только после углубления дна в русле Днепра в 1890е годы[6], в результате которых к 1905 году глубина подходов была повышена до 5,5 метра и к 1908 году — до 7,3 метра, Херсон восстановил значение морского порта, важного не только для каботажного, но и для дальнего мореплавания[10][11].
Во время революции 1905 года в Херсоне имели место рабочие забастовки[11] и солдатские волнения (вооружённое выступление солдат 10-го дисциплинарного батальона)[9]. В 1907 году железнодорожная линия соединила Херсон с крупными городами страны, а в 1908 году дала ток первая городская электростанция.
В 1913 году грузооборот Херсонского порта составил 1114 тыс. тонн[11]. В 1914 году в Херсоне действовали свыше 100 предприятий (2 судостроительные верфи, 3 чугунолитейных завода, 4 крупных лесопильных завода, 5 кожевенных заводов, табачная фабрика, 9 типографий, 2 пивоваренных завода и более мелкие предприятия), на которых работали 8,5 тыс. рабочих[6]."