Если кому интересен перевод предисловия, в котором как раз и сказано много о личности Горшкова и его заслугах в мировом масштабе, прилагаю .. (попробую приложить текстом в нескольких частях)
Об авторе *
KEVIN ROWLANDS является командующим Королевским флотом и служил на различных судах и береговых штабах. Он имеет степень магистра в области защитных исследований и образования, а также кандидат исторических наук в Королевском колледже Лондона. Он опубликовал многочисленные статьи и является редактором книг по обзору Военно-морского обзора Великобритании.
Из предисловия
"Это отредактированная книга, и поэтому я обязан в первую очередь выразить признательность человеку, которого я никогда не встречал и никогда не увижу – её автору, Сергею Георгиевичу Горшкову. Без него эта книга никогда не появилась бы на свет. Конечно, Горшков писал на русском языке, его произведения были напечатаны в Советском Союзе, и очень мало материалов было переведено на английский язык для публикации за рубежом. Однако командование военно-морских флотов Запада было заинтересованы в том, что говорил Горшков на пике холодной войны. Я благодарен Стефану Принсу и Джеку Гарднеру из Военно-морского отделения Королевского исторического общества за то, что они предоставили мне свои архивы, чтобы я нашёл современные переводы статей Горшкова. У западных военно-морских флотов нет авторских прав на эти публикации, поэтому я очень признателен руководству «Морского Сборника», в котором было опубликовано большинство работ Горшкова, за любезное разрешение перепечатать его статьи. Я не знаю русского языка, поэтому также очень благодарен помощнику военно-морского атташе Британского посольства в Москве капитан-лейтенанту Райяну Котален Ходжсону, который оказал мне прекрасную помощь.
Вступление
К тому моменту, когда адмирал флота Советского Союза Сергей Горшков вышел в отставку в 1985 году, он в течение трёх десятилетий командовал Советским Военно-Морским флотом. За это время он полностью изменил его службу и создал самую мощную морскую силу, которой когда-либо обладала Россия.
Это было замечательное достижение, которое обеспечило его стране беспрецедентное влияние далеко за пределами её берегов. Теперь, спустя столетие после русской революции и почти три десятилетия после крушения Советского Союза, событие, которое привело к периоду, когда объединённые флоты Запада столкнулись с вызовом их командования морями, возобновился интерес к истории холодной войны.
Теперь настало время новых вызовов, которые характеризуют большую часть второй половины двадцатого столетия, не только из-за теоретических или академических оснований, но и по практическим соображениям.
Возрождается Россия на мировой арене, Китай и Индия стремятся к морскому могуществу. Нестабильность в Африке, Южной Америке, Среднем Востоке и Азии, возрастающая глобализация и взаимосвязанность мира показывают, что сейчас не время для изоляционизма.
Военно-морской стратег, находящийся в столицах Востока или Южной Азии, во втором десятилетии этого столетия размышляющий над тем, каким должно быть влияние его страны на море, стоит перед выбором двух исторических моделей.
Соединённые Штаты начинали с относительно малых морских сил, но с большими морскими амбициями, которые привели к созданию морской державы, продолжающей развиваться. Но Затраты непомерные, и даже, если окажутся доступными в финансовом отношении, то неизбежно возникнут сложности в нехватке опыта, технологий, социальной поддержки общества, и, возможно, политическом мышлении.
С чего начать? Когда военно-морское судостроение начинается, можно сказать, с нуля, крайне неразумно приступать сразу к строительству атомных авианосцев.
Альтернативой такому планированию может быть изменение сложившегося положения иным способом, следуя некоторым урокам человека, который был архитектором самой большой и самой быстрой программы военно-морской экспансии в истории мирного времени.
Под руководством Горшкова Советский Военно-Морской флот был преобразован из маленького, отсталого берегового флота в океанского гиганта «голубой воды». Соответственно, Союз Советских Социалистических республик (СССР) трансформировался из континентальной державы, без интереса к морю, державу, которая рассматривала военно-морские флоты как всего лишь, как какое-то дополнение, в мирового морского игрока, способного бросить вызов Западу на пике холодной войны.
Так изменить взгляды и культуру целой нации было, несомненно, настоящим подвигом, для которого требовались видение будущего, организационные способности и железная воля.
Справедливости ради, необходимо сказать, что на военно-морскую теорию и политику оказала влияние западная научная мысль. Справедливости ради следует заметить, что военно-морская теория и политика зарождались на Западе.
В течение столетий англо-американская школа морской мощи доминировала в стратегии и практике. Королевский военно-морской флот и флот США три столетия, по отдельности или вместе с союзниками, правили морями. Этот факт объясняется географическим положением держав, потому что Великобритания – остров, а Соединённые Штаты окружены огромными океанскими пространствами, обе страны защищены от наземного вторжения.
В результате они развивали свою морскую торговлю, что вело к экономическому превосходству, а военно-морские флоты стали агентами силы и влияния, защищая важные морские коммуникации. Это хорошо объяснили Альфред Мэхэн, сэр Джулиан Корбетт и другие проповедники морской мощи.
Горшков это знал, когда встал у руля Красного Военно-Морского флота. Он позже объяснит, что если бы Советский Союз точно следовал западной модели развития военно-морского флота, то оказался бы в роли новичка, вступившего в соревнование со старыми опытными специалистами. Используя военно-техническую революцию, применяя её к своему флоту, атомные установки, ракетную технику, электронные сенсорные и оружейные системы, он перешагнул через все стадии развития и вступил в соревнование на равных.
Всегда существует альтернативный подход. Например, более века назад француз Жюн Эколь пропагандировал численное превосходство, скорость, обман, использование новой технологии, такой как торпеды, и новую тактику – нанести удар и скрыться. Это была попытка противостоять превосходящему британскому флоту, не вступая с ним в открытое противостояние.
Подобным образом у Советского Союза между двумя мировыми войнами была своя собственная «Молодая школа». Россия всегда была континентальной державой. После революции, в 1918 году новое правительство большевиков сосредоточило свои усилия на строительстве Красной Армии, но это не затрагивало таким же образом развитие военно-морского флота. Типичный взгляд советского руководства, что иметь мощный военно-морской флот – это просто блажь, выразил начальник штаба Красной Армии Борис Шапошников между 1928 и 1931 годами: « К нашему несчастью, морской флот стоит дьявольские суммы денег, поэтому его развитие должно строго отвечать задачам, которые на него возложены. Роскошь непозволительна».
Такое пренебрежительное отношение привело к тому, что модернизаторы Советского Военно-Морского флота получили свободу действий, чтобы попробовать что-то иное. Они сосредоточились на подводных лодках. К концу 1930-х годов Красный надводный флот не мог противостоять современным европейским, американским и японским линкорам, но зато он обладал самым большим подводным флотом в мире и быстро становился силой, с которой приходилось считаться. Этот вариант простой, но эффективной стратегии противодействия, просматривается в китайской и иранской технологиях и тактике.
Однако альтернативные подходы, вызванные необходимостью, тускнеют и исчезают, когда появляется возможность заменить их «настоящей вещью». Советская «Молодая школа» никогда не была официально одобрена Сталиным, а с середины 1930-х годов, когда коммунизм ещё был связан с экономическим успехом, были приняты меры по началу строительства более крупного и более традиционного флота, который мог бы символизировать советскую мощь и престиж. Этот флот содержал много элементов военно-морских флотов США, Британии и германского кригсмарине. Но он не был их точной копией. Чтобы вступить на новую ступень развития, Красному флоту требовался лидер.
Герой войны
Сергей Георгиевич Горшков родился в Каменец-Подольске в 1910 году, который в настоящее время относится к западной Украине, но рос он в Коломне под Москвой. Это был беспокойный регион. Его детство проходило после первой мировой войны и русской революция, большевистское правление принесло некоторое подобие стабильности.
В семнадцать лет Горшков определился со своим будущим и поступил в военно-морское училище имени Фрунзе в Ленинграде, решив сделать карьеру в военно-морском флоте. Он провёл четыре года в училище имени Фрунзе, ведущем военно-морском учебном заведении в СССР. После выпуска в 1931 году он вернулся в Украину. Значительная часть его службы прошла на Черноморском флоте, где он достиг высокого звания. В 1930-е годы он быстро продвигался по службе, его талант заметили, и уже через год после выпуска из училища он командовал маленькими кораблями. В 1937 году он окончил курсы командиров эсминцев, и в возрасте двадцати семи лет учился на курсах старшего командного состава, как раз перед тем, как в 1941 году, нацистская Германия приступила к выполнению плана «Барбаросса»,.
Началась война, которые русские называют Великой Отечественной войной. Горшков уже командовал эскортными кораблями, эсминцем, соединением эсминцев уже командовал соединением эсминцев, и соединением крейсеров. Он был готов сражаться.
Послужной военный список Горшкова не менее впечатляющий, чем в предвоенное время. Он отличился, командуя Азовской и Дунайской флотилиями. В 1944 году сыграл ведущую военно-морскую роль в освобождении Балкан от власти нацистов. Свой военный опыт он использовал в последующие годы в писательской деятельности.
После войны в 1948 году он стал начальником штаба Черноморского флота, а в 1951 году, в возрасте всего лишь 41 год – командующим флотом. Адмирал Кузнецов, тогдашний главнокомандующий советским военно-морским флотом, увидев его талант, в июне 1955 года назначил Горшкова своим первым заместителем. Через шесть месяцев Кузнецов попал в опалу, и на его должность внезапно назначили Горшкова.
Терпеливый политик
Никто не может оставаться на вершине своей профессии, решая все проблемы и преодолевая сопротивление противников, в течение тридцати лет, не обладая способностью и умением политического маневрирования. Неважно, было ли это маленькое внутриофисное маневрирование, или большое государственное, оно всегда определяет длительность пребывания человека на посту, разница только в том, как обставляется его уход.
Ключевое качество, которое требуется для сохранения такого командного поста – способность понимать время, чувствовать политическую «погоду», и действовать, как в сражении, преодолевая встречный ветер. В истории мало таких мест, где нельзя ошибаться, как это было в высших эшелонах власти СССР. При Ленине и Сталине, Хрущеве и Брежневе, при Горбачёве, и после окончательного падения коммунизма, Кремль всегда кишел заговорами, интригами, подсиживанием, ударами в спину и дворцовыми переворотами.
Адмирал флота Советского Союза Сергей Горшков, главнокомандующий советским Военно-Морским флотом, заместитель министра обороны, Герой Советского Союза, находился в высшем эшелоне власти с середины 1950-х до середины 1980-х годов, служа под началом пяти руководителей государства. В то время, как другие падали, он сохранял власть и твёрдо вёл военно-морской флот по пути от бедного родственника других родов вооружённых сил к стратегически важному.
Он был, конечно, моряком и лидером, но он был также и политиком. Ему приходилось им быть. Когда требовалось резать по живому, он это делал. Когда появлялась возможность для роста, он использовал её. Путь, по которому он вёл Красный Военно-Морской флот, был медленным, но когда появлялась возможность, он резко ускорял прогресс.
Кубинский ракетный кризис 1962 года был унижением для Советского Союза и особенно для его военно-морского флота. Преимущественно подводный флот оказался бессильным перед американской блокадой Кубы. У Хрущева больше не было желания повторять такой эксперимент, и он сказал об этом Горшкову. Горшков немедленно воспользовался этим шансом, убедив своего лидера в том, что новая судостроительная программа обеспечит Советский Союз современным сбалансированным флотом, выведет его в мировые океаны, положив конец западному превосходству. Всё, что ему потом понадобилось, он получил. Одни люди создают политическую погоду, а другие ею управляют.
Архитектор
Неверно думать, что только Горшков создал с нуля советский Военно-Морской флот. Флот существовал и до его назначения главнокомандующим. Но он сделал унаследованный флот более сбалансированным по типам кораблей, их назначению, по подбору людей, по задачам в глобальном масштабе. Горшков был архитектором, который знал, что его проект должен начинаться с правильно заложенного фундамента. Советский военно-морской флот раньше критиковали, как силу, которая создавала высокие сооружения, но без инфраструктуры, чтобы их оптимально использовать.
Физическая география, которая сделала Великобританию и Соединённые Штаты ведущими морскими державами, работала против Советского Союза в его попытке избавиться от положения исключительно континентальной державы.
Все четыре флота СССР стояли перед огромными препятствиями, которые собирался преодолеть Горшков, чтобы они могли действовать там, что он назвал «Мировым океаном». Первое заключалось в том, что Северный флот был закрыть льдами в течение шести месяцев. Балтийский и Тихоокеанский флоты также были ограничены на три месяца зимой.
В конце 50-х годов в Советском Союзе было несколько действовавших дизельных ледоколов. Горшков способствовал увеличению их числа. «Ленин», первый в мире ледокол с атомным двигателем, вошёл в строй в 1959 году. В 60-е годы вошли в строй свыше двадцати дизельных ледоколов, что позволило военно-морскому флоту круглый год находиться в северных морях, и, в соответствии с доктриной Горшкова о морской мощи, обеспечить более регулярную проводку судом Северным морским путём из Карского моря в Берингов пролив.
Затем, в начале 70-х годов стали входить в строй самые мощные когда-либо строившиеся атомные ледоколы, которые обеспечили Советскому Союзу надёжный выход в моря.
Вторым препятствием было то, что даже в свободные ото льда периоды, каждый из флотов был вынужден выходить в море в местах, которые контролировались Западом. Северному флоту, чтобы выйти в Атлантику, предстояло прорваться сквозь проходы Гренландия – Исландия – Объединённое королевство. Балтийский флот должен проходить через проливы Каттегат и Скагеррак. Черноморский флот, чтобы выйти в Средиземное море, должен пройти турецкие проливы.
Тихоокеанский флот ограничивали проливы Лаперуза на севере Японии и Цусимский между Японией и Кореей. Чтобы выйти из местных морей и пройти эти места контроля, требовались особые усилия, например, подводным силам Северного флота для прохода в Атлантику, прежде всего дизельным подводным лодкам по классификации НАТО класса «Foxtrot», первому и второму поколению атомных подводных лодок классов «November» и «Victor». В определённой степени авиация дальнего действия, В определённой степени авиация дальнего действия, такая как бомбардировщики класса «Bear», «Backfire» и «Badger» также играли роль в расчистке пути для кораблей ударной группы, которые следовали за ними.
Все четыре флота СССР стояли перед огромными препятствиями, которые собирался преодолеть Горшков, чтобы они могли действовать там, что он назвал «Мировым океаном». Первое заключалось в том, что Северный флот был закрыть льдами в течение шести месяцев. Балтийский и Тихоокеанский флоты также были ограничены на три месяца зимой.
В конце 50-х годов в Советском Союзе было несколько действовавших дизельных ледоколов. Горшков способствовал увеличению их числа. «Ленин», первый в мире ледокол с атомным двигателем, вошёл в строй в 1959 году. В 60-е годы вошли в строй свыше двадцати дизельных ледоколов, что позволило военно-морскому флоту круглый год находиться в северных морях, и, в соответствии с доктриной Горшкова о морской мощи, обеспечить более регулярную проводку судом Северным морским путём из Карского моря в Берингов пролив.
Затем, в начале 70-х годов стали входить в строй самые мощные когда-либо строившиеся атомные ледоколы, которые обеспечили Советскому Союзу надёжный выход в моря.
Узкие моря, сковывавшие действия Балтийского, Чёрного и Тихоокеанского флотов не очень подходили для операций подводных лодок, поэтому Горшков вернулся к своему опыту амфибийных сил во второй мировой войне.
Советская морская пехота была фактически расформирована в 1947 году. Её остатки вошли в состав сил береговой обороны. Горшков восстановил её в 60-х годах, и обеспечил транспортными и десантными кораблями. Раньше морскую пехоту, не готовили, подобно корпусу морской пехоты США во второй мировой войне и позже, к операции вторжения, включая, в случае надобности, овладению стратегически важными морскими проливами для обеспечения прохождения своих флотов.
Выйдя в мировой океан советские флоты, столкнулись с другой важной проблемой – обеспечением. Горшков остро осознавал, что его военно-морской флот не имеет традиций пополнения запасов в море и сети логистических баз по всему земному шару. Советы никогда раньше не могли полностью преодолеть это препятствие, но Горшков работал над тем, чтобы решить её постройкой вспомогательных судов, увеличением время пребывания моряков в море, вдали от своих портов, вёл переговоры с дружественными и союзными государствами о снабжении кораблей в их портах. В разные годы Албания, Куба, Ангола, Южный Йемен и Вьетнам все оказались очень важными для советского дальнего присутствия.
Дальнее присутствие поддерживалось увеличивающейся способностью и численного количества смешанных носителей, которые могли сдерживать, наносить удар и оказывать влияние. С середины 1950-х годов Советский Союз обладал дизельэлектрическими подводными лодками с баллистическими ракетами, но успешное строительство атомных ледоколов позволило Горшкову ввести в строй атомные подводные лодки с межконтинентальными ракетами. За классом «Hotel» последовали «Yankees» и «Deltas», а затем «Typhoons». В конце карьеры Горшкова Советский Союз имел в полтора раза больше атомных подводных лодок, чем военно-морской флот США, но, значительно уступая по числу боеголовок.
Тем не менее, подводная лодка оставалась главным кораблём Красного военно-морского флота, а в дополнение к стратегическим бомбардировщикам, имелось большое число атакующих подводных лодок, выполнявших противокорабельные функции, особенно, против авианосцев.
Собственная советская авианосная программа была менее успешной, но суда строились. В конце 1960-х годов были введены в строй авианесущие противолодочный крейсера типа «Москва», а в 1970-х годах вошли в строй корабли типа «Киев», носители самолётов с вертикальным взлётом и посадкой на палубу. Им предназначалась роль нанесения ударов по береговым и морским целям. И, наконец, класс «Тбилиси» с головным кораблём «Адмирал Кузнецов», который присоединился к флоту в середине 1980-х годов.
Однако главной ударной силой надводного флота были серии крейсеров. Например, классы «Грозный», «Беркут», «Слава», Киров» и «Керчь», включавшие атомные корабли, способные развивать скорость свыше 30 узлов. Они имели на вооружении противовоздушные и противокорабельные ракеты огромного радиуса действия до двухсот миль.
Конечно, такими кораблями должны были управлять должным образом подготовленные и обученные моряки. Многое в работах Горшкова указывает на это и он обращал внимание на человеческий фактор военно-морского развития. Социалистическая утопия марксизма, советская система, с которой имел дело Горшков, мешала ему. Между офицерским составом и матросами была резкая разница.
Офицерский состав состоял, в основной своей массе, из добровольцев, интеллигентных, хорошо образованных профессионалов. В противоположность им, матросов призывали из различных районов страны, плохо образованных, со скудной подготовкой, им платили гроши. Соответственно, если офицеры могли сделать карьеру в море, (как сделал её Горшков), то матросы в конце своей трёхлетней службы оставались на тех же должностях, что приводило к хронической нехватке среднего технического персонала, столь необходимого на современных кораблях. Военно-морские флоты и сейчас борются с этой проблемой. Как удержать ценных специалистов, если не высокой зарплатой, домом, семьёй и стабильностью?
Стратег
Сергей Горшков был не просто умелым военно-морским администратором, способным маневрировать во внутренней советской политике. Он был искусным поборником великой стратегии. В однопартийной советской системе с командной экономикой он умел создавать интеллектуальные и практические связи между национальными интересами и повседневной военной службой. За десятки лет до того, как это стало модным, до того как Запад стал обсуждать «союз», «объединение усилий» и «общегосударственные правительственные операции», Горшков свёл вместе эксплуатацию природных ресурсов, торговлю, потребности общества, политику и морскую безопасность в своё видение морской мощи. Он был сторонником сдерживания, устрашения, как и большинство его оппонентов в холодной войне, но, в то же время, он подчёркивал важность защиты побережья и окружающей среды. Он опережал своё время. Он ясно видел составляющие морской мощи, которые включали не только военно-морской флот, но и рыболовный, торговый флоты, научные исследования, развитие государства: «Есть основание считать, что совокупность материальных средств, обеспечивающих научное и экономическое освоение Мирового океана и защиту государственных интересов, при рациональном их сочетании представляет собой морскую мощь государства, которая определяет способность той или иной страны использовать военно-экономические возможности океана в своих целях.
Следует помнить, что Горшков принял командование военно-морским флотом в тот период, когда большинство стратегов в восточном и западном блоках, предполагали, что любая будущая война между ведущими державами быстро превратится в ядерную. Советский Союз видел для себя главную угрозу не в обычных наземных или морских силах НАТО, а во внезапном первом ударе командования стратегических военно-воздушных сил США.
Предполагалось, что в такой войне будет минимальное участие военно-морских сил, соответственно наращивать силы Красного Военно-Морского флота не требовалось. До Горшкова, и сразу после второй мировой войны, Запад пользовался полной свободой в океанах. Восток, хотя ему это не нравилось, был вынужден, мирится с таким обстоятельством. Горшков, однако, изучал военно-морскую историю, отечественную, патриотическую, и внимательно следил за Западом. Пока западные мыслители дебатировали по поводу военно-морской дипломатии, обсуждали терминологию, он тоже формировал своё мнение. Он использовал своё знание западной военно-морской стратегии, чтобы отойти от традиционного взгляда на флот, как призванного действовать в прибрежной зоне и поддерживать армию.
Что особенно важно, он инстинктивно чувствовал, что флот будет исключительно полезен не только в войне, но и в других операциях, а также для поддержания престижа страны. Он писал «Сила флотов была одним из факторов, помогавших государствам занять место великих держав. Более того, история показывает, что государства, не имеющие военно-морских сил, не могут длительное время находиться в числе великих держав». Однако, очевидно, что его взгляды были вызваны пониманием того, что НАТО является союзом морских держав, занимающих преимущественные стратегические позиции в мировом океане. Истинным назначением западной военно-морской мощи в мирное время, писал он, была «политика канонерок». Горшков использовал термин «локальные войны империализма», описывая свою интерпретацию западной стратегии и утверждал, что военно-морские силы – наиболее универсальные и полезные инструменты государственной военной мощи, благодаря их мобильности, живучести, самостоятельности, способности быстро развернуться, или, при необходимости, отойти.
Эти характерные признаки хорошо понятны в двадцать первом веке, и, хотя Горшков применил их к стратегии НАТО, они универсальны, и равным образом применимы к его собственным силам. Его ярлык «локальные войны империализма» имеет политическую направленность, но смысл достаточно понятен.
Гений Горшкова выразился не только в том, что он вырастил свой военно-морской флот, но и в том, что он оправдал его существование в мирное время, как неотъемлемую часть государства. Его понимание продвижения национальных интересов с помощью продвинутого присутствия не всегда было направлено на противную сторону. В дополнение к потенциалу возможности принуждения с помощью военно-морских сил он видел центральную роль морской державы как средство удерживать союзников для укрепления военных связей.
Советский Союз был наиболее мощной страной в Варшавском блоке, но способы воздействия на страны-сателлиты и другие страны в сфере советского влияния, а также на страны третьего мира существенно различались.
Его особенно интересовали британско-американские отношения, особенно обращая внимание на то, что США достигли своего относительно огромного морского превосходства в двадцатом столетии благодаря тесному сотрудничеству с Великобританией, а Германия утратила свою позицию из-за конфронтации с ней.
Подчёркивая потенциал мягкой силы Советского флота, Горшков построил флот, который состоял не только из надёжных боевых сил, но и был развёрнут в районах, где он раньше не действовал, с намерением использовать его в дипломатических целях с целью продвижения коммунистических идей.
Один из самых знаменитых отрывков из «Морской мощи государства» подробно показывает его мысли: «Советский военно-морской флот тоже используется во внешнеполитических мероприятиях нашего государства. Но цели этого использования коренным образом отличаются от целей империалистических держав. Советский военно-морской флот является средством миролюбивой политики и дружбы народов, политики пресечения агрессивных устремлений империализма, сдерживания военных авантюр и решительного противодействия угрозам безопасности народов со стороны империалистических государств…. Советские военные моряки…чувствуют себя полпредами нашей страны. Дружеские визиты советских военных моряков предоставляют возможность народам посещаемых ими стран воочию убеждаться в торжестве социалистических принципов в нашей стране, в подлинном равноправии народов Советского Союза, их высоком культурном уровне. На наших судах они видят достижения советской науки, технологии и промышленности».
Писатель
К счастью для сегодняшних читателей, Горшков был не только выдающимся организатором, искусным политиком, проницательным стратегом, но он также посвятил себя писательству. В качестве писателя он наиболее известен на Западе по двум отрывкам из его работы, которые появились в 1970-х годах. Впервые он изложил свои мысли в серии статей, опубликованных в советском журнале «Морской Сборник» в 1972-1973 годах, которые были переведены и опубликованы в журнале «Записки Военно-Морского института США» в 1974 году. Статьи в «Записках», их всего одиннадцать, публиковались в каждом номере с января по ноябрь того года. Каждая статья сопровождалась комментарием выдающегося военно-морского офицера США, таких как, Арли Бурке и Стансфилд Тёрнер. Место в американских публикациях, которое уделялось русским мыслям почти в течение года, и уровень анализа, является признанием важности его письменных работ в геополитической ситуации того времени. Контр-адмирал Миллер, Военно-морской флот США, написал по поводу работ Горшкова: «Его статьи следует изучать также прилежно, как европейские государственные деятели изучали работы Альфреда Мэхэна в годы, предшествовавшие Первой мировой войне. Они представляют собой большую важность в определении характера и масштаба соперничества великих держав в близком будущем».
Ходовое название «Статьи Горшкова» официально именовались «Военно-морские флоты во время войны и мира» и представляли собой сочетание исторического анализа, современной военно-морской мысли и того, что называется коммунистической пропагандой. Они были собраны вместе и опубликованы в виде сборника в Англии под названием «Красная Звезда восходит над морем». Из работ Горшкова понятно, что они были рассчитаны на отечественных читателей. Действительно, один из комментаторов выделил три главные цели: Горшков обосновывает важность военно-морского флота для статуса великой державы, заручается поддержкой Коммунистической партией Военно-морского флота и разъясняет свою теорию советским морякам.
Тем не менее, успех статей, как на Западе, так и на Востоке, привёл к необходимости более детального изложения мыслей Горшкова в его знаменитой книге «Морская мощь государства», впервые опубликованной в России в 1976 году, а затем в Англии в 1979 году, в прессе Военно-Морского института. Главный смысл «Морской мощи государства» и статей, написанных в её развитие, - показать прямую взаимосвязь статуса великой державы и военно-морского флота. Однако время от времени он снова даёт понять, что одного военно-морского флота недостаточно.
Военно-морской флот – лишь часть успешной военно-морской силы, которая должна сопровождаться соответствующей морской экономической мощью. Антология работ Горшкова, собранных в этой книге, включает несколько его наиболее знаменитых статей. Если бы не они, книга была бы меньшего объёма.
Включены первая и последняя из серии статей «Военно-морские флоты в войне и в мирное время», поскольку это существенная часть из «Морской мощи государства». Они побуждают читателя глубже ознакомиться с работами Горшкова. В то же время они красноречиво показывают человека, описывающего важность исторического анализа, объясняющего, почему СССР нуждался в военно-морском флоте, и глубоко исследующего составляющие морской мощи.
Однако остальная часть отобранных текстов представляет собой подборку более сырого материала статей, написанных для «Морского Сборника», ранее широко не публиковавшихся на английском языке. В них читатель может видеть несколько иного главнокомандующего, порой горячо восхваляющего коммунизм и советское государство, расстроенного летаргией и неадекватностью своего военно-морского флота, и осознающего относительное превосходство НАТО.
Иногда эти статьи раздражают манерой изложения особенно во вводных частях своими атаками на Запад и неумеренным необъективным восхвалением Партии и Государства. Они необъективны. Однако читатели будет вознаграждены тем, что сквозь эту шелуху пропаганды каждый раз будут обнаруживать заложенную суть послания.
Так почему нам следует читать Горшкова? Нам нужно читать его, потому что он предлагает нам больше, чем то, к чему мы привыкли. Мы привыкли без вопросов воспринимать мудрость Запада, Мэхэна и Корбетта, только потому, что они «наши». Эти стратеги не должны быть забыты. Но никто не должен думать, что военно-морская мысль достигла своего пика в первое десятилетие двадцатого века и не может быть улучшена.
Горшков позволяет нам увидеть с альтернативной стороны союзы, взаимоотношения гражданских и военных, технологии, дипломатию и руководство. Но это не только для нас. Доктрины растущей морской мощи в Азии чрезвычайно напоминают мысли Горшкова.
В конце концов, если вы один из тех, кто планирует построить современный военно-морской флот в Китае или Индии, с чего вы начнёте? Возможно, с трудов человека, который это совершил."