Концептуально налоговый маневр был одобрен на совещаниях по бюджету 2014-2016 гг., которые провели на прошлой неделе президент и премьер, рассказал замминистра финансов Сергей Шаталов (его слова — по «Интерфаксу»). Конкретные предложения по графику понижения пошлины и повышения НДПИ обсуждались в пятницу на совещании у вице-премьера Аркадия Дворковича, уточнил он.
У Дворковича было полуофициальное мероприятие, отмечает федеральный чиновник, на утро понедельника запланировано еще одно совещание.
Сейчас экспортеры нефти платят пошлину по ставке 60% (от разницы между средней ценой нефти за месяц и $182,5), за большинство нефтепродуктов — 66% от нефтяной, а за бензин — 90%. «Мы снижаем экспортные пошлины на нефть и немного повышаем НДПИ, при этом поскольку добывается вдвое больше, чем экспортируется, то это позволяет не настолько повысить НДПИ», — описал идею Минфина Шаталов, не называя конкретные ставки и график их изменения. Представители Минфина и Дворковича от комментариев отказались.
Обсуждается снижение пошлины (коэффициента при ее расчете) на 1-2%, знает федеральный чиновник. На 2% в год, рассказывает об инициативе Минфина высокопоставленный чиновник правительства, НДПИ предложено повысить на 8% в 2014 г., на 5% — в 2015 г. и на 6,5% — в 2016 г. Должны вырасти и льготные ставки НДПИ, уточняет другой чиновник. Но решение пока не принято, подчеркивают собеседники «Ведомостей».
Против маневра выступило Минэнерго, потери отрасли могут составить порядка 75 млрд руб. в год, предупреждает представитель министерства. По его словам, Минэнерго прорабатывает различные варианты наполнения бюджета, в том числе за счет более плавного изменения НДПИ при одновременном пересмотре с 2015 г. пошлин на экспорт мазута и дизельного топлива. Также Минэнерго беспокоит влияние маневра на нефтепереработку и рентабельность НПЗ. Ведь при снижении пошлины начинает расти внутренняя цена нефти — она считается как разница между экспортной ценой и расходами на пошлину и транспортировку.
Представители крупнейших нефтяных компаний отказались комментировать инициативу Минфина. Это перекладывание из одной корзины в другую, жалуется сотрудник нефтяной компании, налог нужно собирать не с добычи, а с финансового результата. Нагрузка на отрасль и без того слишком велика, сетует другой нефтяник, к тому же могут снизиться маржа переработки и эффективность инвестиций в модернизацию НПЗ, не исключен дефицит нефтепродуктов в отдельных регионах.
Опасения нефтяников небеспочвенны, согласен руководитель практики по работе с компаниями нефтегазовой отрасли КПМГ в России и СНГ Антон Усов: вырастет себестоимость и добычи, и переработки нефти, часть сырья может быть отправлена не на НПЗ, а на экспорт. Нагрузка на экспортеров снизится, подсчитал аналитик Raiffeisenbank Андрей Полищук: при $100 за баррель платежи в бюджет (пошлина и НДПИ) составляют 70% от цены нефти, после маневра нагрузка вырастет в 2014 г. до 70,15%, но в 2015 г. снизится до 69,8%, а в 2016 г. — до 69,6%. Снижение пошлины в принципе позитивно, так как она до сих пор очень высока и существенно искажает экономику отрасли, отмечает руководитель международной налоговой практики EY для нефтегазового сектора Алексей Кондрашов.
Снизив пошлину на экспорт нефти, правительство продолжит реформу налогообложения отрасли, начатую в 2011 г., — тогда оно и внедрило систему 60-66-90. Пересмотрев ставки (повышение для экспорта дешевого мазута и снижение для нефти), правительство рассчитывало стимулировать выпуск светлых нефтепродуктов и сократить нагрузку на добычу. Эффект был, констатировали эксперты EY (их презентация есть у «Ведомостей»): за 2012 г. компании нарастили вложения в разведку и добычу на 19%, а в переработку — на 30%.
Сейчас маржа российских НПЗ составляет около $8 на баррель, в Европе норма — $3-4, говорит директор по аналитике московского нефтегазового центра компании EY Денис Борисов. При цене нефти марки Urals в $785 за тонну мазут продается за $600, отмечает Борисов, но из-за низкой пошлины и при дорогой нефти компаниям по-прежнему выгодно производить и экспортировать мазут. В США при переработке нефти получают примерно 5% мазута, в Европе — 15%, приводит он пример, в России — 27-28%, а на некоторых заводах — свыше 40%. Ставку пошлины на экспорт нефти в среднесрочной перспективе можно снизить до 45%, а нефтепродуктов — поднять до 90% от нефтяной, отмечали эксперты EY. Масштаб снижения ставки надо аккуратно просчитать с учетом влияния на экономику НПЗ, подчеркивает Кондрашов.
Снижение рентабельности НПЗ придется компенсировать ростом цен на бензин, уверен сотрудник нефтяной компании. Рост цен на топливо может ускориться — примерно на 3 руб. за литр в течение трех лет.
http://www.vedomosti.ru/finance/news/16375...evr-v-byudzhete